Без рубрики

Особенности национального снегоходовождения

Снегоходы на рыбалке

В беду попадают люди, не знающие особенности больших карельских озер, местных условий, береговых линий и банальной метеосводки.

 

Не секрет, что большой популярностью у населения нашей озерной республики пользуется зимняя подледная рыбалка. Главная ее особенность в том, что она проводится в холодное время года, на льду. Большой лед – большое удовольствие. В Карелии это Онежское и Ладожское озера.

 

Немалые расстояния проще всего преодолеть на снегоходах. Но такой способ передвижения безопасен лишь при безопасности ледового поля. При перепаде температур в различных местах Онежского и Ладожского озера образуются дышащие невозмутимой белизной трещины-ловушки, в которые можно легко угодить. И зачастую в беду попадают люди, не знающие особенности больших карельских озер, местных условий, береговых линий и банальной метеосводки.

 

В прошедшем 2012 году со льда на реках и озерах Карелии погибли 12 человек. Печальная статистика происшествий на водоемах продолжилась и в 2013-м. В Лахденпохском районе, в месте возможной трагедии, ведутся поиски человека, выехавшего на снегоходе на лед Ладожского озера. Поиски затрудняет невозможность установить, куда двигался пропавший мужчина.

 

Для некоторых рыбалка пуще неволи. Уйдет вместе с оборванной мормышкой  здоровенный окунь – еще полбеды. Хуже – зевнуть покрытую тонким льдом коварную промоину или не заметить запорошенную снегом трещину.

 

На прошлой неделе карельские спасатели оказывали помощь двум петербуржцам, чей снегоход ушел под лед в Куркиекском заливе Ладожского озера. И в минувшие выходные «асами» снегоходовождения вновь оказались жители северной столицы.

2 марта трое жителей Санкт-Петербурга на двух снегоходах отправились на рыбалку в район реки Обжанки Олонецкого района. При возвращении на берег в устье реки Олонка, где они остановились в доме у местного жителя, рыбаки решили срезать расстояние – пошли не вдоль берега, а напрямик через Ладогу. Около 17 часов в районе острова Крестового они обнаружили себя на льдине, оторванной от прибрежного ледового поля на расстоянии 150 метров. Через некоторое время к месту ледового плена петербуржцев подъехал на снегоходе олончанин, вызванный ими по сотовому телефону.

Местный житель убедил бедолаг сообщить о случившемся сотрудникам Государственной инспекции по маломерным судам. Инспектора Олонецкого участка Центра ГИМС при помощи судна на воздушной подушке «Пегас» сумели снять пострадавших с оторванной льдины около 23 часов. Операция по спасению проводилась в сложных погодных условиях: при плохой видимости, большой волне и порывистом ветре. Ширина отрыва льдины уже составляла полтора километра. Сотрудникам МЧС помогли сориентироваться в метели и темноте зажженные фары снегохода – спасибо сердобольному олончанину, который сопровождал спасателей на своей «Ямахе». В час ночи рыбаки были доставлены на берег, их снегоходы остались на льдине.

Теперь, по словам старшего госинспектора Олонецкого участка Центра ГИМС Виктора Терво, необходимо ждать три-четыре дня, чтобы поменялся ветер и оторванная льдина припаялась к береговому полотну, – только тогда появится возможность транспортировки снегоходов на большую землю. На утро 4 марта льдина отошла от прибрежного ледового поля на 7 километров.

 

В воскресенье 3 марта сотрудники Карельской Республиканской поисково-спасательной службы выезжали на оказание помощи двум жителям Карелии, чей снегоход попал в трещину с водой и перевернулся в районе острова Большой Леликовский на Онежском озере. Рыбаки смогли добраться домой только на спасательском судне «Марс». Со слов инспекторов группы патрульной службы №1 Центра ГИМС, это уже третий снегоход, затормозивший на образовавшейся трещине за выходные дни и подмочивший репутацию своих ездоков. Правда, пострадавшие сами поставили железного коня на лыжи и убрались восвояси.

 

Сотрудники МЧС предупреждают жителей республики, что из-за резкого перепада температур на Онежском озере в Медвежьегорском и Кондопожском районах велика возможность образования многокилометровых трещин. Одна из таких трещин протянулась на 15 километров от берега в районе деревни Узкая Салма до Шардонских островов.       

 

С целью обеспечения безопасности движения по льду необходимо исключить случаи воз­никновения сосредоточенной нагрузки. Это достигается путем соблюдения безопасного рас­стояния между людьми или техникой. Во время поездок на снегоходах следует выбирать безопасный скоростной режим, обязательно пользоваться мотошлемами, что позволит избежать тяжёлых травм при возможных падениях. Длительная остановка техники на льду крайне опас­на.

Наибольшую опасность представляют периоды длительной оттепели, весеннего интенсивного таяния льда. У любителей рыбалки на рыхлом, топком, опасном льду рыбацкое пожелание «ни хвоста, ни чешуи» – превращается в пожелание дальнейшего безразличного наплевательского отношения к собственной жизни и жизням близких «ни головы, ни шарабана».

 

Чрезвычайно опасным и регулярно повторяющимся является отрыв прибрежных льдов вместе с рыболовами. Этому способствуют большое скопление людей, уменьшение прочнос­ти льда в результате пробивания множества лунок, природные факторы, пренебрежение мерами безопасности и предупреждениями специалистов.

В случае отрыва льда с людьми необходимо: сохранить спокойствие, исключить панику, организовать подачу сигналов о помощи, обеспечить взаимовыручку и поддержку.

 

Собираясь на зимнюю рыбалку, нужно прослушать прогноз погоды, специальные сооб­щения, поставить в известность родных, близких, людей, у которых вы остановились, о том, куда вы направляетесь и во сколько предполагаете вернуться. Нередко, как это видно из перечисленных выше случаев, жизнь рыбакам спасает заряженный и исправный сотовый телефон, по которому вы всегда можете вызвать спасателей, набрав номер экстренной службы 112.

 

На подледной рыбалке запрещается:

 

  • пробивать рядом множество лунок;
  • скапливаться большими группами на «уловистом» месте;
  • пробивать лунки на переездах и переправах;
  • пользоваться автотранспортом для проезда по льду вне ледовых переправ;
  • проезжать на снегоходах в местах возможного образования трещин и промоин;
  • располагаться у края льда.

 

Фото предоставлены автором публикации