Без рубрики

Кадры, дистант, реновация

Фото: https://www.asi.org.ru
Фото: www.asi.org.ru

Три этих злободневных вопроса очертили проблемный круг секции Ассоциации сельских школ Карелии на республиканском августовском педсовете

Ассоциация сельских школ Республики Карелия – общественное профессиональное педагогическое движение, которое объединяет, прежде всего, сельских педагогов, живущих и работающих на значительных расстояниях друг от друга и от столицы республики. Масштабные мероприятия-встречи Ассоциации традиционно проходят в августе – на республиканских педагогических форумах (с 2012 года) и в феврале – на Дне сельской школы (с 2013 года).

К сожалению, в этом году августовский форум и его «сельская» секция личных встреч не предполагали, да ещё и онлайн по техническим причинам сорвался. Однако секция состоялась в очном и иных дистанционных форматах.

Кадры

Общеизвестно, что дефицит педагогов – острейшая проблема образования в городе и особенно на селе. Ольга Дьячкова,  ректор Карельского института развития образования, представила детальную информацию о механизмах и результатах проекта «Земский учитель» в Карелии. После сложнейшей работы конкурсной комиссии с кандидатами, сельскими школами и муниципалитетами в карельские сельские школы приедут 19 «земских учителей» – это факт. Однако фактом является и то, что их прибытие не ликвидирует кадровый дефицит, который год от года увеличивается. Нужно искать и другие пути решения – комплексные, системные.

В частности, участники секции предложили организовать индивидуальную профессиональную поддержку через системное индивидуальное взаимодействие «земских учителей» и карельских профессионалов с каждым из них («Профи-товарищество»). Также предложили в следующем году включить в конкурс студентов выпускных курсов вуза и колледжа, курировать их подготовку к работе и профессиональное становление на селе.

Вполне реальной в Карелии видится инициатива А.М. Цирульникова, академика РАО, профессора, доктора педагогических наук, о создании Центра «Земский учитель+». Предлагается, чтобы такой Центр сопровождал не только «земских», но сельских учителей республики в целом, способствовал целенаправленной и системной – адресной профессиональной подготовке и дополнительному профессиональному образованию сельских педагогов. Тем более, что такой опыт у нас есть, как есть и его положительные результаты.

Федеральная инициатива – стажировка студентов в сельских школах, как отметила Светлана Смирнова, заведующая кафедрой теории и методики начального образования ПетрГУ, не новость для нашего вуза: ежегодно студенты старших курсов выручают и сельские, и городские школы, сопрягая учёбу и работу. Однако массовой делать эту практику нельзя, так как такое сочетание посильно немногим.

Один из вариантов решения кадровой проблемы на селе – педагогическая практика студентов-выпускников. Здесь важно учитывать, что время и объём такой практики ограничены образовательной программой, что заявку на неё сельским школам нужно подавать как можно раньше.

Дистант

О дистанте и дистанционном образовании сейчас говорят много, на секции эта тема возникала в разных ракурсах. Сейчас отметим только, что «кадры» и «дистант» – проблемы обоюдоострые, пересекающиеся.

Вопрос-предложение от педагогов Пушнинской школы Беломорского района связан с тем, что на настоящий момент школу довольно неожиданно покинули специалисты – поиск замены пока ничего не дал, а учебный год надо начинать.

Подобные ситуации, увы, в десятках сельских и городских школ Карелии. Что делать? Предложение пушнинцев – срочная организация дистанционного обучения из центра с тьюторским сопровождением обучения на местах. О.Ю. Дьячкова сообщила, что такая задача поставлена перед создаваемым в Карельском институте развития образования новым структурным подразделением – Центром информационных технологий и мониторинга.

Надеемся, оборудованные по последнему слову ИКТ «Точки роста», а по данным Министерства образования РК в республике их создано 30, также начнут работу по ликвидации кадровых лакун в конкретных школах.

Реновация

Ренова́ция (лат. renovatio — «обновление») — процесс улучшения, реконструкции, реставрации без разрушения целостности конструкции. Ассоциация и другие структуры региональной образовательной системы, вольно или невольно включённые в проблематику образования в сельской (негородской) местности, перестраивают свою работу под новые условия.

Прозвучала на секции идея сетевого сотрудничества сельских и городских школ (не шефства, а именно партнёрства!) – с конкретными делами, например, создания сетевой профильной старшей школы, ликвидации дефицита кадров совместными усилиями и объединёнными ресурсами… Как стимулировать городских и сельских к профи-содружеству? Возможно, через показатели эффективности муниципалитетов и образовательных организаций? И/или через новую номинацию конкурса инновационных проектов и программ РК? И/или через конкурсные гранты правительства РК и Законодательного Собрания? Нужно думать и искать.

Другие штрихи реновации. Елена Казько, заведующая лабораторией сельской школы института педагогики и психологии ПетрГУ, рассказала о планируемом усилении практической педагогической направленности лаборатории, в частности, на целенаправленную подготовку будущих педагогов к работе на селе. Ассоциацию сельских школ РК принимает под крыло Карельский институт развития образования. Расширяется и одновременно меняется членство в ассоциации.

На ежегодном республиканском Дне сельской школы Карелии в феврале 2021 года состоятся мастер-классы Муезерского Дома творчества (рук. Н.Г. Бахарева) и Пряжинского этноцентра (рук. Т.П. Сеппянен) – сельскому педагогическому сообществу будет представлен успешный опыт межведомственных образовательных-культурных проектов, который одобрила наша секция.

 

Очевидно, что от профессионального движения сельских педагогов Карелии нынешняя ситуация требует освоения новых форматов поддержки сельской школы и сельского учительства. Решение и другие материалы секции смотрите в группе Ассоциации в соцсети ВКонтакте.

 

Зинаида Ефлова. Фото Марии ГолубевойОб авторе. Зинаида Ефлова — кандидат педагогических наук, исполнительный директор Ассоциации сельских школ Республики Карелия

 

На снимке справа: Зинаида Ефлова. Фото Марии Голубевой