В Городском выставочном зале Петрозаводска работает интересная выставка фотографии «Гран-при по-русски», которую можно посетить бесплатно. Представлены фотографии российских репортеров World Press Photo, получивших самую престижную мировую премию в области фоторепортажа с 1955 года по настоящее время. Сама коллекция внушительна, в экспозиции же представлены 133 работы. И среди них есть фотографии бывшего петрозаводчанина Владимира Сёмина, что и заставило меня взяться за перо.
Мне приходилось посещать выставки World Press Photo, международного конкурса фотожурналистов. В поле его зрения в первую очередь события и новости из горячих точек, где война, голод, боль, страдание, ужасы жизни. Фотографии этого конкурса, как правило, жесткие, за исключением нескольких категорий, таких как спорт, юмор, повседневная жизнь. Посещение подобных выставок мне дается тяжело. Да и вообще, если честно, фотография для меня давно перестала быть самоценной. Когда 20 с лишком лет назад паломничала по святым местам Палестины, вдруг поняла, что происходящее хотелось запечатлеть сердцем. Рука готова была по привычке потянуться к камере, но главный и единственно верный кадр уже случался в этот момент в сердце и повторять его на пленку не было смысла.
На выставке в Городском выставочном зале увидела довольно много знакомых фотографий. В свое время мы видели их на страницах европейских каталогов, в журналах. Знакомые имена, образы, которые стали устоявшимися штампами. Кстати, некоторые фотографии из представленного ретроспективного ряда, на мой взгляд, устарели. Многих не видела прежде, потому что в последнее время не следила за происходящим в мире большой репортажной фотографии.
Написать же несколько слов о выставке меня побудили две фотографии Владимира Сёмина, который служил в Карелии, учился в петрозаводском университете, какое-то время жил здесь и работал в газете «Комсомолец». Потом уехал покорять Москву, работал в престижном тогда Агентстве печати «Новости». Помнится, был воодушевлен новыми идеями, планами и возможностями. Понятно, что в советских изданиях, даже в таких известных, как АПН, требовались, в основном, парадные фотографии с определенным позитивным настроем, своего рода клише советской замечательной жизни.
Но Сёмин был человеком ищущим. Ему хотелось копать глубже, увидеть и запечатлеть настоящую жизнь российской глубинки. Именно тогда он начал работать над проектами «Святые источники», «Брошенные деревни, позабытые люди», «За монастырской стеной». Помню отчетливо цыганскую серию, которую печатали в популярном и единственном профессиональном журнале «Советское фото». То были совсем другие снимки. К ним относились по-разному, не все принимали.
В 1996 году Владимир Сёмин получил один из самых престижных грантов в мире журналистской фотографии — грант Юджина Смита, стал призером конкурсов World Press Photo и «Интерпрессфото». Теперь его называют классиком документальной фотографии, репортажа.
Семин живет в Нью-Йорке, «Лейку» поменял на цифру и, как пишет Википедия, разрабатывает фотопроекты о людях в Нью-Йорке, а также снимает отдыхающую публику на океанском побережье США. Хотя лучшее, по-моему, что снял Владимир Сёмин в своей жизни, он сделал все-таки в России.
В экспозиции выставки в Петрозаводске представлены две фотографии — «Церковный обряд» (1995) и «Российское ортодоксальное крещение» (1996). Сильные фотографии, ничего не скажешь. То было время духовного подъема в России, и Сёмин, как истинный мастер своего дела, оказался в нужное время и в нужном месте.
Специально еще раз посмотрела все фотографии Сёмина, что представлены в интернете на эту тему ( в частности, по этой ссылке.) На мой взгляд, это фотографии стороннего, почти безучастного человека, не испытавшего на себе действия благодати. Сёмин и сам признается в своих интервью, что он человек светский. На его фотографиях запечатлены по большей части измученные, надорванные, убогие люди и на пределе, напоминающие страдальцев из произведений Достоевского. Это понятно, когда речь идет о цикле «Брошенные деревни, позабытые люди». Но почему-то вспоминается Есенин и его «Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас…».
Странно, но в фотографиях Владимира Сёмина, где сделана попытка отобразить и запечатлеть внутреннюю духовно-напряженную жизнь людей, нет и намека на радость на лицах причащающихся благодати. Для сравнения найдите и посмотрите фотографии Людмилы Ивановой, снятые в российской глубинке в то же время и на ту же тему.
Набрав в интернете «фотограф Владимир Семин», поразилась обилию информации, в том числе видео об известном фотографе. В своих многочисленных выступлениях и интервью Сёмин искренен, откровенен, многословен, чего не скажешь об эстетике фотографий мастера: они выразительны, но сдержанны и выверены по композиции, хотя автор признается, что при съемке им движет чувство и он не думает о композиции. В этом смысле он последователь отца репортажа, который говорил, что думать следует до или после съемки, никогда во время нее.
По правде говоря, Сёмин поразил своей почти юношеской искренней пылкостью, с которой говорит о фотографии несмотря на возраст. Он буквально горит, живет, существует фотографией, хотя любит повторять вслед за непревзойденным Брессоном: «Фотография сама по себе меня не интересует. Я просто хочу захватить кусочек реальности…». Кстати, последние почти 40 лет жизни Брессон провел, живя в Альпах и рисуя.