Здесь нужно непременно увидеть Столбы — скалы выветривания, расположенные в черте города.
Петрозаводская путешественница продолжает рассказ о Красноярске — крупном сибирском городе, способном удивить и впечатлить.
Деревянный дом был построен в начале XX века куратору красноярского Римско-Католического Костела Льву Львовичу Святополк-Мирскому (отцу Евгению), жившему до этого в здании костела, находящегося рядом. Надо сказать, что он был неординарным человеком, учился в Петербурге в кадетском корпусе, по окончании круто сменил вектор жизни и поступил в семинарию. Уже после ее окончания прибыл в Красноярск. В 1918 году был обвинен в помощи польской армии в Могилеве и зверски убит.
Сейчас в этом здании, памятнике архитектуры в стиле модерн, располагается музыкальная школа.
Красноярск разделил судьбу многих российских городов, которые имеют прекрасную набережную, но по этой же причине у них нет пешеходной улицы в историческом центре. Поэтому пешеходная зона только формируется: реконструируют старые деревянные дома, выкладывают тротуар плиткой и заменяют колодцы.
Во многих городах колодцы отражают историю и вехи развития города. На красноярском колодце изображен герб города, где мы видим льва с лопатой в правой лапе и серпом в левой. Серп и лопата отражают главное занятие жителей — земледелие и добычу ископаемых, в первую очередь золота.
Еще один объект с десятирублевой купюры: часовня Параскевы Пятницы, что на Караульной горе, возвышающейся над городом. С этой горы хорошо осматривались окрестности, потому здесь располагался караульный гарнизон.
Предание гласит, что девушка-казачка собирала ягоды на склоне Караульной горы и, увидев приближающиеся к городу кочевые племена, подняла шум, за что и погибла мученической смертью. Девушку эту звали Параскева.
Итак, на Караульной горе казаки установили деревянную сторожевую вышку, на которой несли караул и предупреждали о приближении врагов: енисейских кыргызов, северных монголов и черных калмыков-джунгаров. Сегодня с этой горы был бы виден весь город, если бы не постоянный красноярский смог. Такая дымка окутывала город каждодневно, пока мы там были.
Гид говорил, что зимой несколько раз в сезон в городе объявляют красную опасность загазованности. Даже дети а школу не идут в эти дни. А виной, во-первых, транспорт, во-вторых, зимой обширный частный сектор топит печи углем. Ну и промышленность добавляет свои пять копеек. В экологическом российском рейтинге за 2019 год Красноярск стоит на 168 месте из 200.
Через Красноярск проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Именно ее строительство сделало город крупнейшим в этом регионе. Очень симпатичный вокзал с большой привокзальной площадью с фонтаном и стелой, на которой мы видим геральдический знак города — льва с лопатой и серпом.
В годы Великой Отечественной войны по Транссибу шли эшелоны с эвакуированными жителями блокадного Ленинграда. В центре Красноярска есть даже памятник блокадникам, прибывшим сюда в эвакуацию. У нашего гида родители тоже были привезены детьми из северной столицы, назад им не удалось вернуться.
Железнодорожный мост через Енисей, построенный в конце XX века вместо первого, простоявшего без малого сто лет. Причем, первый мост имел целый ряд регалий, в том числе золотую медаль на выставке в Париже в 1900 году. Мост упоминается и в книге «Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов», изданном в 1991 году в США, — в разделе «Россия», наряду с Кремлём и Петродворцом.
Уж оставили бы для исторической памяти. Так ведь нет! Разобрали в 2002 году, когда рядом был построен новый действующий мост. На мой взгляд, это кощунство!
Вечером красноярцы и гости города подтягиваются к Енисею. Здесь можно посидеть в прохладе реки.
Интересно, что если взять карту России и сложить ее пополам, то перегиб будет ровно по Енисею. Часто на набережной устраивают разные выставки и инсталляции. В наше посещение можно было увидеть макеты стрит-арта.
При посещении Красноярска, конечно же, нужно увидеть Столбы — скалы выветривания, расположенные в черте города. Есть две опционные точки осмотра. Ближайшая — скалы Такмак. Туда можно подняться на канатке и посмотреть на них со стороны. Но канатная дорога не работала…
Фото Лидии Винокуровой
Продолжение следует