Блоги, Путешествуем с Лидией Винокуровой

Прогулки по России с Лидией Винокуровой. Почистить карму в Тыве

Среди всех тувинских городов славу наиболее опасного снискал Чадан, который в советские годы неофициально назывался  «Чикаго» из-за своей хулиганской репутации. Но в Чадане есть пагода с барабаном. Так что можно почистить карму, покрутив барабан.
Петрозаводская путешественница продолжает рассказ о поездке в Сибирь и прощается с Тывой. 

Чтобы полностью вкусить аутентичность Тывы, мы решили заночевать в юртовом комплексе за чертой Кызыла, столицы республики. Туда можно добраться по новому мосту, построенному пару лет назад с подачи Сергея Шойгу. Строили его также военные. Несомненно, мост простоит очень долго, так как его освятили одновременно два священнослужителя: буддийский и православный.

Но не так все хорошо случилось с железной дорогой.  В мае 2011 года ее заложил В.В. Путин с подачи бизнесмена Руслана Байсарова, имеющего в Тыве большие интересы. Будучи  владельцем АО «Тувинская Энергетическая промышленная корпорация», он возжелал построить здесь железную дорогу развития. В торжественной обстановке был водружен памятный камень, предполагалось, что строительство пойдет ударными темпами.

Но что-то пошло не так, и дорога может войти в книгу рекордов Гиннесса как самая короткая в мире, всего 5 метров длиной.

Юртовый лагерь находился на берегу Большого Енисея (Бий-Хем) в степи. Дороги толком нет, навигатор путается в показаниях… Искали впотьмах, даже немного затревожились: перспектива ночевать в машине в степи была малопривлекательной. Но мы все-таки добрались до своей ночевки.

На горизонте виден Бий-Хем, то есть Большой Енисей. Купаться не рекомендуют, так как выше по течению китайцам отдали в аренду промышленное предприятие по добыче чего-то. Теперь река то мыльная, то мутная, то вонючая…

Но вот он, национальный колорит! Интересно, что установкой юрты должна всегда заниматься женщина. Мужчина только мог подавать тяжелый обод. А заходя в юрту, нельзя ступать на ее порог ногами. Сидеть можно.

В юрте было уютно, комфортные кровати, шкаф, умывальник. Санитарная зона, правда, находилась отдельно, идти туда надо было с фонариком, иначе заблудишься.

Посередине юрты в холодное время года  устанавливают буржуйку, так что здесь можно переночевать и поздней осенью. Но зимой все заметает снегом, поэтому желающих здесь обосноваться нет.

Наутро продолжаем путешествие по Тыве. Видим очаровательных лошадок.  Есть конину в Тыве не слишком принято.  Национальные блюда сплошь из баранины и ее субпродуктов. Они очень жирные — на любителя.

Устуу – Хурээ – крупнейший буддийский монастырь дореволюционной Тувы. В 30-х годах прошлого века, когда начались репрессии против буддийского духовенства, этот памятник истории и архитектуры был разрушен. В 50-х здесь был амбар, где хранили сено. Сейчас комплекс понемногу восстанавливается.

В этом сарайчике живут монахи. С одним мы попытались поговорить, но он по-русски почти не говорил. И не захотел, чтобы его снимали. Сказал, что ему 30 лет и он уже давно здесь живет.

Вход в храм охраняет сказочный лев. Если сказочный, то уж больно сказка тягостная, если лев, то, явно потрепанный.

На территории храма находятся 8 ступ, каждая рассказывает о каком-нибудь этапе жизни Будды.

После монастыря мы направляемся в сторону Саян, чтобы вернуться в ту часть России, которая нам привычна. Все-таки Тыва — это немного отклонение от обычной российской действительности.

По дороге мы стали искать кафе и случайно заехали  в поселок Чадан. Сразу же увидели огромный портрет Сергея Шойгу и интуитивно догадались, что это его малая родина.

Он родился в семье редактора местной  газеты Шойгу Кужугета. То есть имя у его папы было Шойгу, а фамилия Кужугет. Но в загсе при регистрации  ребенка имя и фамилию отца рокировали. Так Сергей стал Кужугетовичем вместо Шойговича. Видимо, это как раз и изменило вектор его жизни.

Даже улицу с его именем нашли. Но, как нам пишет интернет, посетить Чадан и остаться в живых может каждый человек. Единственное правило — не выпивать с тувинцами и не спонсировать их на выпивку. И в этом есть правда. Из повстречавшихся нам людей 70% были нетрезвы и очень неопрятны. И это днем!

Из разных статистических отчётов известно, что Тыва — самая опасная республика России, потому что количество умышленных убийств на 100 тысяч населения тут наибольшее, со значительным отрывом. А среди всех тувинских городов славу наиболее опасного снискал Чадан, который в советские годы неофициально назывался  «Чикаго» из-за своей хулиганской репутации.

Но в Чадане есть пагода с барабаном. Так что если что, можно почистить карму, покрутив барабан.

Природа вокруг Чадана прекрасная. Думаю, что, будучи мальчишкой, Сергей бегал на эту речку купаться и ловить рыбу. Возможно, уже в подростковом возрасте на ее берегу вечерами он с приятелями жег костер, пробовал курить…

 

По серпантину мы поднимаемся все выше и выше и, наконец, на высоте 2206 метров мы прощаемся с Тывой. Честно говоря, не думаю, что еще когда-нибудь соберусь сюда. Природой полюбовалась, исторические моменты прояснила, вокруг ступы прошла, ленточку завязала,  золото скифов увидела. Гудбай, Тыва.

Фото Лидии Винокуровой

     Продолжение следует