Афиша

«Кантелетар»: молодость маэстро

18 декабря в Карельской государственной филармонии на III Всероссийском фестивале музыки Андрея Петрова прозвучит симфония-кантата «Кантелетар» карельского композитора Эдуарда Патлаенко. 
 
{hsimage|Эдуард Патлаенко||||}Ее исполнят Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии под управлением Михаила Голикова (Санкт-Петербург), Ирина Озерова (сопрано, Москва), лауреат международных конкурсов Александр Полковников (баритон, Москва).
О «Кантелетар» рассказывает Эдуард Патлаенко:
– Оканчивая в 1963 году Ленинградскую консерваторию, я уже знал, что по распределению приеду в Карелию. В апреле (а в мае уже были государственные экзамены) купил книгу «Поэзия Финляндии» в переводах русских поэтов и в ней прочел избранные песни «Кантелетар». Поэзия привлекла меня. 
Приехав в Петрозаводск, начал работу над новым сочинением – без «привязок» к Карелии, без определенного желания показать национальную тему. Просто было что-то такое внутри, что потребовало именно этой музыки. В начале 1964 года уже представил в Союзе композиторов Карелии «Кантелетар».
Премьера состоялось на VI Пленуме Карельского отделения Союза композиторов 1 декабря 1966 года. Дирижировал Исай Шерман. Концерт проходил в зале Финского театра, присутствовали гости из Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Киева, Минска, Чебоксар.
– Как принял «Кантелетар» Андрей Петров? В газетах писали, что он отметил «удачное соединение современного языка с народной мелодикой»… 
– Мы с ним однокашники по Ленинградской консерватории, хотя Андрей Петров окончил ее намного раньше (в 1954 году – ред.). На него музыка произвела большое впечатление, и реакция была очень благожелательной. После пленума А. Петров пригласил карельский Союз композиторов участвовать в фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в апреле 1967 года.
 
– Как сложилась судьба «Кантелетар» в дальнейшем?
– В 1967 году была сделана запись в Фонд Всесоюзного радио (с Дмитриевым, Забелинской и Каликиным). В 1976 году «Кантелетар» прозвучала еще раз, в Карельской филармонии. Исполнял Симфонический оркестр Карельского радио и телевидения с Михаилом Измайловым, пели Виктория Гладченко и Виктор Каликин. В этом году, если все сложится удачно, предстоит третье публичное исполнение «Кантелетар».
– Почему вы выбрали такой состав вокалистов – только баритон и сопрано?

– В выборе голосов никакого умысла, конечно, не было. Баритон – мой любимый голос. Кстати, дипломная работа в консерватории – Фрески по мотивам «Слова о полку Игореве» – написана тоже для баритона.
– Какое место занимает «Кантелетар» в вашем творчестве?

– «Кантелетар» – первое произведение, написанное мною в Карелии. Позже появились «Симфонические руны», «Геометрические вариации» для арфы, Концерт для десяти инструментов.
Я не люблю слушать свою музыку. «Кантелетар» не слушал уже давно – только недавно в преддверии исполнения переслушал запись. Пожалуй, «Кантелетар» находится в первом ряду моих произведений, среди таких сочинений, как Четвертая симфония, «Симфонические руны», три вокальных цикла на слова Соллогуба, Ахматовой и Сапфо.
…На премьере в 1966 году «Кантелетар» произвела огромное впечатление. Композитор скромно говорит, что благодаря исполнителям. Однако и общее мнение критики свелось к одному: «сочинение вполне может украсить концертную программу в любом городе нашей страны».
 
Фото Натальи Мешковой