– Хорошо висим! – жали друг другу руки художники, повстречавшиеся в Музее изобразительных искусств на открытии 46-й республиканской выставки «Онежская палитра».
Выставка была заявлена как долгожданная, за час до ее открытия состоялась пресс-конференция. Посвящена «Онежская палитра» 70-летию Союза художников Карелии. Правда, на пресс- конференции директор Наталья Вавилова добавила, что выставку решили посвятить и 90-летию Карелии, только в баннер-афишу внести изменения не успели.
– Выставка получилась яркой, открытой. Сегодня можно говорить и об открытости души художника. Каждая работа дышит и говорит! – предупредила куратор выставки Екатерина Рычкова за несколько минут до открытия.
– Выставка – это всегда праздник единения, – добавил народный художник Борис Поморцев, – мы встречаемся, узнаем о жизни друг друга.
На стенах – 186 произведений 81 автора из Петрозаводска, Олонца, Медвежьегорска, Пряжи, Кондопоги, Костомукши, Питкяранты: живопись, графика, прикладное творчество, инсталляции… Минимум три поколения художников: 1986, 1961, 1940…
Количество и многообразие работ не дает возможности разобраться сразу: нравится выставка или нет. И, признаться, в четвертый зал уже входишь усталый. А вечером дома рассказываешь родным о запавшей в душу «Полинушке» Павла Полякова, на холсте которого маслом изображена белокурая девчушка в красном платье. Забралась она на лесной камень со своими босыми розовыми ножками и держит в руках нежную ромашку.
Вспоминается волшебное панно-зеркало «Карелия» Александра Казакова. На резной деревянной раме – жизнь старинной карельской деревни: рыбаки, лодка, сети, дома вперемежку с деревьями. Само зеркало – озеро, вокруг которого идет деревенская жизнь.
О прошлом – портрет Николая Клюева руки Бориса Кукшиева, композиция из дерева, керамики и кожи «Волны древнего Онего» Юлии Гущиной, цикл акварельно-темперных работ о Петрозаводске Сергея и Валентины Чиненовых… О настоящем – городской пейзаж «Время» Льва Бурина. О вечном – церковные пейзажи Валентина Чекмасова, заонежские пейзажи Вячеслава Агапитова, ручное ткачество Яны Ивасенко…
Все представленные на выставке работы созданы в последние два года. Отбор лучших из них был долгим и современным: фото картин из районов республики, например, отправляли по электронной почте.
– Критерии, которые учитывались при выборе работ – качество и разумность, – объяснил народный художник России Валентин Чекмасов, – оценка давалась в рамках жанра.
И добавил:
– Выставочный комитет выбирали на съезде Союза художников. Если выбор не нравится, в следующий раз можно проголосовать за других.
Накануне выставки говорили о том, что отбор работ был строгим, но на пресс-конференции члены выставочного комитета признались: некоторым художникам дали шанс…
Организаторов интересуют и мнения посетителей. А отзывов должно быть немало, ведь на открытие выставки пришло больше сотни гостей: верхнюю одежду в гардеробе складывали на стол уже без номерков.
Удачливо попав в зал с потоком людей, можно было посмотреть работу только под одним ракурсом – с успешно занятого «стоячего» места или в порядке живой очереди. Многочисленные художники с интересом рассматривали работы друг друга, обсуждали насущные проблемы. В последнее время все чаще и безнадежнее звучит: государство должно поддержать искусство.
Понятно, что размер выставочной площади ограничен, но вспоминаются великолепные работы карельских художников, которые мы на этой выставке не увидели. Правда, по словам организаторов, не удалось найти места даже для некоторых работ, прошедших отбор. Может быть, ожидаемые картины остались среди них?
На закрытие выставки 24 января 2010 года планируется визит искусствоведов и членов правления Союза художников России из Москвы и Санкт-Петербурга.