Культурный променад с Зоей Арнаутовой

Грустная мелодия Ротшильда

Актеры МТЮЗа после спектакля "Скрипка Ротшильда" на сцене Музыкального театра Карелии 3 сентября 2019 года. Фото Зои Арнаутовой
Актеры МТЮЗа после спектакля «Скрипка Ротшильда» на сцене Музыкального театра Карелии 3 сентября 2019 года. Фото Зои Арнаутовой 

                                     

О спектакле Камы Гинкаса «Скрипка Ротшильда», показанном в Петрозаводске в проекте «Большие гастроли»

 На  спектакль  Московского ТЮЗа  я бежала  после работы изо всех сил, но  все равно опоздала. Да и место, хоть и на первом ряду, оказалось неспокойное, потому что на сцене  творилось  невообразимое – падали  с грохотом доски, деревянные гробы, поленья, выла скрипка, стучал топор…

Это замечательные российские актеры  Валерий Баринов,  Игорь Ясулович вместе с Ариной Нестеровой  играли рассказ Антона Павловича Чехова «Скрипка Ротшильда».

Напомню, что в рассказе речь идет о гробовщике из маленького провинциального городка Якове Иванове по прозвищу Бронза. Дела у Якова шли не блестяще — жители умирали редко,  Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа, так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки. Например, в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник — тяжелый день, и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки. Одна отрада  —  игра  на скрипке  в еврейском оркестре на свадьбах, да и то его постоянно раздражал еврей по фамилии Ротшильд, который любую мелодию превращал в грустную.

Так и проходила его жизнь в раздражении и злости от убытков и  от противной личности еврея Ротшильда. Как же точно Валерий Баринов вписался в образ Якова, будто Чехов писал рассказ про него.  И возраст тот же, и мужская крепость, и даже время от времени багровое лицо.

Потрясением в жизни Якова стала смерть его тихой супруги Марфы.  За всю свою жизнь он ни разу не пожалел Марфу, не приласкал. Пятьдесят два года, пока они жили в одной избе,  за все это время он ни разу не подумал о ней, как будто она была кошка или собака. Вспомнился  их общий  ребеночек, что умер в детстве, их прогулки по берегу реки, на которой он не был пятьдесят лет.

Яков в смятении, жуткое сожаление о своей неправильной «убыточной» жизни буквально накрывает его. В злости он бьет попавшего  под руку жалкого и беззащитного Ротшильда. Еврей Ротшильд в исполнении Игоря Ясуловича — тихий, тщедушный,  испуганный — настоящий маленький человек Чехова.

Опять абсолютно точное попадание в образ. Думаю, это заслуга режиссера Камы Гинкаса. Современные режиссеры часто увлекаются оригинальной подачей спектакля, выстраивая буквально слоеный пирог из глубоких смыслов  и оттенков. Зритель силится понять, вникнуть, но режиссер уже  дает интервью о своем якобы эксклюзивном видении.

В «Скрипке Ротшильда» этого нет,  актеры читают дословно  рассказ Чехова от имени своих героев, не искажая его, а лишь украшая своей игрой — настоящей игрой, в лучших традициях русского театрального искусства. Не советского, не российского, а именно русского.

Валерий Баринов и Игорь Ясулович — это, конечно, глыбы. Заранее ожидалась их  мощная игра. Но что меня буквально потрясло в наших актерах. Полтора часа без антракта играли мужчины, одному из которых, на минуточку, 73 года, а второму 77! И не просто играли, а еще и физически  трудились. Баринов колол дрова, пилил доски, поднимал тяжелые гробы, носил на руках Марфу — чудесную актрису Арину Нестерову, танцевал, пел песни. Ясулович взбирался  на высокие леса, резво бегал по сцене. Фантастика! Откуда они черпают силы? Счастливые люди, они знают, что в награду им будет наша любовь, наша энергия.

Спектакль заканчивается. Прозревший Яков Бронза отчаянно плачет о своей пропащей жизни, которая прошла, а он не вспомнил своего ребеночка, не приласкал жену, не сходил на речку, всё убытки считал.  А оказалось, что главный его убыток вовсе не упущенный доход,  а гораздо ужаснее  — собственные  злость и жадность. Вот и бедного еврея  накануне обидел.

Одна только скрипка осталась у него, как будто сама душа Якова. На следующий день, чувствуя приближающуюся смерть,  Яков Бронза дарит свою любимую скрипку Ротшильду.

После спектакля было муторно на душе, будто грустная мелодия скрипки звучала внутри.

Наверное,  доски и гробы не зря падали на пол с грохотом, пугая зрителей. Наверное, актеры и режиссер таким образом хотели усилить свою мысль, разбудить наши души, которые, ох, какие «убытки терпят», пока мы ублажаем свои тела вкусной едой, леностью и украшательством, пока мы злимся, раздражаемся, обижаем близких.

Яшка Бронза вот скрипку еврею подарил, успел. А мы успеем?