«Василий Поленов. Возвращение в гимназию». Так необычно называется выставка, которая открылась в Музее изобразительных искусств Карелии по случаю 175-летия со дня рождения выдающегося русского художника Василия Дмитриевича Поленова.
Музей изобразительных искусств впервые проводит выставку, посвященную этому замечательному русскому художнику. Как известно, в здании, в котором размещается сегодня музей ИЗО, располагалась до революции Олонецкая мужская гимназия, в которой в 1861-1863 годах учился мальчик Вася Поленов, когда отец его служил в Петрозаводске. Так что действительно состоялось возвращение Поленова – в гимназию.
Я не нашла сведений, оказал ли Петрозаводск и годы учебы здесь какое-то влияние на формирование личности, творчества Поленова. А вот природа Русского Севера покорила будущего художника еще в юности. Поленовы приобрели усадьбу Имоченцы в Олонецкой губернии, ныне это Лодейнопольский район Ленинградской области. Там большая и дружная семья жила весну, лето и осень.
Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, партнер Музея изобразительных искусств Карелии в организации выставки, предоставил для экспонирования рисунки и акварели художника, его сестры, выполненные ими в период пребывания в Имоченцах. И вообще, будучи от рождения городским жителем — он родился в Петербурге, долго жил в Москве, путешествовал за границей, Василий Дмитриевич при этом всю жизнь мечтал поселиться в русской глубинке, на лоне природы.
В 1890 году мечту осуществил — купил небольшое имение Бёхово в Тульской губернии, на высоком берегу Оки, в тихом месте, в сосновом бору. Сейчас это мемориальный музей-заповедник В.Д. Поленова. Там он и похоронен на высоком берегу Оки, а на могиле по завещанию художника установлен деревянный Олонецкий крест.
Выставка «Василий Поленов. Возвращение в гимназию» (куратор Ирина Куспак) дает, пожалуй, представление не столько о творчестве художника – в экспозиции представлены три его работы: две из фондов нашего музея и одна из музея В.Д. Поленова, сколько об удивительной, незаурядной, талантливейшей личности. Это был настоящий русский интеллигент. Хотя с этим соглашались не все его современники.
«Критик Владимир Стасов, – пишут историки, – недолюбливавший картины Василия Поленова, доказывал художнику, что у того сам «склад души — нерусский» и лучше бы Поленову не возвращаться в Москву, а поселиться где-нибудь в Париже или Берлине, это, дескать, больше бы ему подошло».
Вот что писал сам Василий Дмитриевич в своем отчетном рапорте в Академию художеств, которая отправила его в пенсионерскую поездку в Европу: «Никто более меня не желает вернуться на родину, чтобы моим трудом доказать на деле мою горячую любовь к ней, искреннее желание быть, насколько могу, ей полезным…».
Самой известной работой Василия Поленова, сразу сделавшей его знаменитым, стал, как известно, лучезарный «Московский дворик», как называют эту картину искусствоведы: лучезарной ее делает бездна света, характерная и для этой, да и для других работ. Неслучайно Поленова называли мастером колорита. Любители живописи, сами пробовавшие что-то писать красками, когда приходили в магазин за ними, требовали, чтобы им продали, пусть и подороже, но те самые краски, которыми пишет художник Поленов.
Василий Дмитриевич писал «Московский дворик» на старом Арбате, но такие дворики можно было отыскать в любом губернском или уездном городе России. Кое-где они сохранились и сегодня, правда, чудом. Это та самая Россия, которую век спустя замечательный русский поэт, назовет с такой же любовью, с какой ее написал художник, — «тихая моя родина».
Коллега, художник И. Крамской пренебрежительно мог сказать И. Репину о петербуржце и потомственном аристократе В. Поленове: «Этот барин…». Василий Дмитриевич даже сетовал в письмах: «Здесь почему-то считают меня аристократом. Это какое-то недоразумение. Я никаких дворянских качеств в себе не чувствую. Постоянно работаю, да и выше всего люблю работу».
Молодому человеку из хорошей семьи Василию Поленову, как пишут исследователи его творчества, на роду было написано стать художником. Он родился и вырос не только в большой и дружной, но и творческой семье. Экспозиция одного из залов, в которых развернута выставка, посвящена семье Поленовых
Бабушка Васи Поленова по материнской линии, Вера Николаевна Воейкова, была дочерью архитектора Николая Львова, известного по портретам Левицкого, и воспитанницей поэта Гаврилы Романовича Державина. Она любила стихи, рассказывала внукам сказки, а карамзинскую «Историю государства российского» цитировала чуть ли не наизусть.
Для малолетних внуков бабушка устраивала конкурсы на лучшую картину – с вручением медалей, как в Академии художеств. Отец Поленова Дмитрий Васильевич служил дипломатом в Греции, коллекционировал античные древности, был библиофилом, дружил с Карлом Брюлловым. Его жену Марью Алексеевну, мать Василия Поленова, Брюллов даже немного учил живописи — она писала акварели.
Детей в семье с малолетства приобщали к искусству. Заметив у старшего сына талант, родители пригласили к нему учителя-художника. Когда в Петербурге была выставлена картина Александра Иванова «Явление Христа народу», Поленовы со всеми пятью детьми несколько раз ходили посмотреть ее и «приобщиться». Это из детских воспоминаний Василия Дмитриевича.
Хотя Поленовы были потомственными дворянами, дети не росли избалованными невежественными барчуками. Так что отнюдь не случайно двое из них – старший сын Василий и младшая дочь Елена – стали художниками. Более того, Елена Дмитриевна первой из русских женщин того времени занялась живописью профессионально. Ее творчество тоже представлено на выставке.
Когда спустя годы у Василия Дмитриевича появилась своя и тоже большая семья (шестеро детей!), он перенес в нее традиции, обычаи, атмосферу родительского дома. О котором вспоминал не только с теплотой, но и благодарностью.
Помогают представить масштаб таланта, личности художника и работы его друзей из фонда Музея изобразительных искусств Карелии – И. Репина, В. Серова, А Боголюбова, а также его учеников. Вот только два имени: Исаак Левитан и Константин Коровин. Каким же наставником был Василий Дмитриевич!
Еще Василий Поленов писал музыку, был театралом, просветителем. Такой же широтой интересов, познаний, талантов, как этот художник, живший в России на переломе XIX и XX веков, обладали, пожалуй, только мастера Возрождения. По крайней мере что-то от них в его личности было.
Новая выставка в Музее изобразительных искусств явно выпадает из целого ряда художественных выставок. Она не только знакомит с творчеством художника, но подталкивает к размышлениям, сопоставлениям, выводам. Так что возвращение Василия Дмитриевича Поленова в Олонецкую гимназию, и в Петрозаводск тоже, состоялось.