Ольга ПАРАМОНОВА, учитель начальных классов петрозаводской средней школы № 48, победитель приоритетного национального проекта «Образование», методист Центра развития образования:
– Мой педагогический стаж 27 лет. 20 лет я работала с шестилетками, последние годы беру первоклассников-семилеток. Многие годы была убеждена, что в школу надо идти в 6 лет. Сегодня я хочу высказать мнение не только как опытный учитель, но и как мама.
Своих собственных детей, Сергея и Екатерину, много лет назад я отправила учиться в 6 лет, хотя была возможность отдать с 7 лет. Они были неплохо готовы к школе, рано начали читать. Многие родители считают, что чтение и счет – главное для подготовки к школе. Сколько бы мы, учителя, ни говорили, что это не самое главное, родители и воспитатели детских садов сегодня придерживаются другого мнения.
Сергей пошел учиться с детьми, которые были на год старше его, окончил 1 класс почти на одни пятерки (тогда были отметки в 1 классе). Первый его школьный год проходил на моих глазах, и я поняла, что дети должны учиться со своими сверстниками, физическое развитие нельзя не учитывать, каким бы высоким ни было интеллектуальное. Я перевела сына во 2 класс к ровесникам и сегодня об этом не жалею. Первый вывод сделала такой: нежелательно учиться с детьми старше вашего малыша на год, а иногда и на полтора, в будущем это обязательно скажется на его психологическом здоровье.
В последние годы в Карелии, да и по всей России, в 1 класс поступает очень мало здоровых детей, программы сверхсложные, а амбиции у родителей завышены. Недостаток солнца, витаминов, плохие экология, питание и вода – все это сказывается на детском здоровье. Советую поступать в школу с 7 лет, особенно мальчикам!
Не думайте исключительно про первый год обучения, подумайте о том, что учиться ребенку надо 11 лет. Маленьким некрепким интеллектуалам легко только первые полгода, но они быстро утомляются. Физически крепкие детишки, которые умеют быстро одеться и раздеться, подготовиться к уроку, более усидчивые и внимательные, быстро догоняют и перегоняют интеллектуалов.
Конечно, все очень индивидуально. Посоветовать могут воспитатель и психолог в детском саду, прислушайтесь к ним, они же видят, как ваш ребенок умеет работать в коллективе. Жизненного опыта у семилетнего ребенка на год больше, он быстрее адаптируется к школе, и у него еще останется время на дополнительное образование во второй половине дня.
Еще раз напомню: сегодня другой темп жизни, другое здоровье у детей, другие программы. Не торопите детей жить…
Плата слишком высока
Ольга СИДЛОВСКАЯ, зав. кафедрой физического и психического здоровья ребенка факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, директор Центра психологической поддержки «Ваш психолог»:
– По закону право быть принятыми в 1 класс имеют все дети, достигшие шести с половиной лет и не имеющие медицинских противопоказаний. Однако достижение ребенком определенного возраста на самом деле не является гарантией готовности к школе. По интеллектуальным способностям дети 6 и 7 лет имеют небольшие различия, но физически и эмоционально шестилетки значительно отличаются от семилеток.
В моей практике почти у всех детей, и особенно у мальчиков, которые начали учиться до шести с половиной лет, было много проблем в обучении и трудностей адаптации к школе. Некоторые родители стремятся отдать мальчиков в школу пораньше, боясь, что с ученической скамьи ребенок попадет сразу в армию. Но порой плата за это слишком высока: постоянный неуспех, низкая самооценка, отсутствие желания учиться.
Девочки приспосабливаются легче, стараются соответствовать школьным требованиям, ожиданиям учителя и родителей. Но любой ребенок, который психологически не подготовлен к школе, будет испытывать трудности в обучении. Самые серьезные трудности для большинства шестилеток – школьные требования, режим, длительность уроков, необходимость постоянно себя сдерживать и контролировать, быть внимательным в течение дня.
Помочь определить готовность вашего малыша к таким нагрузкам могут психологи. Обычно прием в школу начинается в марте-апреле. С детьми проводят собеседование и тестирование. Сложность заданий зависит от школы: в одних могут просто попросить посчитать до десяти и обратно, а в других требуют бегло прочитать текст, решить задачу и пройти серию психологических тестов.
Если требования в школе достаточно жесткие, необходима специальная подготовка ребенка, которая может проводиться в детском саду или группах подготовки к школе (Малышкиной школе). Это не гарантирует успешности в обучении, но может облегчить адаптацию ребенка к школе.