Такой подарок к началу учебного года сделали поэты Вера Линькова и Елена Харламова участникам своих литературных студий, в которых весь предыдущий учебный год занимались одарённые ученики разных школ Петрозаводска.
Альманах состоит из двух разделов — «Поэтическая лаборатория» и «Мастерская слова».
Студией «Поэтическая лаборатория» руководит член Союза российских писателей Елена Харламова. Первый раздел альманаха посвящён творчеству её учеников. Здесь представлены не просто стихи, а самые разнообразные формы поэтической структуры: афоризм и моностих, хокку, верлибр, лимерики, сонеты.
Публикации к каждому из подразделов Елена предваряет кратким описанием того или иного направления и делится своими мыслями о работе с детьми.
«Любопытным типом работы с афоризмами, — пишет Елена, — стало составление высказываний-определений, построенных по принципу антитезы, риторического противопоставления. Например, «Белое – это хорошо отмытое чёрное», «Радость – повеселевшая грусть»».
«Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым». «В этой мысли, — пишет Елена, — коренится один из критериев японского представления о красоте. Осваивая твёрдые поэтические формы, участники студии получили представление о принципах работы с хокку – классической японской миниатюрой. Её внешняя простота обманчива: она требует созерцательности, сдержанности, лаконизма, чувства меры и чувства прекрасного. В фокусе оказывается удивительный, но ускользающий момент «здесь и сейчас», не успевший стать прошлым».
В тишине ночной
Задумался светлячок
О близкой луне.
О верлибре. «Для освоения техники написания верлибра, — пишет Елена, — мы работали с ассоциативной картой Т. Бьюзена. Ассоциации словно «вытягивали» из закутков детского сознания воспоминания, образы, мысли, и существенно расширяли область творческого поиска….. Например: Забытые ощущения похожи на сухие листья, потому что ветер, срывая, уносит их вдаль, следовательно, память держится за корни…»
В разделе студии прозы «Мастерская слова» представлены произведения школьников, их первые опыты работы в разных литературных жанрах: рассказ, эссе, миниатюра, фэнтези, рецензия, ритмическая проза.
Особое внимание на занятиях, рассказывает Вера Линькова, уделяли литературным тропам, с помощью которых любое произведение становится ярким, запоминающимся и привлекает внимание читателя.
Осваивая профессиональные навыки в написании того или иного произведения, мы обращались к конкретным примерам мастеров слова. Вот как, например, написать портрет своего героя? Учимся у Николая Васильевича Гоголя. Портреты персонажей из его поэмы «Мёртвые души» и рассказа «Шинель» подсказывают использование таких литературных тропов, как гротеск, аллегория, сравнение. В результате изучения стилистических особенностей портретных характеристик, дети пишут свои «Портретные миниатюры» и делают свои маленькие открытия. Например, можно написать портрет не только человека, но и любимого питомца, дерева, предмета, портрет ощущения и даже портрет самого слова… Например, слова МЕЧТА и слова ЖЕЛАНИЕ
Краткости, лаконичности, написанию психологического портрета учились у Антона Павловича Чехова. За основу был взят его рассказ «Человек в футляре». Учились находить подобные типажи в нашей современной жизни.
Примеры эзопова языка, аллегории находили в сказках Салтыкова-Щедрина.
Романтизму и тонкому мироощущению учились у Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Увлекательной была работа по созданию коллективной рецензии. Здесь дети высказывали свои впечатления на эссе современного писателя Левона Осепяна «Картины, писанные маслом по чёрной клеёнке» — о грузинском художнике Пиросмани. Сам автор высоко оценил непосредственность взглядов студийцев на его произведение и опубликовал их отзывы в своей новой книге «Вспоминая страны и друзей», изданной в Москве в издательстве «Гуманитарий».
Об истории создания литературных студий
В 2017 году члены карельского представительства Союза российских писателей изложили свои взгляды на развитие литературного творчества в школьной среде. Писатели Надежда Васильева, Светлана Захарченко, Светлана Бердова, Владимир Софиенко, Елена Харламова и Вера Линькова написали свои программы. Елена Харламова в соавторстве с Людмилой Давыдовой из Содружества народов Карелии написали грантовский проект «Мастерская слова». Проект выиграл президентский грант.
Год писатели работали по этому гранту: ездили в школы по разным регионам Карелии и развивали детское литературное творчество по своим программам. Но вот грант закончился. И что дальше? Людмила Давыдова договорилась с директором Детского театрального центра Еленой Солнцевой о продолжении работы по развитию детского литературного творчества. Солнцева взяла под крыло своего Центра.
Елена Харламова стала руководить студией «Поэтическая лаборатория» в Ломоносовской гимнази, Вера Линькова – студией прозы «Мастерская слова» в средней школе имени Пушкина. А чтобы у студийцев появилась своя площадка для публикации, решили издать детский литературный альманах «Первоцветы», собрав лучшие работы юных литераторов. В осуществлении задумки помогла мастер издательского дела Татьяна Уткина. Дизайн обложки сделала художник Елена Агафонова. Графические иллюстрации подарила греческая художница Ники Иордамиду.
Так, благодаря общим усилиям неравнодушных людей, в Карелии появился детский литературный альманах «Первоцветы». Думаем, что он будет интересен не только авторам-школьникам, их родителям, но и педагогам-филологам. И хочется сказать:
— Дорогие педагоги, направляйте своих литературно одарённых учеников в наши студии! Дорогие ребята, испытывающие свои возможности в литературном творчестве, обращайтесь к нам! Занятия студий бесплатны. Позанимавшись в среде увлечённых литературой сверстников весь учебный год, вы увидите публикации своих работ на страницах альманаха «Первоцветы» №2.
Студия поэзии : odnazdy@list.ru
Студия прозы: nasto-08@mail.ru
Вера Линькова, член Союза российских писателей, руководитель студии прозы «Мастерская слова»
Елена Харламова, член Союза российских писателей, руководитель студии «Поэтическая лаборатория»