Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Убежище для души

Юлия Тишкина на концерте в клубе "Убежище". Фото: Ольга Канина
Юлия Тишкина на концерте в клубе «Убежище». Фото: Ольга Канина

Очередная годовщина Дня Победы. Много официальных мероприятий, в том числе пафосных, горделивых, даже кичливых.

Преподаватель Петрозаводской консерватории Ирина Смирнова решилась на эксперимент — устроить концерт в клубе «Убежище». Название заведения не придумано, это действительно бывшее городское бомбоубежище, которое после  масштабной реставрации не только сохранило все защищающие от внешних поражающих факторов свойства, но и стало убежищем от забот и горестей жизни.

Кто сказал, что надо бросить

Песни  на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

Накануне Дня Победы за метровыми стенами убежища зазвучала…классическая музыка. Специальным гостем стала заслуженный деятель искусств Республики Карелия, профессор Петрозаводской консерватории Юлия Тишкина.

Юлия Тишкина
Юлия Тишкина

Концерт был составлен из произведений только  русских музыкантов: М. Глинки,  А. Бородина,  А. Лядова, Н. Метнера,  А. Глазунова, причем каждое исполнение Юлия предваряла небольшим рассказом.

И зазвучала пьеса «В монастыре» из «Маленькой сюиты» Бородина, настроив слушателей на особую волну концерта. «Баркарола», «Разлука», очаровательная «Детская полька» Глинки, «Прелюдия», утонченно-лиричные «Мазурка» и «Вальс» Лядова, причудливые «Сказки» Метнера и завершивший программу мощный, яркий и динамичный «Вальс» Глазунова заворожили и восхитили публику.

Исполнение  удивило особой атмосферой. Убежище, привыкшее к громкой динамике и яростным эмоциям, затихло перед исповедальным звучанием русской классической музыки.

Скажу как очевидец и счастливый участник концерта.  Этот камерный концерт в подвале для  небольшого числа слушателей неожиданно для меня стал иметь большее значение, нежели многочисленные   пафосные мероприятия,  пробуждающие не гордость, но гордыню, подспудно теша «русское самосознание».

Произведения русских композиторов, исполненные безупречно, будили память не надрывно, а через сердце. Это было прекрасное трепетное ощущение, которое испытали даже неподготовленные к классике гости заведения.

Не могу не поделиться еще одной яркой ассоциацией. Помните сцену из фильма «Семнадцать мгновений весны», когда  советский разведчик Максим Исаев (Штирлиц) встречается с женой в кафе Elefant?  Кстати, я бывала в кафе под таким названием в Карловых Варах, где по легенде и произошла историческая встреча. Не знаю, что за наваждение случилось, но негромкая душевная музыка, хрупкая  спина пианистки в классическом черном платье, приглушенный свет в небольшом помещении с каменными сводами заставили меня вспомнить именно этот, один из самых трогательных  эпизодов фильма.

Конечно, классика — сложный для восприятия жанр музыки. Как верно подметил один поклонник Юлии Тишкиной из Приозерска, где  у нее состоялся концерт, попсовая музыка, в отличие от классической, не требует работы мозга, она воздействует на простейшие  инстинкты человека. Классическая же музыка требует опыта, я бы еще добавила — воспитания. И это труд,  зато награда  бесценна  — живая душа.

Начало проекту «Классика  в Убежище»  положено. Юлия Тишкина, задав  высокую планку исполнителям классической музыки на концертах в клубе «Убежище»,  считает, что даже если  исполнителю придется играть для одного-двух человек, настоящий музыкант должен это сделать, потому что неважно, сколько людей тебя слушает: важна обратная связь — собственно,  ради этого музыкант живет.

Спасибо  Ирине Смирновой и устроителям концерта за смелый проект. Браво, Юлия Тишкина, без колебаний решившаяся на эксперимент ради слушателей!

Надеюсь, еще много прекрасных классических  произведений и их исполнителей получат музыкальное убежище в «Убежище».