Афиша, Культура

Зелёная «Полянка», понравилась мне ты!

В Театре кукол Республики Карелия прошла премьера сказки для самых маленьких по пьесе Нины Гернет «Полянка».

 

Режиссёр – заслуженная артистка России Любовь Бирюкова. Художник – Екатерина Лазарева. Композитор – Олег Гуреев

 

Пьеса «Полянка» была написана в 1938 году, когда Нина Гернет работала в редакции легендарного детского журнала «Чиж» (хотя в 1937 году её сняли с поста редактора за публикацию стихотворения Д. Хармса «Из дома вышел человек…», но старая редакция всё ещё издавала внутричижовый вкладыш «Красная шапочка»).

Когда впервые читаешь пьесу «Полянка», недоумеваешь, что же именно могло привлечь в ней постановочную группу? Сюжет  прост и как бы распадается на две отдельные части, характеры, хотя и чётко прописаны, но не глубоки, мораль истории проста. Но ведь более семидесяти лет эта незамысловатая история о приключениях маленькой девочки на лесной полянке не сходит со сцен театров и России, и всего мира. В чём же секрет сценичности этой простой сказки?

Как считала сама Нина Гернет, «в кукольных пьесах слова должны идти на счет, как в телеграммах», а «Пьеса…  – это как бы пунктир, где есть четкие точки, и между ними — пустота». Именно эта недоговоренность, возможность что-то придумывать, вакантное место для фантазии и привлекла режиссёра и художника. И успех превзошёл ожидания!

Визуальный образ спектакля – несомненная заслуга художника Екатерины Лазаревой. Ей удалось создать густой и подробный мир полянки: бегают под ногами мураши со своим вечным лозунгом: «Работать надо!», птица-мама кормит разевающих клювики птенцов, взбирается паук по паутинке, шуршат ёжики… В этом насыщенном живностью мире органично появление и лягушки-пессимистки, и любопытной лисички и флегматичного филина – причём, они не антропоморфны, а плоть от плоти этой полянки.

Режиссёр Любовь Бирюкова поставила себе трудную задачу: с помощью всего шести актёров поддерживать на полянке постоянную органическую динамику. Уже на премьере сложная задача оказалась выполнена: все действующие лица, как основные, так и второстепенные, движутся осмысленно, нет суетливых, хаотичных движений, нет пустого «оживляжа». Выразительное пластическое действие рождает особый образ полянки.

Логично решена и кукла девочки Маши – это отнюдь не девочка-припевочка в воздушном платьишке и лакированных туфельках. Бесстрашная и даже несколько дерзкая Маша в тёплой шерстяной кофточке и резиновых сапогах не кажется на этой живой полянке инородным телом. В своём немарком «лесном» наряде девочка выглядит обычной дачницей, а на её лице — выражение доверия к окружающему миру и, что ли, готовности к чуду: она легко вступает в диалог с лесными обитателями.

Интересно, что образ этой Маши наследует одному из персонажей того же «Чижа»: почти в каждом номере журнала в тридцатые годы печатались приключения девочки Маши, которая все время попадала в какие-то трудные положения и всегда из них выпутывалась очень остроумно и забавно. Дети так ее и прозвали – «Умная Маша», они писали ей письма и даже звонили по телефону, рассказывали о своих радостях и заботах и спрашивали совета. Так и героиня «Полянки», потеряв узелок «белой шерстью от белой овечки», поссорившись с Грибом и получив порицание филина, лягушки и лисы, сама решает помириться с грибом и тем самым восстановить равновесие на зелёной полянке. На то она и Умная Маша!

Возможно, важный для спектакля момент роста Гриба можно было бы сделать более пластически выразительным. Маленький грибок на ширме виден не со всех мест, а вырастает он после дождика очень уж стремительно. Было бы здорово, если бы была ещё кукла Гриба среднего размера, и он мог действительно расти во время дождя — незаметно и неуклонно, без излишней демонстрации – так же повседневно, как бегают муравьи, шуршат ёжики, плетёт свою паутину паучок. Это помогло бы и развитию сюжета, и визуальному образу спектакля в целом. Вообще же образ мудрого Гриба придуман очень изобретательно: гриб, в отличие от других обитателей полянки, нем, но у него живые говорящие глаза!

В спектакле использованы куклы разных систем, но это тот случай, когда подобное смешение выглядит не какофонией, но необходимым разнообразием, имманентным зелёной полянке: Маша и восхитительная Лисичка – марионетки, Филин – кукла-маска, Лягушка и один и Ёжиков – перчаточные мимирующие куклы, маленький Гриб – планшетная кукла, выросший Гриб — ростовая кукла, а птички, муравьи, бабочки и т.д. – штоковые.

«Полянка» – спектакль для самых активных и постоянных зрителей театра – от двух до пяти, и, несомненно, в ближайшие годы он будет одним из самых востребованных в репертуаре. Но благодаря воссозданию на сцене оживлённой жизни полянки, спектакль будет интересен и родителям, и старшим братьям-сёстрам.

В следующий раз «Полянку» покажут 3 мая.

Фото Театра кукол РК

 

В ближайшие выходные, 19 апреля, юных зрителей ждёт ещё один подарок: спектакль санкт-петербургского театра «Бродячая собачка» «Красная Шапочка».