С 25 сентября по 17 октября Ремонтно-механический цех первой площадки Онежского тракторного завода превратится в огромное выставочное пространство.
{hsimage|Юрий Пальмин ||||}Компания «Охта Групп» прежде чем приступить к реабилитации и реконструкции этой территории сделала петрозаводчанам замечательный подарок – фотопроект «Времена города. Онежский тракторный». В его подготовке приняли участие известные фотографы из Москвы и Петрозаводска. Проект был осуществлен в партнерстве с Академией Фотографии при поддержке Администрации петрозаводского городского округа.
Онежский тракторный, бывший Александровский завод, – не просто промышленная зона, центр трудовой жизни Петрозаводска, памятное место, крепко связанное с совсем недавней славой и гордостью, но и историческое пространство, символ города, которому он обязан своим именем. В то же время это застывшая зона, слепое пятно Петрозаводска. Авторы проекта предлагают вспомнить о том, что это пространство по определению "живое", распрощаться с красотой постиндустриального, показать, каким оно может быть ярким, современным и полезным.
В основу фотопроекта и выставки "Времена города.Онежский тракторный" легли три связанные между собой и с этим уникальным местом темы: Память, Реальность и Будущее.
Будущее – это четыре архитектурных проекта многофункционального комплекса с центром отдыха, торговли и развлечений, который в скором времени возникнет на этой территории. Их разработали петрозаводские архитекторы в сотрудничестве с ведущими проектными компаниями Европы. Компания «Охта Групп», прежде чем выбрать лучший проект, который и будет реализован на первой площадке ОТЗ, предлагает горожанам ознакомиться с работами специалистов и высказать свое мнение.
{hsimage|Юрий Пальмин. ОТЗ ||||}Память – фотоистории ветеранов ОТЗ, сделанные мастером социального портрета Натальей Ульяновой из Москвы. Люди, проработавшие в цехах Онежского завода многие годы – единственные носители знания, памяти о том, как жило это место на протяжении целой Эпохи. Их портреты – это история завода, история времени, это истории людей, разделивших одну судьбу.
А настоящее – цеха ОТЗ сегодня – покинутое людьми пространство, зафиксированное москвичом Юрием Пальминым и петрозаводскими участниками фотопроекта.
Юрий Пальмин – один из ведущих архитектурных фотографов России. В этом году его работы участвуют в проекте «Фабрика Россия», который представляет нашу страну на Архитектурной Биеннале в Венеции. Он автор фотографий, которые украсят альбом, посвященный проекту. Перед тем, как отправиться на эту, самую значительную архитектурную выставку мира, Юрий Пальмин провел неделю в Петрозаводске, большую часть времени – на территории ОТЗ, снимая здания цехов и интерьеры.
Для любого фотографа заводские пространства – носители особой эстетики, едва ли не повод говорить об отдельном жанре. Чего стоит субкультура, сложившаяся вокруг так называемой «индустриальной фотографии», включающая в себя помимо фотографической романтическую составляющую, связанную с недоступностью и опасностью брошенных территорий.
Но Пальмин – не сталкер. Он и не «фотохудожник», – не любит этого слова. Он «фотограф». В этой позиции – не просто отказ от претенциозности. Здесь говорит уверенность мастера, «мастера» в исконном смысле этого слова – гордость ремесленника, знающего свое дело. И утверждение фотографии, как одной из наименее древних Профессий на Земле.
Понятно, что будет делать любитель, попав в любое место, подобное ОТЗ. Искать ракурсы, шероховатости, вытаскивать сюжеты, цепляющие воображение подробности и крупные планы. Это – требующий определенного мастерства, но достаточно простой подход.
{hsimage|Юрий Пальмин. ОТЗ ||||}Юрий Пальмин крайне тактичен с Заводом. Он делает то, что в фотографии невозможно – добивается практически полного устранения автора. Его изображения максимально объективны. Простые, кажущиеся слишком сухими снимки на самом деле результат дотошного визуального и физического измерения. Ведь Пальмин буквально «обхаживает» каждый объект, прежде чем поставить треногу с фотоаппаратом в определенное место и начать выстаивать экспозицию. Так, приручая и изучая, он получает возможность вступить в диалог с объектом, чтобы в результате показать его таким, «какой он есть».
Все это делает его работы безусловным историческим документом. Историческим вдвойне. Они фиксируют состояние сегодняшнего ОТЗ. Но в этих изображениях, благодаря глубине и деликатности (свойства, характеризующие и работу археолога) проступают те слои и напластования прошлого, которые скрыты от скользящего или привычного взгляда.
Ветшает и разрушается любое архитектурное сооружение. В том, как это происходит, Пальмин видит один из критериев эстетичности. И это может быть красиво. Про ОТЗ он говорит: «Моя работа зафиксировать то, что есть сейчас. А то, что есть сейчас, безусловно, визуально захватывающая история». Фотограф словно творит некий ритуал. Фиксируя эту ускользающую красоту, он не просто запечатлевает сегодняшнее состояние места. Благодаря нему недавнее прошлое переходит в Историю, чтобы остаться в Памяти, и уступить Место Новому.