#Культурный_лидер
В этом проекте Виктория Никитина намерена рассказать о людях, которые сохраняют и развивают культуру Карелии. Это невозможно без тех, кто не боится брать на себя ответственность, поддерживает творцов и открыт новым идеям.
Первый разговор с Натальей Ивановной Вавиловой, директором Музея изобразительных искусств Республики Карелия.
«Мы потеряли целое поколение, пока страна разбиралась с собой. А серость – это страшный и мощный кулак. Поэтому у нас в музее так много детских и семейных программ. Сейчас мы вкладываем в детей, а потом они будут вкладывать в своих детей».
Номерок в туфельке
Худенькая девочка из барака стоит в красивом холле дворца, вглядывается в причудливые узоры металлического круга пола. Ступить страшно. Такая красота! Зал, сцена, кулисы, бывшая домовая церковь… Дворец пионеров располагался в здании бывшей гимназии, нынче Музей ИЗО.
Разве могла тогда юная балерина Наташа Романенко предположить, что станет хозяйкой этого прекрасного дома?
Жили как все. Семья военного. Барак. Папа и мама много работают. Девочки очень самостоятельные. Однако в семье было много нежности, общения, радости.
Каждое лето из прохладной Карелии на большой военной машине три сестры отправлялись к бабушке и дедушке в Белоруссию. Там свой дом, залитый солнцем большой двор, и заросли малинника, в который так вкусно прятаться. Дед встречал девчонок на телеге, и дорога к дому была долгой: слишком часто северные дети просили деда съехать на обочину. Как же орехи, фрукты пропустить? Такое все вкусное!
«Я помню голос дедушки, который читает молитвы. Помню нежность дедушки и бабушки, любовь родителей.
Мама из большой семьи – 16 детей! Отец ее очень любил. Он был популярным портным. Обшивал всю знать. А мама выучилась на штурмана, правда, всю жизнь работала на берегу.
По папиной линии тоже крепкая семья с традиционным укладом жизни, люди дела и слова. Дед нас крестил в два года и в нашей семье всегда втайне отмечали Пасху. Он был очень образованный и папу воспитали тонко чувствующим человеком.
В любые времена Дедушка и Бабушка были примером и вдохновением для всей семьи. Андрейка и Марьянка — так ласково друг друга звали до конца. Огромное количество любви предков было заложено в моих родителей. А они это вложили в меня и сестер».
Никто из старших никогда не давал четких указаний детям куда идти, кем быть или что делать. Всё выбирали сами. Одно лишь самое главное внушили в семье – чем бы ты ни занималась, за что бы ни бралась, делай все качественно.
После 7 класса Наташа поступила в педучилище. Тяжело болела мама, и нужно было приобретать профессию. А там твердые правила: всегда вторая обувь, чистая одежда, белые воротнички, в обязательном порядке – абонемент в музыкальное училище на все концерты. Педагог должен быть культурным человеком в полном смысле этого слова! Эмма Павловна научила студенток: чтобы не мешать музыкантам звяканием, номерок из гардероба нужно спрятать в туфельку.
Наталья Ивановна благодарный человек, она помнит имена всех своих учителей: Татьяна Шолоховна учила балету, Лидия Петровна школьным премудростям, ученица Крупской Александра Алексеевна – секретам педагогики, Эмма Павловна открыла мир музыки.
Наташа уроки впитывала как губка, занималась прилежно, ей было всегда всё интересно. И в результате уроки непрофильного фортепиано освоила так, что смогла работать музыкальным педагогом в детском саду, английский язык изучила настолько хорошо, что в институте сдала его экстерном. В институт поступила заочно, чтобы не обременять родителей. Всего два человека в тот год набрали высший балл, в том числе Наталья Романенко. В итоге оказалось, что выбранная интуитивно в Герценовском «Психология» – основа основ, ключ к пониманию искусства, которым она занималась всю свою жизнь.
Вихрь советского периода
Кто говорит про болото советского периода, не знает о нем ничего, считает Наталья Ивановна. Обкомы, горкомы, партийные лозунги и проработки рядов… Как бы не так! Вокруг отдела пропаганды райкома комсомола, вокруг Натальи всегда жизнь, яркие личности формалов и неформалов.
Помимо устройства официальных выставок, на базе ВТО — Союза театральных деятелей — собирали изгоев от искусства: художников, которых никуда не брали, композиторов, которых затирают маститые. Спорили, устраивали просмотры, встречи, будоражили театры, устраивали вечера поэзии, творческие лагеря, изучали танцы, целые трактаты писали, чтобы танцплощадку защитить.
Какое время? Время – это люди. Дела и поступки.
Судьбоносный заказ
Наталья Ивановна женщина удивительной красоты. Вне моды, вне возраста. Ее всю жизнь уговаривают на портрет, а она даже фотографироваться не любит. И любования собой не терпит. Парадокс, но замуж вышла за сраженного первым взглядом.
Представьте себе, поручено молодой обкомовской сотруднице серьезное дело — найти композитора, который мог бы сделать аранжировки трех песен для комсомольской конференции. Порекомендовали «небесталанного» молодого Геннадия Вавилова, недавно прибывшего в Петрозаводск по распределению. Договорились о встрече. Он вошел. И всё. Пропал. Стоит и молчит. Столбняк настоящий. Рыжий, смешной. Как необходимую информацию о заказе получил, не помнит.
А позже отчаянно шантажировал ответственную Наталью тем, что деньги не станет за работу получать, если она не согласится прийти на чай. Пришла Наташа из вежливости, а оказалось, что на всю жизнь. Потому что с порога встретил ее композитор Вавилов музыкой и попал в самое сердце. Любовь сумасшедшая! Навсегда.
«Я себя никуда никогда не предлагала»!
Наталье Ивановне Вавиловой трижды предлагали стать министром культуры Карелии. В министры не случилось, стала заместителем по искусству. Однако, в чиновниках долго не удержалась, при первой же возможности с головой, откликнулась на новое предложение, бросилась в интересное живое дело.
В разгар тех самых пресловутых 90-х Вавилова стала директором музея ИЗО. В новой должности пришла не во дворец — в неухоженное, необорудованное здание. Прямо за дверью входа, в фойе, где когда-то замирала от восторга маленькая Наташа, стоял стойкий запах канализации. Задача непростая – завершить капитальный ремонт и реконструкцию здания к 300-летию Петрозаводска. Ремонт стоит. Денег нет. Что может сделать женщина? Просто женщина – сесть и заплакать. Но только не Вавилова! Она взялась за дело и подключила всё и всех! В итоге с помощью депутата Пивненко нашли 38 миллионов рублей.
Новый директор не из кабинета контролировала процессы, лихо забиралась на высоченные строительные леса, подгоняла и призывала к совести строителей на понятном им языке, лично отмывала следы известки и краски, выбирала ручки к дверям и цвет краски, а к подготовке экспозиции привлекла лучших специалистов России.
Ремонт длился два года. К юбилею успели! Как высшая оценка — Третьяковская галерея включила Музей изобразительных искусств Карелии в программу «Золотая карта России».
Сегодня около 3000 карельских детей благодаря Музею ИЗО обучаются по программе Русского музея «Здравствуй, музей!». Более 60 человек из отдаленных уголков Карелии обучаются дистанционно. Заключено соглашение с университетом по программам для студентов.
А музей Наталья Ивановна каждый день обходит с придирчивым осмотром. О Доме надо заботиться. Здесь постоянно что-то подкрашивают, обновляют, ремонтируют. И всегда готовы к приему гостей.
Секреты успеха
Мы в кабинете, сидим, разговариваем. Точнее, сижу я. А Наталья Ивановна то и дело вспархивает с директорского кресла, чтобы достать фотоальбом, показать заметки, подарки детей музею. Эту легкость невозможно не заметить. Сотрудники музея знают, какую колоссальную поддержку получают все самые необычные проекты. Возможно, от того, что у Вавиловой нет возраста, директорской тяжеловесности. Есть горящие глаза, скорость принятия решений, умение брать ответственность на себя, мотивировать всех, энергия и задор!
Смеется: «Я открыта всему современному». Подобострастия нет. На фотографиях с Путиным, Пиотровским – увлеченные собеседники, вне социальных ступеней. Когда закончился срок ее деятельности в Общественной палате РФ, ее провожали необыкновенно душевно всем составом. Наталья Ивановна смеется: «Я просто делала свое дело и счастлива, когда люди ко мне приходят».
У директора Вавиловой грандиозные планы: 60-летие музея, работа с новыми роскошными поступлениями в музейные фонды, участие в новых проектах….
Прямо во время нашей беседы бесконечное количество звонков, на один Наталья Ивановна все-таки отвечает, нельзя не ответить: «Это о ремонте фондовых зданий. Фондохранилище получили! У нас будут новые площади под фонды и огромный зал современного искусства!».
В музее сплоченный слаженный коллектив. Здесь берегут специалистов, поддерживают молодых. Есть собственная уникальная награда «За преданное служение музейному делу!».
15 правил Натальи Вавиловой
* Директор – это кто? Никто ничего не должен, а вот директор – должен! Все должен уметь. Как говорится, «от туалета до банкета».
* Я человек эмоциональный, но умею просить прощения.
* Мы все должны стараться понимать друг друга. Общаться без статусов и социальных ролей.
* Приобщение к мировой культуре очень важно для человека. Как правило, среди тех, кто занимается творчеством с детства, бандитов нет.
* В музее у каждого должна быть своя ниша. Она может быть разной. Мы всем открыты, всем возрастам и группам людей.
* Мы потеряли целое поколение, пока страна разбиралась с собой. А серость – это страшный и мощный кулак. Поэтому у нас в музее так много детских и семейных программ. Сейчас мы вкладываем в детей, а потом они будут вкладывать в своих детей.
* Семья – основа социальной безопасности. И все начинается с фразы «Доброе утро!». Это так просто!
* Искусство нельзя зажимать в рамки.
* Фундаментальная культура должна существовать независимо от оценщиков.
*Как разбираться в современном искусстве? Нельзя ценить с одного взгляда. Я всегда смотрю много, вглядываюсь, ищу то, что в произведении вызывает эмоцию, чувство.
* Искусство раскрывает настоящее в каждом Человеке. Из музея люди выходят совершенно другими.
* Мои друзья, мои советники – умные книги. Всегда рядом — Карнеги, Луиза Хей.
* У меня много записочек. Я всегда записываю в дневник слова, что мотивируют меня, двигают вперед, поддерживают.
* Я отовсюду все беру. Самое лучшее «тащу» в музей.
*Все будет хорошо, как ни говорите!
Я попросила Наталью Ивановну, не задумываясь, назвать три самых заветных желания. Все они оказались о любимой работе:
Чтобы люди приходили в музей и чаще улыбались. Чтобы они замечали красоту мира, нашего города.
Чтобы музей развивался, не останавливаясь.
Чтобы Музей ИЗО стал настоящим брендом Карелии.
Я уверена, что так и будет. Ведь для их исполнения проделана огромная работа. Новых желаний, новых проектов, Наталья Ивановна!