20 марта стартует XVIII Республиканская театральная премия «Онежская маска»
В течение недели и на церемонии «Это вам не Рио-де-Жанейро!» 27 марта мы узнаем, кто сыграл в сезоне 2017/2018 лучшие женские и мужские роли, кто создал самые сильные второстепенные образы, чей дебют стал самым ярким и чья роль в детском спектакле — самой значительной.
Кто те люди, которые принимают решения? Обычно они остаются за кадром. Но в Год театра мы хотели бы их представить. Часть жюри каждый год одна и та же. Но председатель жюри всегда новый. Меняются и члены актёрского жюри, неизменным остаётся лишь то, что все они из разных театров. Давайте узнаем, чем является театр для тех, кто его в этом году оценивает.
Татьяна Тихоновец. Председатель жюри. Театральный критик, историк театра, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии имени Александра Свободина, член жюри и экспертного совета национальной премии «Золотая маска» разных лет, член экспертного совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит, многих других российских и международных фестивалей.
«Театр — это единственное искусство, где живой человек в зале встречается с живым человеком на сцене. Где обычной жизни предлагается выход в иную реальность. Может ли что-то быть выше?»
Анна Гриневич. Театральный журналист, редактор спецпроектов на сайте «Республика». В школьные и студенческие годы играла в театре «Монтес». Сотрудничала практически со всеми республиканскими и городскими изданиями. Автор материалов на социальные, культурные темы, яркий колумнист. Увлекается кино и театром. Автор книги «История театра нашего детства», вышедшей в 2007 году. За интервью с актрисой Еленой Бычковой получила высшее признание журналистского сообщества республики: стала лауреатом Союза журналистов РК 2011 года. В разные годы была членом жюри театральных фестивалей «Ламбушка», «Рождественский парад», «Молодой театр», «Онежская маска».
«В который раз вспомнила Елену Викторовну Маркову, которая прекрасно сказала про театр вообще. Что «каждый, наверное, скажет, что театр — это такая особая территория абсолютной человеческой свободы. И когда мы не находим этой свободы в жизни, мы создаем себе призрачный мир театра, который существует всего 2-3 часа, пока длится спектакль. И потом он исчезает, казалось бы. Но на самом деле это не так. Он остается в душах тех, кто играл и кто смотрел. Это тот момент, который дает человеку силы жить дальше». Лучше не скажешь».
Борис Гущин. Историк, этнограф, писатель, драматург, театральный обозреватель. Во время учёбы в ПетрГУ играл в студенческом театре под руководством Юрия Сунгурова. Интерес к театру пронёс через всю жизнь. Видел вживую на сцене легендарные спектакли середины прошлого века. Более пятидесяти лет проработал в Государственном историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи». Финалист трех общероссийских литературных конкурсов: конкурс, посвящённый 75-летию Юрия Казакова, 2001; конкурс «Мой Петербург», 2003; конкурс «Русский Декамерон», 2003. Две пьесы– «Звезда провинции» и «Уходящая модель» – были поставлены как курсовые спектакли Академии хорового искусства (Москва).
«Церемония «Онежской маски» — это капустник, а капустник всегда интересен и оригинален. Актёры в капустнике на сцене преображаются в неожиданные для зрителя образы, не всегда узнаваемые. Это всегда бывает весело, а иногда даже довольно-таки странно, например, в 2018 году, когда все участники церемонии изображали на сцене «семейку Аддамс».
Наталья Зыкова. Кандидат искусствоведения. Исполнительный директор «Ассоциации Музыкальных Театров», исполнительный директор фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Проектный менеджер, организовала и провела более пятидесяти театральных проектов. Защитила диссертацию «Жизнь оперного спектакля: взаимодействие составляющих театрального спектакля» в 2004 году в Академии переподготовки работников культуры (Москва). Участвовала в организации и проведении интернет-фестиваля «Театральная паутина» с 2004-го по 2009 год, Фестиваля симфонических оркестров мира с 2005-го по 2011 год. Редактор сборника работ Е.А. Левшиной «Летопись театрального дела рубежа веков. 1975-2005». В различных сборниках, изданиях вышло более 25 публикаций.
«Театральный капустник — это шуточное, пародийное представление, которое дают актеры для своих коллег. Это яркий, шумный, незабываемый праздник актерского мира. Как в слоеном пироге в нем сочетаются незаурядные шутки, искрометный юмор, веселые розыгрыши, творческие подарки, буйство красок, фантазий, импровизаций. Только на капустнике есть возможность увидеть яркие индивидуальности артистов и приоткрыть завесу в таинственный артистический мир».
Александр Фукс. Еще студентом в конце 80-х годов создал в университете сатирический театр, в котором ставились спектакли по его пьесам и инсценировкам. В 2010 году окончил театральную академию Санкт-Петербурга. Дипломная работа была по спектаклям Льва Эренбурга в НДТ. В 2017 году написал две пьесы, одна из них вошла в число победителей конкурса Литодрама, а вторая вошла в число победителей конкурса, проводимого Министерством культуры России по поддержке современной драматургии. Публиковался в журналах «Вопросы театра» и «Страстной бульвар». Является ридером международного конкурса новой драматургии «Ремарка». Член жюри «Онежской маски» разных лет.
«Театр — это умно, это остроумно, иногда страшно красиво, а иногда фантастически страшно. Театр — это игра. Театр — это неправда. Но уникальность настоящего театра в том, что его неправда никогда не является ложью».
Дмитрий Константинов. Актёр Театра драмы РК «Творческая мастерская». Выпускник актерского факультета Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова 2010 года, мастерская А.Л. Побережного-Береговского.
«Театр — всегда живое, сиюминутное и неповторимое действо, тем более когда несколько театральных трупп собираются вместе. Моё первое театральное воспоминание — мне шесть лет, сижу у папы на плечах: «Творческая мастерская», спектакль » Я пошёл гулять с ума», очень смеюсь над выражением лица Владимира Игоревича Мойковского. Кто бы мог подумать, что через много лет я окажусь на сцене этого театра рядом с прославленными мастерами. Неисповедимы пути господни…»
Юлия Куйкка. Актриса Национального театра Карелии. Окончила Петрозаводскую государственную консерваторию имени А.К. Глазунова по специальности «Артист драматического театра и кино». Мастер курса — С.С. Пронин. Лауреат республиканской театральной премии «Онежская маска» в номинации «Дебют» за роли Катри в спектакле «Песни синего неба» и молодой Василисы в спектакле «Дело святое». «Лучшая женская роль» за фильм И. Кульнева «Последний романтик» на Третьем международном кинофестивале имени Саввы Морозова. Постоянная участница проекта «НЕ ТО» — ночное единение театра и общества. Режиссер проекта – Олег Липовецкий.
«Театр — это дом волшебства. В нем происходит все сиюминутно, и стать участником этого волшебства великое счастье. Так и «Онежская маска» — это церемония награждения и праздник, который никогда не повторится, так позволь же себе стать свидетелем единственного торжества в жизни артистов и всех, кто его создал».
Ольга Лукашова. Актриса Негосударственного авторского театра «Ad LIBERUM». Окончила музыкальное училище в Абакане. Служила в Северо-Казахстанском театре драмы, в Абаканском Русском драматическом театре имени М.Ю. Лермантова. С 1989 года — актриса Русского театра драмы Республики Карелия. С 2010 года — актриса Негосударственного авторского театра «Ad LIBERUM». Выросла в семье, где всё было пронизано творчеством. Родители участвовали в самодеятельности, мама читала стихи, папа играл на гитаре и был руководителем струнного оркестра, который сам и создал. У Ольги не было выбора кем стать: она с детства занималась в драмкружке при ДК «Строитель». Будучи ученицей 8 класса, сыграла во взрослой театральной студии возрастную роль Фоминичны в спектакле Островского»Банкрот». А через много-много лет сыграла эту же роль в театре.
«Премия»Онежская маска»- это профессиональная премия, это признание твоего труда коллегами. Но очень хочется, чтобы и зрители, для которых мы и выходим на подмостки, тоже не остались в стороне, а пришли бы в Музыкальный театр 27 марта, в День театра, и разделили бы с нами этот праздник!»
Игорь Макаров. Солист оперной труппы Музыкального театра Карелии. В 2016 году окончил Казанскую консерваторию и в том же году был приглашен в оперную труппу Музыкального театра Карелии. Пока учился, участвовал в различных вокальных конкурсах, порой успешно, и теперь на концертах объявляют так: «Выступает лауреат международных конкурсов Игорь Макаров». В театре с большим удовольствием поёт всё — от Онегина и папаши Жермона до Козла и Царевича. В этом месяце у Игоря очередной дебют — Роберт в «Иоланте».
«Хорошая традиция — отмечать Международный день театра на праздничной церемонии вручения премии «Онежская маска». Яркое и незабываемое действо, возможность погрузиться в мир театра и представить во всей полноте, чем живёт театральный Петрозаводск».
Татьяна Мацкевич. Актриса Театра кукол Карелии. Заслуженная артистка Карелии. Удостоена Специального приза жюри Международного фестиваля камерных спектаклей «Ламбушка» за исполнение роли Ласточки в спектакле «Счастливый принц» (Петрозаводск 2002).
«Церемония вручения «Онежской маски» — это единственное регулярное награждение профессиональных артистов в республике. Для зрителей это, во-первых, возможность увидеть артистов всех пяти театров на одной сцене. А во-вторых, такого представления, как 27 марта 2019-го, уже не будет нигде и никогда!»
Елена Сагындыкова. Педагог-репетитор балетной труппы Музыкального театра Карелии. На сцене Музыкального театра Карелии протанцевала двадцать лет, исполнила множество сольных партий. А с 2011 года началась ее карьера педагога. В 2005 году окончила Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой по специальности «педагогика хореографии». С 2018 года Елена просвещает зрителей – проводит лекции «Как понимать язык балета». Свое участие в работе жюри «Онежской маски» Елена воспринимает неоднозначно: слишком сложно, проработав всю жизнь в балете, давать оценку драматическим спектаклям.
«В балете иные, чем в драме, способы самовыражения артистов, искусство танца живет по своим законам. Но я понимаю, что и у артистов драмы тоже сложности с оценкой балетных и оперных спектаклей. Поэтому будем работать в диалоге, стараться находить критерии оценки, подходящие ко всем жанрам. И, конечно, как бы ни сложился в результате круг победителей, сам конкурс пойдет на пользу и театрам, и зрителям. Это событие, оно привлекает внимание к театру, мотивирует публику лишний раз сходить посмотреть спектакль. Я считаю, что зрителям будет интересно эксклюзивное действие, в котором принимают участие артисты из всех театров нашего города, будут освещены лучшие спектакли сезона. Для тех, кто не был в течение года в театре, «Онежская маска» — это прекрасная возможность погрузиться в артистическую среду и узнать всё про новые постановки».