Образование, Учитель

Григорий Сузи: «В школе происходит деформация ценностей»

Григорий Сузи. Фото из личного архива
Григорий Сузи. Фото из личного архива

«Работая шестой год в старших классах, заметил, что баллы ЕГЭ учеников стали для меня чуть ли не главным критерием успешности моей работы. Происходит деформация ценностей. Интерес учеников, их мотивация к учебе, сам процесс обучения становится второстепенным по сравнению с результатами экзамена».

Григорий Сузи, выпускник ПетрГУ, уже пять лет работает учителем истории в гимназии №17 Петрозаводска. Он стал победителем республиканского учительского конкурса, однако известен не только в профессиональных кругах: во время пандемии Григорий выступал с открытыми лекциями по истории для всех желающих на онлайн-площадке Agriculture club.

Минувшей зимой Григорий Сузи представил Карелию на финальных испытаниях конкурса «Учитель года России» в Волгограде. О том, как изменилась его жизнь после конкурса и что он думает о главных школьных проблемах, читайте в интервью педагога. 

— Григорий, какие впечатления у вас от поездки в Волгоград на финал российского конкурса?

— Конкурс «Учитель года» — 2020 в Волгограде поразил своим масштабом. Особенно отчетливо почувствовал это, когда 85 участников из всех регионов страны вышли на одну сцену. Конкурс дал возможность встретиться с коллегам-учителями, продемонстрировать свое педагогическое мастерство членам жюри и услышать их оценку. Важно иногда выходить за рамки своего кабинета, школы, чтобы посмотреть на свою работу со стороны.

Если говорить про сам Волгоград, то особенно запомнился, конечно, Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет». Мне как историку всегда хотелось побывать в городе, где начался коренной перелом в войне. Наконец, удалось осуществить эту мечту.

— Что, на ваш взгляд, можно улучшить в подготовке к конкурсу?

— Необходимо усилить подготовку участников к федеральному этапу. Например, создать команду методистов, конкурсантов прошлых лет, которые будут консультировать финалиста, давать ему рекомендации по уроку, расскажут, как можно расставить акценты в выступлении. Необходима командная подготовительная работа. И чем раньше она начнется — тем лучше.

— Кому вы хотите сказать спасибо за подготовку к финальному испытанию?

— Я благодарен своей семье за веру в меня, потому что конкурс — непростое испытание для любого участника с психологической точки зрения. Коллегам по работе, сотрудникам КИРО за ценные советы — они дали мне их после открытых уроков, которые я проводил в гимназии накануне конкурса. Особая благодарность моему сопровождающему Евгению Кустову за его поддержку во время самого конкурсного испытания в Волгограде!

— Вы ощущаете себя известным, узнаваемым в Карелии учителем?

— Да, победа в региональном конкурсе и участие на федеральном уровне расширили круг моих знакомств, контактов. За последний год я получил много приглашений выступить как перед учителями, так и перед всеми интересующимися историей. Например, вел прямые эфиры в Agriculture club во время дистанта 2020 года, записал небольшой подкаст для Музыкального театра о временах Ивана Грозного перед премьерой оперы «Царская невеста».

— Григорий, говорят, что после участия в российском конкурсе перед участником открываются новые возможности. Вы бы хотели работать не в школе?

— Пока я хочу работать учителем. Потому что именно работа с учениками позволяет видеть систему образования изнутри, чувствовать его сильные и слабые стороны. Но мне интересно создавать и что-то новое в плане методической работы. Возможно, в будущем мне захочется изменить свою карьерную траекторию, но сохранять связь с реальной школой я считаю крайне необходимым.

— Сколько времени заняла подготовка к конкурсу? Не жалко было времени и сил? 

— Муниципальный, региональный и федеральный этапы конкурса «Учитель года- 2020» из-за пандемии растянулись на несколько месяцев. Региональный этап, например, проходил дистанционно и ждать результатов пришлось два месяца. Сил и нервов было потрачено много, не скрою. Но как и любое испытание, конкурс дал возможность проверить себя, собственные силы, поэтому я совершенно не жалею, что год назад принял решение участвовать в нем.

— Говорят, учителя делятся на конкурсных и неконкурсных? Что вы об этом думаете? Так ли это?

— Возможно, доля правды в этом есть. Конкурс предполагает раскрытие самых ярких черт в учителе как профессионале и как человеке. Изначально харизматичному человеку легче обратить на себя внимание, запомниться. Но что бы ни говорили про конкурс, мол, это шоу, на нем оценивается не только эффектность выступления учителя, но и эффективность контакта учителя с учениками.

— Что вы сейчас читаете и смотрите? Хватает ли времени на что-то, кроме уроков?

— Говорят, времени хватит на все, если уметь его правильно распределить. Я напоминаю себе об этом каждый раз, когда мне хочется пожаловаться на нехватку 25-го часа в сутках. Работа занимает большую часть жизни, как у многих учителей, хотя стараюсь выделить и время на чтение.

Последнее художественное произведение, которое мне показалось близким, тоже связано со школьной жизнью. Это повесть Евгения Вяземского «Шут» о подростке, которому его эрудиция и саркастичность позволяют обороняться от внешнего мира, но мешают сблизиться с другими людьми.

— Вы завалены бумажной работой, о которой так много говорят абсолютно все учителя? Верите ли, что количество заполняемых бумаг уменьшится?

— Больше всего бумажной работы у меня было во времена классного руководства. Сейчас я не могу сказать, что бумажная работа — главная трудность для меня в школе, есть и другие проблемы.

— Вы стали советником министра образования республики. В чем видите свою миссию? Удалось ли обсудить какую-то тему с Романом Голубевым?

— Да, мы встречались с Романом Геннадьевичем и обсуждали, как можно усилить подготовку участника из Карелии, который представит республику на федеральном уровне конкурса в следующем году. Миссия советника министра, на мой взгляд, заключается в том, чтобы донести голос простого учителя до тех, кто руководит системой образования, рассказать о реальных проблемах, которые тревожат педагогов.

— Какие же это проблемы?

— Работая шестой год только в старших классах, заметил, что баллы ЕГЭ учеников стали для меня чуть ли не главным критерием успешности моей работы. Происходит деформация ценностей. Интерес учащихся, их мотивация к учебе, сам процесс обучения становится второстепенным по сравнению с результатами экзамена. Чтобы этого не происходило, стараюсь постоянно задавать себе вопрос — а урок прошел интересно? К сожалению, не всегда могу ответить с уверенностью «да».

Во-вторых, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни, многим учителям приходится либо брать большую нагрузку, либо заниматься репетиторством, а иногда и то, и другое. А это приводит к хроническому перегрузу. Мне пока удается работать и школьным учителем, и репетитором, потому что я не являюсь классным руководителем. Но совмещать сразу несколько обязанностей было бы крайне сложно.

В-третьих, в старших классах остро встает вопрос выбора экзаменов и подготовки к ним. И тогда в каждом классе сразу появляются группа ребят, заинтересованных в твоем предмете, и тех, кто не готов работать в полную силу. В итоге учителю приходится выполнять школьную программу, не перегружая тех, кто не сдает экзамен, и в рамках отведенных часов готовя экзамену тех, кто его сдает. Соблюсти баланс между программой, интересами разных групп учеников становится очень сложно.

Молодые учителя республики на семинаре. Григорий Сузи в первом ряду у окна, вторая парта. Фото Марии Голубевой
Молодые учителя республики на семинаре. Григорий Сузи в первом ряду у окна, вторая парта. Фото Марии Голубевой