Семья и дети, Школа и вуз

К школе готов. А готов ли?

 

Во сколько отдавать ребенка в школу – в 6 или в 7 лет? Жаркий спор между родителями по этому вопросу разгорелся недавно в одном из петрозаводских детских садов. Ни к чему не пришли и тогда обратились к нам в газету, а мы адресовали этот вопрос специалистам.

Не торопите детей жить

Ольга ПАРАМОНОВА, учитель начальных классов петрозаводской средней школы № 48, победитель приоритетного национального проекта «Образование», методист Центра развития образования:
– Мой педагогический стаж 27 лет. 20 лет я работала с шестилетками, последние годы беру первоклассников-семилеток. Многие годы была убеждена, что в школу надо идти в 6 лет. Сегодня я хочу высказать мнение не только как опытный учитель, но и как мама.
Своих собственных детей, Сергея и Екатерину, много лет назад я отправила учиться в 6 лет, хотя была возможность отдать с 7 лет. Они были неплохо готовы к школе, рано начали читать. Многие родители считают, что чтение и счет – главное для подготовки к школе. Сколько бы мы, учителя, ни говорили, что это не самое главное, родители и воспитатели детских садов сегодня придерживаются другого мнения.
Сергей пошел учиться с детьми, которые были на год старше его, окончил 1 класс почти на одни пятерки (тогда были отметки в 1 классе). Первый его школьный год проходил на моих глазах, и я поняла, что дети должны учиться со своими сверстниками, физическое развитие нельзя не учитывать, каким бы высоким ни было интеллектуальное. Я перевела сына во 2 класс к ровесникам и сегодня об этом не жалею. Первый вывод сделала такой: нежелательно учиться с детьми старше вашего малыша на год, а иногда и на полтора, в будущем это обязательно скажется на его психологическом здоровье.
В последние годы в Карелии, да и по всей России, в 1 класс поступает очень мало здоровых детей, программы сверхсложные, а амбиции у родителей завышены. Недостаток солнца, витаминов, плохие экология, питание и вода – все это сказывается на детском здоровье. Советую поступать в школу с 7 лет, особенно мальчикам!
Не думайте исключительно про первый год обучения, подумайте о том, что учиться ребенку надо 11 лет. Маленьким некрепким интеллектуалам легко только первые полгода, но они быстро утомляются. Физически крепкие детишки, которые умеют быстро одеться и раздеться, подготовиться к уроку, более усидчивые и внимательные, быстро догоняют и перегоняют интеллектуалов.

Конечно, все очень индивидуально. Посоветовать могут воспитатель и психолог в детском саду, прислушайтесь к ним, они же видят, как ваш ребенок умеет работать в коллективе. Жизненного опыта у семилетнего ребенка на год больше, он быстрее адаптируется к школе, и у него еще останется время на дополнительное образование во второй половине дня.
Еще раз напомню: сегодня другой темп жизни, другое здоровье у детей, другие программы. Не торопите детей жить…

 

Плата слишком высока

Ольга СИДЛОВСКАЯ, зав. кафедрой физического и психического здоровья ребенка факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, директор Центра психологической поддержки «Ваш психолог»:
– По закону право быть принятыми в 1 класс имеют все дети, достигшие шести с половиной лет и не имеющие медицинских противопоказаний. Однако достижение ребенком определенного возраста на самом деле не является гарантией готовности к школе. По интеллектуальным способностям дети 6 и 7 лет имеют небольшие различия, но физически и эмоционально шестилетки значительно отличаются от семилеток.
В моей практике почти у всех детей, и особенно у мальчиков, которые начали учиться до шести с половиной лет, было много проблем в обучении и трудностей адаптации к школе. Некоторые родители стремятся отдать мальчиков в школу пораньше, боясь, что с ученической скамьи ребенок попадет сразу в армию. Но порой плата за это слишком высока: постоянный неуспех, низкая самооценка, отсутствие желания учиться.
Девочки приспосабливаются легче, стараются соответствовать школьным требованиям, ожиданиям учителя и родителей. Но любой ребенок, который психологически не подготовлен к школе, будет испытывать трудности в обучении. Самые серьезные трудности для большинства шестилеток – школьные требования, режим, длительность уроков, необходимость постоянно себя сдерживать и контролировать, быть внимательным в течение дня.
Помочь определить готовность вашего малыша к таким нагрузкам могут психологи. Обычно прием в школу начинается в марте-апреле. С детьми проводят собеседование и тестирование. Сложность заданий зависит от школы: в одних могут просто попросить посчитать до десяти и обратно, а в других требуют бегло прочитать текст, решить задачу и пройти серию психологических тестов.
Если требования в школе достаточно жесткие, необходима специальная подготовка ребенка, которая может проводиться в детском саду или группах подготовки к школе (Малышкиной школе). Это не гарантирует успешности в обучении, но может облегчить адаптацию ребенка к школе.
Обратите внимание на способность малыша ориентироваться в пространстве. Проверьте, знает ли он, где находятся «право» и «лево». Может ли найти верхний левый угол листа и т.п. Нарисуйте план вашей квартиры (детской площадки) и предложите ребенку найти «клад», помеченный в определенном месте. Или попросите ребенка срисовать абстрактный рисунок из простых геометрических фигур. Можно предложить посчитать по порядку расположенные в несколько рядов предметы. Обратите внимание на то, что счет идет слева направо и сверху вниз. Часто дети перечисляют предметы хаотично или начинают пересчитывать их справа налево или снизу вверх. Зеркальное письмо букв или цифр также является признаком необходимости дополнительного внимания к развитию пространственной ориентации.
Если вы хотите протестировать ребенка у специалиста, то это надо делать тогда, когда ребенок здоров. Перед тестированием нельзя смотреть телевизор или играть в компьютер, поскольку это приводит к снижению концентрации внимания и работоспособности. Специалист определяет уровень развития способностей по целому набору тестов, идеальное выполнение одного теста не имеет решающего значения.
Чтобы быть спокойными при поступлении ребенка в школу, пройдите тестирование заранее, в 5 – 6 лет. Не проводите его самостоятельно, доверьтесь специалисту. Психолог поможет вам подобрать индивидуальную программу занятий и даст необходимые рекомендации по подготовке к школе. Если ваш ребенок уже зачислен в школу, то можно обратиться за консультацией к психологу в апреле-мае. Необходимо адекватно оценить психологическую готовность и получить рекомендации от психолога по адаптации ребенка к школьному обучению, учету его индивидуальных особенностей.

 

Что такое готовность к школе?

1. Интеллектуальное и речевое развитие. Обычно определяется уровень овладения простейшими логическими операциями. Это задания типа «четвертый лишний», классификация, рассказ по серии картинок. Определяются уровень развития связной речи, наличие логопедических проблем.

2. Желание идти в школу, понимание того, зачем необходимо учиться, зачем нужны знания, зачем дети идут в школу.

3. Умение действовать по заданному взрослым правилу, слушать и последовательно выполнять его указания.

4. Отношение ко взрослому как к учителю, указания которого обязательны.

5. Наличие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

«Лицей» № 3 2009