Культурный променад с Зоей Арнаутовой

ВВС. Полтора часа эпохи Высоцкого

«ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)». Фото www.taganka-sat.ru

О спектакле театра «Содружество актеров Таганки»

Блог «Культурный променад» дает мне больше, чем просто возможность немедленно и взахлеб рассказать  об увиденном и услышанном, потому что обязательно возникает потребность узнать больше, порыться в интернете, прочитать отзывы других людей, поинтересоваться историей события, биографиями артистов. И это прекрасный труд — находить  что-нибудь еще по теме, подтверждающее или полностью опровергающее твое мнение.

Сейчас вот нахожусь  под сильным впечатлением от актера  Николая Губенко – человека, мужчины,  режиссера, народного артиста России, одессита, друга  Владимира Высоцкого и много еще кого, даже политика. Смотрю фото к спектаклю театра «Содружество актеров Таганки» и думаю: ах, как  мне нравится этот мужчина! По возрасту он  мне годится в отцы, а  поди ж ты,  покорил влюбчивое мое сердце (пусть простит этот порыв его любимая супруга, прекрасная актриса  Жанна Болотова).

А началось все в театре «Содружество актеров Таганки» на спектакле «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)», который создал Николай Губенко. Губенко стал одновременно и автором композиции, и режиссером-постановщиком, а также сценографом и даже костюмером.

Плохо, что до спектакля прочитала не очень лестную характеристику театра, а в отзывах к спектаклю, в целом положительных,  встретился пространный отклик некой Надежды, что написала примерно так: ребята,  не так вы поставили спектакль, упустили вы  дух Высоцкого, что с вами случилось?

В анонсе к спектаклю сказано: «Полтора часа эпохи Высоцкого в одном действии. Порадуйтесь его радостью, опечальтесь его печалью, услышьте самые дорогие сердцу мысли чувства поэта…».

Несмотря на вечер рабочего дня, в  день спектакля был аншлаг, и стояла длинная очередь в кассу из желающих попасть в театр.

Третий звонок прозвенел, полный зал, занавес  открывается.

На сцене  несколько подвесных наклонных мостиков из досок, через импровизированные  рвы. По ним к зрителю медленно спускаются актеры  – мужчины и женщины в черных рубашках и темных джинсах. Сразу вспомнился 1980 год, год смерти Высоцкого. Хоронили его не в традиционном костюме: в народе прошел слух,  что  Марина Влади настояла, чтобы Володю хоронили в привезенных ею черных джинсах и рубашке, что во времена джинсового культа казалось изысканно прекрасным даже на фоне всеобщего горя.

Актеры идут к зрителям и, играя на гитарах, поют песню Высоцкого  «Баллада о детстве»: «Час зачатья я помню неточно…»

Спектакль так и построен из сцен того времени, когда жил Высоцкий: родился в 1938 году, пережил вместе с родителями войну («и плевал я здоровый трехлетка на воздушную эту тревогу»), послевоенную разруху, времена советского застоя, повсеместного пьянства и увлечения воровской  романтикой.

Первая часть исполняется с трагическим накалом. Актриса Зинаида Славина читает  стихи Высоцкого о войне. Мурашки по коже от ее мощной энергетики, от слов – как  выстрелов, от  побледневшего вдруг лица.

Я думала, что  спектакль будет показываться в небольшом помещении в исполнении небольшой группы актеров (сейчас это модно). Оказалось, «Содружество  актеров на Таганке» играет в настоящем большом театральном помещении, а в спектакле играют более 40 актеров, среди них  знакомые и любимые  всеми заслуженные артисты РФ  Михаил Лебедев, Михаил Басов, Лидия Савченко, Елизавета Устюжанина,  Татьяна Жукова- Киртбая, Данила Перов.

А следующий мини-спектакль из блатного периода Высоцкого на песню «В тот вечер» просто потряс меня игрой Николая Губенко, когда он вышел  в кепочке, в шарфе, небрежно закрученном вокруг шеи, гибкий, дерзкий, с характерными воровскими движениями и ножичком в руке. Кто скажет, что этому мужчине 75 лет? Максимум 45 лет этому человеку –  «тому, кто раньше с нею был»,  готовому не на жизнь, а на смерть бороться за свою, увы, не всегда верную любимую.

Николай Губенко в спектакле. Фото www.taganka-sat.ru
Николай Губенко в спектакле

В тот вечер я не пил, не пел,

Я на нее вовсю глядел,

Как смотрят дети.

 Но тот, кто раньше с нею был

 Сказал мне, чтоб я уходил,

 Сказал мне, чтоб я уходил,

 Что мне не светит.

 

 

Как сказал критик, уникальный артистический диапазон Губенко поражает. И я в этом убедилась воочию. Только что он был шикарным блатным авторитетом, и уже выходит на сцену один на один со зрителем и  без микрофона читает о верности Владимира Высоцкого к своей родине: «Не волнуйтесь, я не уехал. И не надейтесь – я не уеду!». И это уже совершенно другой Губенко – настоящий мужчина, жесткий, со стальным взглядом.

Еще были прекрасные песни, мини-спектакли.

Зал подпевал, смеялся, громко аплодировал великолепному показу знаменитых, ставшими народными  песен: «Скажи, Серега» (которая закончилась словами, спетыми вместе с залом: «Метро закрыто, в такси не содют»),  «Канатчикова дача», «Диалог у телевизора», «Письмо с сельхозвыставки».

Спектакль заканчивался. А у меня слезы  неожиданно по щекам потекли, не сентиментальные, не ностальгические, хотя видела лично Владимира Семеновича, когда он однажды выступал у нас  в институте. Тогда меня ничего не впечатлило – щуплая фигура, хриплый голос. Маленькая  была, глупая первокурсница, а преподаватели хаяли Высоцкого, называли пьяницей и грубияном.  Потом у меня был свой Высоцкий, любимый и похожий на моего мужа-афганца, настоящего мужчину и ранимого человека.

Так вот слезы оттого, что друзья Высоцкого без пафоса, без позы «я знал Володю лично» душевно и по-семейному рассказали о том, что они вместе чувствовали тогда, как им жилось и пелось, оттого, что любят они его до сих пор. И это очень чувствуется.

В конце спектакля большой светлый невесомый саван, выпущенный из рук актеров, улетает в небо под голос Высоцкого.

Долгие аплодисменты и крики «Браво, Таганка!», «Молодцы!» завершают спектакль.

Я не знаю, что имела в виду зрительница Надежда, оставляя свой отзыв. Может, она близка к труппе или  истории, произошедшей с разделением актеров бывшей Таганки под руководством  Юрия Любимова? Не знаю.  Да и не важно.

Губенко сказал: «Если Володя слышит что-нибудь там, на том свете, он знает, что это сделано искренне, и ему бы это пришлось по душе».

И это главное.

В театре "Содружество актеров Таганки"
В театре «Содружество актеров Таганки»

В театре "Содружество актеров Таганки"

Зоя Арнаутова в театре "Содружество актеров Таганки"
Зоя Арнаутова в театре «Содружество актеров Таганки»

Фото с сайта www.taganka-sat.ru и автора