В Музыкальном театре Карелии идет спектакль, декорациям и костюмам которого мог бы позавидовать любой столичный театр.
Если вы еще не были на опере Джузеппе Верди «Травиата» в Музыкальном театре Карелии, это непростительное упущение. Фантастический, зрелищный, умопомрачительный – такие эпитеты приходят в голову, когда смотришь из зала на сцену. Все, что входит в понятие «волшебство театра», здесь присутствует в полной мере. Красивые декорации, богатые костюмы даже у тех персонажей, которые появляются всего на несколько минут. Героиня переодевается четыре раза и каждое ее платье – произведение искусства. Виолетте не уступает и ее служанка Аннина.
Кто-то может возразить: «Знаем мы, как создается это «волшебство театра»! Полная бутафория! Костюмы раскрашены краской, позолота разбрызгана из баллончика, а бриллианты сделаны из стекляшек!». Что касается драгоценных камней – тут да, вы правы. Они не настоящие. Но вот костюмы героев оперы «Травиата» при ближайшем рассмотрении оказываются еще более прекрасными, чем на сцене.
Этот спектакль был поставлен в 2009 году специально для обновленной после реконструкции театра сцены. Задача стояла непростая: создать настоящее зрелище, удивить зрителей. Эскизы костюмов для этой постановки создал театральный художник Вячеслав Окунев. А шили их мастерицы из Петербурга. Каждый костюм – это тонкая ручная работа. На каждый из них ушло не меньше шести метров основной ткани. А кроме нее портнихи использовали кружева, тесьму, вышивку, аппликацию, стразы, бусинки разных размеров.
Полотно одной из юбок Виолетты собрано из узких полосок разных тканей, другая юбка напоминает оперение волшебной птицы или чешую русалки – каждый лоскуток этой «чешуи» прошел горячую обработку, чтобы не осыпался край, и пришит вручную к сетчатой основе. Кружева, которые богато украшают все костюмы, пришиты в несколько слоев, создавая объем и ощущение добротности. Ну и, наконец, изнанка: чтобы рукава-буфф выглядели объемно, внутрь них мастерицы вшили специальную сетку. Каждый вертикальный шов лифа от платья прошит специальными «косточками» — певица в нем словно в каркасе. Еще с обратной стороны костюма есть специальные петли, на которых он висит в костюмерной, чтобы не потерял свою форму. Из секретиков, о которых знают только артисты и сами костюмеры: лиф и юбка шьются отдельно, но обязательно прочно прикреплены к друг другу, чтобы не случились казусы на сцене.
На каждого артиста каждого состава шьется индивидуальная одежда. А чтобы облачиться перед спектаклем в свой костюм, исполнителям требуются время и помощники. Женские платья на корсетах элипсовидной формы напоминают корабли, чтобы в таком одеянии двигаться по сцене, нужно пройти специальное обучение.
Когда смотришь на костюмы из «Травиаты» вблизи, то удивляешься: зачем нужна эта тончайшая работа? Ведь всю красоту ручной отделки не сможет оценить зритель из зала, он просто ее не разглядит издалека. Но ответ прост: это нужно для самих артистов, чтобы, надевая роскошнее костюмы, они чувствовали себя настоящими королями сцены.
Ближайший показ «Травиаты» состоится на сцене Музыкального театра 26 октября в 18 часов.
Фото Юлии Утышевой
Фото из спектакля Виталия Голубева