Труднейшая и редко исполняемая симфония Шостаковича требует, отметил Горин, гениального дирижера и лучших певцов – таковых смогла пригласить наша филармония. Это народные артисты СССР, в третий раз участвующие в нашем фестивале, – дирижер Саулюс Сондецкис и певица Маквала Касрашвили (сопрано), а также народный артист России Владимир Маторин (бас).
– Я ничего труднее 14-й симфонии не знаю! – говорит Саулюс Сондецкис. – Ее тема – смерть, разные оттенки смерти. Это музыка не для удовольствия, это действо, требующее вслушивания в текст. Вот как заканчивается одна из частей: «Нас в камере только двое: я и рассудок мой»… После этой симфонии публика не идет сияющая, радостная.
И, обращаясь к журналистам, еще больше напугал некоторых:
– Если вы уйдете с улыбкой, значит, мы плохо играли.
Маэстро Сондецкис имел честь дирижировать этой симфонией по приглашению Святослава Рихтера на его «Декабрьских вечерах». И тогда пела Маквала Касрашвили. По ее словам, 14-я симфония Шостаковича заставляет задуматься о жизни, о том, как тяжело и страшно жить.
– Счастлив, что участвую в фестивале, о котором много наслышан. У меня впечатление, что меня здесь долго ждали, – своим изумительной красоты басом произнес Владимир Маторин. О симфонии сказал: – Произведение садомазохистское, но интересное. Всегда волнуюсь, не зная, какой будет дирижер, партнер, оркестр. Здесь всё, о чем можно только мечтать, потому у меня перед завтрашним концертом радостное чувство.
Саулюс Сондецкис, реагируя на мое пожелание услышать на следующем фестивале в его исполнении музыку Арво Пярта, стал размышлять о том, какое произведение могло бы прозвучать. Знаменитый литовский дирижер хорошо знаком с Пяртом и поведал о том, как трудно работается с этим взыскательным композитором. Маэстро рассказывал так выразительно и с таким юмором, что от смеха у Маквалы Касрашвили выступили на глазах слезы, а Маторин лег на стол. Но Саулюс Сондецкис явно заинтересовался идеей исполнить в Петрозаводске Пярта. Будем ждать.