Афиша Петрозаводска, Новости, Русский Север

«Учи дочку вышивать, вышивать…»

Пяла, полотно, нитки, игла и, главное, золотые руки мастерицы. Так и рождается красота
Пяла, полотно, нитки, игла и, главное, золотые руки мастерицы. Так и рождается красота

В Центре ремесел на улице Кирова в Петрозаводске открылась удивительная выставка – не только познавательная, своеобразный экскурс в историю, но и очень красивая – «Наследие Заонежья».  Посвящена она 90-летию фабрики народных промыслов «Карельские узоры».

Отдай сына в писаря, писаря, 

Учи дочку вышивать, вышивать.

Русская народная песня

Своим днем рождения коллектив «Карельских узоров» считает 20 сентября 1929 года, когда в селе Хашезеро Заонежского района была создана артель «Хашезерская вышивка». Родилась артель не на пустом месте, не с нуля начинала, ибо традиции этого народного промысла существовали здесь многие десятилетия и даже века перед этим. В экспозицию включена, например, историческая  работа, которой… почти 300 лет! Так сказать, прапрапрабушка нынешних рукодельных шедевров. Еще в 1900 году работы заонежских вышивальщиц экспонировались на  Всемирной Парижской выставке. За 90 лет были выставки в США, Канаде, снова в Париже, Англии.

Платье «Красавица Заонежья» (с плахтой и головным убором). Копия. Оригинал в фондах Музея изобразительных искусств
Платье «Красавица Заонежья» (с плахтой и головным убором). Копия. Оригинал в фондах Музея изобразительных искусств

За 90 лет предприятие не раз меняло название, место размещения, объемы производства, став сегодня фабрикой «Карельские узоры». Времена были разные, иногда казалось, что коллективу замечательных  мастеров, единственному сегодня предприятию народного промысла не только в Карелии, но и на Северо-Западе, просто не выжить. И не только война, революция, разруха были причиной.

Нина Николаевна Алехина с 1990 года возглавляет фабрику «Карельские узоры»
Нина Николаевна Алехина с 1990 года возглавляет фабрику «Карельские узоры»

Уже в XXI веке, как рассказала на вернисаже директор фабрики Нина Алехина, встал вопрос о необходимости продать часть бесценной коллекции, которая собиралась годами на фабрике, иначе было просто не выжить. Выручил музей-заповедник «Кижи», который в 2005 году приобрел 50 работ, изготовленных мастерами «Карельских узоров» в разные годы и представляющих художественную и историческую ценность. Благодаря «Кижам», коллекция осталась в Карелии и… продолжает пополняться  — теперь уже новыми изделиями.

Словно брызги сока северной клюквы разбросаны по белоснежному платью, рождая дивный узор
Словно брызги сока северной клюквы разбросаны по белоснежному платью, рождая дивный узор
История? Или завтрашний день карельской моды?
История? Или завтрашний день карельской моды?
такие накидки еще только входят в моду, а заонежские мастера уже готовы предложить свой вариант
Такие накидки еще только входят в моду, а заонежские мастера уже готовы предложить свой вариант

Уверена, о таких видах техники вышивки, как филе, тамбур по филе, с тамбурной вышивкой, мережками, строчевым валиком, разделками строчевыми, знают только специалисты. Да еще мастера заонежской вышивки, которые создают и сегодня неповторимые в своей красоте настоящие произведения  декоративно-прикладного искусства и при этом не забывают художественные традиции Заонежья, которые получили в наследство.

Белые воротники, выставленные в витрине, выполнены в технике монастырского шитья
Белые воротники, выставленные в витрине, выполнены в технике монастырского шитья
Заонежская вышивка в интерьере
Заонежская вышивка в интерьере
Юбилейный транспарант
Юбилейный транспарант

 

Из истории вышивки

Трудно, наверное, себе представить, но вышивка — такой вид  популярного и сегодня вида рукоделия, а в Заонежье и народного промысла, — берет свое начало в IX — X веке. Археологи обнаружили фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Уже в то время было популярно золотое шитье, в первую очередь среди богатых и знатных. Своего значения вышивка не потеряла и в последующие века: ею стали украшать не только одежду, но и скатерти, полотенца, золотыми нитями вышивали церковные облачения. 

Многие знатные женщины на Руси не только сами вышивали, но и заводили в своем доме мастерские. Одна из самых известных – мастерская первой жены Ивана Грозного Анастасии. А его тетушка Ефросинья Старицкая не только  была прекрасной мастерицей, но и создавала узоры для вышивок.

Несколько лет назад в Париже прошла выставка русского искусства, где были представлены несколько вышитых золотыми нитками работ из маленького музея Сольвычегодска, городка с населением где-то около пяти тысяч человек — в городке процветал этот промысел в доме деловых людей Строгановых. Я не нашла сведений была ли своя мастерская у инокини Марфы, матери первого русского царя из рода Романовых, которая провела пять лет в заонежском заточении, но безусловно, как всех знатных девушек ее обучали в девичестве рукоделию.

А начиная с XVIII века, вышивкой уже занимаются  женщины всех слоев населения, в основном девушки-крестьянки, причем не только в каждом крае, но и в каждом селе у вышивальщиц был свой стиль, почерк, особенности. Причем, знаки, символы, которые вышивались на одежде,  предметах домашнего обихода, имели свое толкование — Богиня-мать, дерево жизни, плодородие и т.д. Женщины не только вышивали, но и пряли, ткали, шили, обшивая всю семью, украшая дом.

Фото Валентины Чаженгиной