Родословная с Юлией Свинцовой

Бабушка Франциска и Большой театр

Большой Каменный театр И.-Г. де Майер. Между 1796 и 1803 гг.
Большой Каменный театр И.-Г. де Майер. Между 1796 и 1803 гг.

Большой Каменный театр был разрушен пожаром, и император Александр выделил миллион рублей на его восстановление. Работы велись много лет, и вот наконец наступило время открытия…

 

Что за призраки прелестны,
Легки, светлы существа,
Сонм эфирный, сонм небесный,
Тени, лица божества,
В неописанном восторге
Мой лелеют, нежат дух?
Не богов ли я в чертоге? —
Прав ты, прав ты, Шведенбург!

Г. Державин. «На балет «Зефир и Флора»

 

 

 

Франциска Амелунг, моя двоюродная четыре раза прабабушка, обладала чудесной способностью оказываться в нужное время в нужном месте. Так случилось и 3 февраля 1818 года: в Петербурге спустя семь лет после пожара вновь открылся Большой Каменный театр.

 

Он был построен в 1783 году архитектором Антонио Ринальди, вмещал две тысячи человек (!) и был действительно первым каменным театром Петербурга, а его размеры закрепились в самом названии – Большой. Через два десятка лет был перестроен Тома де Томоном, а после пожара 1811 года реконструирован Карлом Модюи, который, кроме всего прочего, к  трём прежним ярусам добавил два новых!

 

Вот что рассказывает в своих «Воспоминаниях» Франциска (в ту пору, конечно, не бабушка, а 28-летняя молодая женщина):

Муж моей сестры Эрнестины Маркус Тильгер любил спокойную семейную жизнь, но когда в Петербурге выступали известные певцы и актеры, он вывозил нас на концерты. 

Большой Каменный театр был разрушен пожаром, и император Александр выделил миллион рублей на его восстановление. Работы велись много лет, и вот наконец наступило время открытия. При строительстве было сделано всё, чтобы отразить в его убранстве великолепие Российской империи. Разумеется, мы очень хотели присутствовать на этом представлении.  Билеты раскупались загодя, за несколько месяцев. Ярусов теперь стало пять. Считалось, что с верхнего пение будет слышно лучше всего. Все ложи были обиты темно-зеленым бархатом, перед каждой установлены канделябры с тремя очень толстыми восковыми свечами.  Благодаря усилиям Э. Паули за 100 рублей мы получили такую на самом верху. В толпе и сутолоке  было не так-то просто добраться до своих мест. Поднялись наверх, да не туда. Пришлось снова спуститься, и, наконец, к нашему счастью, мы всё-таки попали в свою ложу.

 

Бесполезно пытаться описать вам словами тот открывшийся ослепительный вид, который подчёркивал славу великой Империи. Казалось, что с высокой башни я смотрю вниз на излучающие великолепие роскошные туалеты, на ярчайший блеск дамских драгоценностей.

 

Зал Большого (Каменного) театра. Гравюра С.Ф.Галактионова, 1828 год
Зал Большого (Каменного) театра. Гравюра С.Ф.Галактионова, 1828 год

Зазвучала музыка, открылся занавес, и перед нами предстали парящие на гирляндах из роз живые ангелы! Самые красивые дети (из воспитательных домов) были украшены крыльями, одеты в трико и так спрятаны в розах, что видны были только их многочисленные головки, плывущие в небесах. Благодаря балетному представлению, мы увидели Олимп, борьбу Венеры с Марсом, увенчавшуюся после долгих усилий её победой, и поклонение богов. Венера, лучшая танцовщица, исполнила свою роль необыкновенно, за что была награждена самыми бурными аплодисментами. Затем настал черед «Ромео и Джульетты». Звук был настолько ярким и чистым, что, казалось, ангелы поют, а актёры выглядели такими крошечными, что походили на фигурки кукольного театра.

 

В зале стояла ужасная жара выше тридцати градусов, но зато, искупавшись в поту, мы не заметили двадцатичетырехградусного мороза при выходе на улицу. В Петербурге приходится быть выносливым — ради удовольствия стоит вытерпеть невозможное.

 

Сохранила ли память бабушки Франциски спустя 45 лет все детали этого дня? По большей части да. Историки театра пишут, что обивка кресел была голубой, а не тёмно-зелёной, что в этот день на сцене показывали пролог «Аполлон и Паллада на Севере» и хотя не «Ромео и Джульетту», а «Зефира и Флору», но тоже постановку о вечной любви. Да и само открытие состоялось не накануне рождества, как ей казалось, а в начале февраля. Но были и пять ярусов, и балет, и Венера, и Олимп на сцене. Зато я нигде не нашла рассказов очевидцев о дополнивших картину ангелочках в цветочных гирляндах, необыкновенном успехе одной из танцовщиц и свечах в канделябрах. Ещё важнее для меня, что Франциска смогла передать атмосферу этого праздника. Кажется, я и сейчас стою рядом с ней и с огромной высоты гляжу на сияющий зал, нарядных актёров и разодетую публику, даже щеки раскраснелись от необыкновенного зрелища!

В этом рассказе два главных героя.

Что стало с театром? Ещё не раз перестроенный, он был признан небезопасным и в 1891 году снесён. Через пять лет на этом месте появилось здание Санкт-Петербургской консерватории, внутри которой сохранилась часть старых театральных стен.

Что стало с Франциской, ведь мы оставили её на морозной площади у театра?

Мы уехали домой чуть раньше, чтобы  переодеться, а затем вместе с невесткой Эмилией Амелунг и ее дочерьми отправились в дорогу, на  фабрику Катарина-Лизетт. Ночь была страшно холодная, снег падал большими хлопьями, и ветер гнал его перед нами. Совершенно  измученная, я закрыла глаза, и образы, которые мы только что видели в театре, поплыли перед моей душой. Я проснулась от крика невестки — исчезло большое медвежье одеяло, которым мы были укрыты.  Кучеру пришлось поскорее развернуться, потому что оно было для нас бесценно: муж Эмили, мой недавно умерший брат Карл сам убил этого медведя в смертельной схватке. Во время поисков мы совершенно сбились с пути, — ни дерева, ни кустика, и некому было подсказать нам дорогу…

 

Впереди ещё много новых приключений, но всё закончится хорошо. Думала ли Франциска, что через 155 лет её записки будут читать её потомки? Желаю и я себе такой же судьбы! 

 

 

Перевод воспоминаний Франциски Амелунг при незнании языка по мере умения и большого старания сделан автором.

P.S. В строке « Совершенно  измученная, я закрыла глаза, и образы, которые мы только что видели в театре, поплыли перед моей душой» хотелось заменить конец фразы на более привычное «поплыли перед глазами», но в оригинале сказано именно так. За эти годы мы так изменились? У них перед душой, у нас всего лишь перед глазами.

Сравните со словами Александра Сергеевича Пушкина о балерине Истоминой: «Узрю ли русской Терпсихоры д у ш о й исполненный полёт».

 

Из книги первого историографа русского театра Пимена Арапова
Из книги первого историографа русского театра Пимена Арапова. Материалы автор собирал с 1814 года, книга увидела свет в 1861 году.

 

Некоторые актёры, выступавшие в Большом Каменном театре Петербурга 3 февраля 1818 года

 

Вид Большого (Каменного) театра после перестройки по проекту Тома де Томона. С гравюры неизвестного художника 1810 г.
Вид Большого (Каменного) театра после перестройки по проекту Тома де Томона. С гравюры неизвестного художника 1810 г. Таким театр был накануне пожара 1811 года, в нём пока ещё три яруса, а не пять.