«Задние мысли» Кирилла Олюшкина

Записка из подполья

Ну, накаркал! И черт меня потянул за язык ляпнуть в первом же эссе рубрики, что газетам с «Задними мыслями» не везет. Закрывают такие газеты. Видимо, действительно рубрика несчастливая. Вот и «Лицей» закрыли. 

 

Но что самое обидное – закрыли не за мысли, а из финансовых соображений. Воля ваша, а все-таки неделикатно вы с нами, господа. Ну, прикрыли бы с формулировкой «за оппозиционность» или там «за вопиющую безграмотность и профессиональную непригодность персонала». Мы бы гордо ушли в подполье. Так нет, оказывается, «Лицей» — газета очень хорошая. Просто слишком дорогая. Целых 800 тысяч в год, хватит, чтобы самостоятельно свести лес на тех двадцати сотках Карелии, где еще не успели потрудиться белорусские лесорубы. То есть именно этих восьмисот тысяч 19 лет остро не хватало республиканской экономике. Теперь-то, конечно, экономика расцветет, а мы все равно уйдем в подполье, но настроение уже не то.

Шутка ли – почти два десятилетия чужой хлеб ели! А нам такое обвинение страшнее киндасовского конюха на посту министра культуры. Мы же… Право, не соображу, как так прямо с ходу и признаться… Слово по нынешним временам больно уж неприличное. Короче, интеллигенция мы. Извините. У нас свои традиционные комплексы, а вы по ним прямо-таки серпом.

Вся Карелия пашет, а кучка петрозаводских очкариков у нее на шее сидит и свою газету выпускает. Интервью с Бродским они опубликовали. О Господи! Как будто кемским рыбакам потеплело. Да хоть бы этот Бродский встал из могилы и публично признался в любви к Карелии и лично к товарищам Вяхя, Гусарову и Морозову! Кто это, кстати, такие и сколько, позвольте узнать, принесли дохода в бюджет республики?

Полгода из номера в номер печатали воспоминания об Анастасии Цветаевой. Янишпольским курам на смех. У этой Цветаевой и прописки-то карельской не было.

Раз о цыганах написали. Ну, осчастливили! И не то беда, что тему какую-то странную выбрали. В конце концов и цыгане люди. Но ведь другого автора у них не нашлось, кроме той самой девочки, которая через несколько лет известным российским писателем заделалась. Элиту они, понимаете ли, воспитывают! Конечно, именно для того платят налоги костомукшские горняки, чтобы кто-то за их счет перья оттачивал!

Какой-то Ананьин «Гамлета» перевел – «Лицей» в восторге. А на кой ляд нам новый Пастернак, да еще прямо под боком?

Какой-то Харитонов пятнадцать лет назад помер – «Лицей» до сих пор горюет: живописец, мол, гениальный. Был бы гениальный, его бы в «Плейбое» поминали.

Правда, всё правда. И крыть нечем. Серьезно. На вопрос «Зачем нужны культура, образование, семья?» существует единственный правдивый ответ: «Ни зачем». Музыканты ведь хлеба не сеют. Мне даже хочется пожелать руководству республики не останавливаться на достигнутом. Старейший театр закрыли, целую школу разогнали, уникальную газету уничтожили, так чего теперь стесняться? Если кто из руководства со стороны приехал в Карелию порулить и пока не до конца разобрался, на чем еще в этой варварской земле можно сэкономить, подскажу.

Посреди Петрозаводска, на проспекте Ленина, два вуза стоят, буквально через улицу один от другого. А зачем карелам целых два? Тем более что большинство факультетов там друг друга дублируют. Мотайте, мотайте на ус. Консерватория опять же почему-то себя не окупает. А каким тяжким бременем ложится на бюджет содержание музеев, выставочных залов, библиотек!

Кстати, о вузах. Не думайте, пожалуйста, что именно карельские чиновники так уж оригинальны в стремлении продемонстрировать свою заботу о всеми любимом народе путем унижения никому не нужной интеллигенции. Вы телевизор смотрите, в кино на отечественные фильмы хоть изредка заходите? Не заметили, о ком сейчас кино почти не снимают? Я сценарист, открою профессиональный секрет. На студиях и телеканалах теперь существует практически официальная установка: в числе героев киносценария – внимание! – не должно быть людей с высшим образованием. Говорят, народу про них неинтересно.

Вот так. А вы еще чему-то удивляетесь.

Конечно, для чистоты эксперимента я хотел бы лично поговорить с тем мифическим гражданином по фамилии Народ, от имени которого в нашей с Народом общей стране ведется такая внутренняя политика. Заодно узнал бы, действительно ли этот Народ кого-то уполномочил такую политику проводить. Но чего не могу, того не могу. Как не могу больше надеяться сделать фильм в духе «Девяти дней одного года» или опубликовать стихи на страницах «Лицея». Такие времена — ничего не попишешь!

Конечно, кроме всевозможных ехидных «Записок из подполья» на просторах интернета. Ну, вот вечно эти интеллигенты чем-то недовольны! И какие у них основания?..