Находки никогда не ограничиваются только старыми документами. Мы смотрели друг другу в глаза и в самую глубину души, я и те, кто хорошо знали моего прапрадеда, кавалергарда Зиновия.
Это была незабываемая встреча.
«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее»
(Откр. 5, 4)
У кого-то – машина, у кого-то яхта и вилла. А у меня есть теперь церковь, моя церковь…
И День обретения был 7 марта 2009 года, суббота, седмица первая Великого Поста.
Я всего лишь спросила Интернет, вновь введя имена своих предков, родителей прапрадеда Зиновия, и вдруг ссылка увела меня на сайт Пенза православная. И в разделе истории храмов я прочла: «Ртищево. Храм во имя Архистратига Михаила, каменный, с двумя приделами в трапезной – Казанской иконы Божией Матери (справа) и свв. чуд. Кира и Иоанна (слева). Построен в 1823 г. вместо ветхой церкви тщанием дворян-землевладельцев Ивана Мартыновича и Капитолины Яковлевны Никифоровых».
Вначале это был только факт. Потом он почему-то начал проникать всё глубже и глубже в сердце. И возник вопрос: а сохранилась ли она, существует ли сейчас? Умница Интернет нашёл несколько фотографий разных авторов. Реальность была грустной, но свидетельствовала – у меня есть «моя» церковь.
Я вдруг поняла тех странных людей, которые отстраивают полуразрушенные, поруганные храмы и возрождают красоту из небытия.
И мне захотелось уехать туда, где жили мои предки и сделать так же.
Она простояла 186 лет! Неужели для того, чтобы теперь разрушиться при нашей жизни и на наших глазах? Подсчёт числа потомков Никифоровых и их возможных пожертвований энтузиазма не прибавил, скорее, наоборот. Не зная, что же делать, почувствовала только одно – я хочу её увидеть, я хочу туда поехать.
В это мало кто верил, и в первую очередь я сама. Много лет по разным причинам никуда не ездила, я домоседка. Но, видимо, есть во мне гены вольного казака атамана Николая Ивановича Ашинова, они не дали отступить.
Раннее августовское, опять субботнее утро. Я в Пензе. Одна-одинёшинька за тридевять земель от родных и близких. Неделя была посвящена городу и архиву. Иногда мне казалось: в этот раз я не смогу там побывать, слишком сложно добираться. 153 километра до Вадинска, ещё 18 до Ртищева, автобусы ходят редко, не совпадают друг с другом, непонятно, как обернуться за один день. Нет, это невозможно! «Я смогу!» — шептал внутренний голос. Мой или атамана? И я это сделала.
И День встречи был 21 августа 2009, пятница.
День был пасмурным. Церковь стояла, окружённая зарослями чертополоха, крапивы и кроваво-красной бузины… Она выглядела, как на тех мартовских фотографиях, но только теперь она была живой. Двери были плотно закрыты старинными засовами и современными замками. Уже ждали ключей из деревни и всё-таки нашли вход. И вошли. И улетели в бесконечность высоких сводов. И лики с росписей смотрели на нас, как они смотрели все 186 лет. Как они смотрели на моего прапрапрадеда Ивана Мартыновича, и прапрадеда Зиновия, и маленькую Елизавету, дочь Зиновия, когда её крестили здесь в 1868 году. Наверное, они видели всех двенадцать детей Зиновия Ивановича, они многое повидали.
По крутой узкой винтовой лестнице поднялись наверх. На нас в упор смотрел Он, Христос. Он парил над бездной, воздев руки, и казалось, благословил. В дыры крыши и окон глядело небо, и над контуром голубя, окружённого ангелами, отчётливо были видны буквы – Е.Д., Един Дух.
В конце я попросила спутников оставить меня на несколько минут одну. Молиться не умею, сказала, как могла, как чувствовала. Было тихо, и вдруг — солнце, как ответ, как привет. Благодать. Какая-то теплота, радость… И все и всё удивились, повеселели, оживились.
Потом заехали на местное кладбище, там в этот день похоронили старушку ста одного года. Среди современных памятников стояли безымянные, серебряные от времени и дождей, деревянные кресты. На всех могилках лежали яблоки – двумя днями раньше отмечали Яблочный Спас.
А затем мы гостевали у местных жителей – Юры, Тани и их сына Жени Мартышиных, очень гостеприимных, добрых людей. Их лица были удивительно ясными и чистыми, как всё в деревне. Юрина бабушка, родившаяся в 1914-м, последней венчалась в этой церкви. Её родственник собирался церковь закрывать, но Лизонька Аношина настояла: «Вот я выйду замуж, а там закрывай!» Родственные связи помогли – успела, был 1930 или 1931 год. Про тех же, кто ломал колокольню, рассказывают, что все они умерли не своей смертью. Сейчас Елизавете Кузьминичне 95, с этого дня она стала самой старшей жительницей села Ртищева. Фамилии Аношиных и Мартышиных мне позже встречались в метрических книгах даже за 1870 год. За встречу был налит медовый самогон, и я пила его с потомками по всей видимости бывших крепостных моих предков.
Перед отъездом мы осмотрели то место недалеко от церкви, которое до сих пор помнится людьми, как барский дом и барский сад. На месте дома развалины детского садика, а вот сад жив. Яблоки в тот год в Пензе уродились, были везде – на ветках, под ногами, даже сам воздух был яблочным. До сих пор жалею, что не прихватила ртищенских – вырастила бы из их семечек свой сад на далёком севере. Зато привезла мёда с родины предков, прозрачного и тягучего. Когда его наливали из большого ведра, мёд пел.
Церковь стоит на крутой горе. Везде вокруг и до самого горизонта расстилались бескрайние поля. Дышалось удивительно легко, воздух можно было пить глотками и не надо было выдыхать. Казалось, ещё немного, и можно будет взлететь. Наверное, так чувствуют себя птицы, отправляясь в первый полёт – это было чувство полноты жизни, счастья и любви к родине.
Мы уезжали, а она оставалась. Будет ли день, когда снова скажу ей: «Здравствуй!», и наступит День встречи, и День открытия…
Дай Бог!
И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее.
Заинтересовал материал? Поделитесь в социальных сетях и оставьте комментарий ниже: