«Школа» — единственный сериал, который я сейчас смотрю по российскому ТВ в здравом уме и трезвой памяти. И он мне нравится. Может, ничего шедеврального в нем и нет, но это грамотно, профессионально сделанная работа, а когда оператора перестали заставлять имитировать похмельный тремор, то вовсе стало приятно смотреть.
Но дело не только в этом (хотя и этого немало, если сравнишь со всеми прочим бесконечным мылом, балансирующим между соплями и воплями). Главное — это нечто живое, недаром же так эти люди из Думы с мутными глазами покойников заволновались уже после первой серии. Вдруг из каких-то нафталиновых глубин полезли в телевизор возмущенные тетки с халами на голове, а уж когда единоросская пламенная дама с косящими от беспрерывного вранья глазами стала кричать, что в фильме, все клевета, Все, — вот, ее , например, дочь в совершенно другой школе учится, — это уж даже не смешно было.
Но и это, в общем, не главное. Вот сегодня по «Эхо Москвы» опять говорили, что фильм безусловно полезно посмотреть директорам школ, а вот детям вряд ли.
(Так и видишь , как директоров в принудительном порядке заставляют, накрывшись одеялом, просматривать это «в высшей степени своевременное» кино). А мне кажется, что полезнее-то всего его смотреть именно подросткам — в психотерапевтических, можно сказать целях. Через него, возможно, подростки могут выговорить проговорить то, что для них важно. Ну или я думаю, что что важно, потому что, как ни странно, помню себя подростком и помню этот ужас одиночества, желание быть не таким, как все, но обязательно в стае. Быть взрослым здесь и сейчас — но только, упаси бог, не таким, как эти реальные взрослые вокруг. А главное ощущение, что жизнь уже проходит, а ты еще ничего не успел и не попробовал. Это и 50 лет назад было так и двадцать, и десять веков назад, наверное, тоже. Только формы выражения этих чувств были другие. И вот фильм все это проговаривает. И почти с каждым из персонажей более-менее можно отождествиться . По-моему, это дорогого стоит.