Михаил Гольденберг

Долой войну!

Почему все реформы в России терпят крах еще до их начала?
 
Михаил Зурабов, Аркадий Дворкович, братья Фурсенко… Есть ли  в России более одиозные фигуры? Они успешно играют роль чучел в общественном огороде. Первый – взял на себя отмену льгот ветеранам, второй – жупел всех непопулярных новаций вроде слуха об отмене стипендий, ну, а братья Сережа и Андрей… Первый довел российский футбол ниже иранского плинтуса, отменил любимую игру летом. Второй – самый цитируемый в России деятель, ибо отвечает за образование и науку.
 

Народу России объявлена война: опубликован проект федерального стандарта образования. В свою очередь, народ начал военные действия с минобразом, обрушив на него всю ракетную мощь СМИ: «Они пришли забрать наших детей!», «Дети не виноваты, их губят взрослые идиоты…», «Дебилизация всей страны на марше» — вот самые приличные заголовки из газет о пресловутом проекте стандарта. Каюсь, я тоже с оружием в руках участвовал в боевых действиях. Мои пальцы пахнут порохом. Я оказался в феномене нелюбимой мною толпы критиков минобраза и лично министра Андрея Фурсенко. Прежде, чем вступить в «переговоры с противником», я просто внимательно прочел проект. Признаюсь честно – там есть здравые мысли. Да простят меня мои соратники по критическим стрелам.

Мне нравится идея предметов по выбору. Семья и сам школьник возьмут на себя хоть какую-нибудь ответственность. Выбор предметов ее предполагает. Сегодня семья относится к школе как к химчистке: «Мы вам сдали материал. Верните чистенького, то есть умненького».

Классно-урочная система изжила себя и привела к смыслоутрате школы вообще. Изобретение великого чешского епископа Яна Амоса Коменского переживает глубокий кризис. Дубовая парта заковывала ученика в тиски пассивного слушателя. А расписание: математика, физика, химия, биология, поставленные порой подряд, приводили к его отключке уже на 15-й минуте первого урока. Бедный ученик не мог понять, зачем все это мне? Протестовал однообразно – ничего не делал. Да и невозможно было выполнить все заданные на дом капризы воюющих с учениками учителей. Уроки сменяют друг друга каждые пять — десять минут. Кто вынесет эту гонку?

Мне нравится идея деятельностного подхода к учебному процессу. Ученики должны проявлять себя в действии, в проектах, в решении жизненных задач.  Сегодня не надо все знать. Надо много уметь. Так учат в цивилизованных странах.

Я за обязательность физкультуры. Мне нравится идея ее увеличения до трех уроков в неделю. Сегодняшняя школа губит здоровье детей.

Ну, пожалуй, хватит… Я о другом. Все реформы в России терпели крах еще до их начала. Они не разъяснялись людям. Народ их не понимал и не принимал. Сегодня мы видим чудовищную дезинформацию, непонимание проекта стандарта, иногда просто вранье по всем СМИ. Сам проект, по-моему, никто не читал. «Анализируют» на слух. Нормальной дискуссии нет. Есть истерика, страх и испуг. Стандарт не ругает только ленивый. Любая реформа начинается с информационной подготовки общества. Так вот, это напоминает плохую футбольную команду, проигравшую матч до игры, психологически.

Власть в свою очередь ничего не разъясняет, не аргументирует. Ведет она себя по принципу: «Куда они денутся… Пипл схавает». Такое впечатление, что власти и не могут ничего объяснить, так как сами не ведают, что творят. В их молчании традиционное чиновничье чванство и высокомерие.

У меня есть уверенность, что реформу заболтают, и провалится она, уткнувшись в кадры. Давно живу…

Ученики должны много уметь, а что умеют их учащие? Есть ли кадры и база для дополнительной физкультуры  и инвариантного ОБЖ. Что такое урок «Россия в мире»? Никто не знает…

Ясно одно – народ стандарт уже проклял. Как же все это будет реализовываться? Чингиз Айтматов написал в свое время повесть «Первый учитель». Сегодня, наверное, великий писатель написал бы другую, добавив в название один знак «Первый – учитель». Вся реформа зависит от первого лица школы – учителя. Это лицо отмечено озлобленностью грошовой зарплаты и лихорадкой реформ. На его лице гримаса недоверия, растерянность, испуг социального неудачника. Среди них очень мало интересных личностей или просто любящих свое дело. Кто же будет выполнять эти преобразования? Успех рождается уверенностью в себе. Ее нет… Не будет и успеха.

Все понимают, что школе надо меняться в корне: «Так жить нельзя!».  Школа не «доживет до понедельника» в нынешнем ее виде. Что делать?Для начала надо прекратить войну. Сесть за стол переговоров и стать единомышленниками. Может быть, тогда будет надежда хоть на маленький успех. Другое дело, пойдут ли на нормальный диалог обе стороны? Где умные головы? Помните журналистского кумира учителей 80-х Владимира Матвеева из «Учительской газеты»? Как ловили мы тогда каждое его газетное слово! А книги Симона Соловейчика – глашатая учения с увлечением, то есть с интересом… Где слово Владимира Караковского, Евгения Ямбурга, Александра Тубельского и других авторитетов, способных вступить в переговоры с властями?

Долой войну!

 

  • Гардения

    А учителя физкультуры готовы к тому, что их предмет станет ведущим в учебной программе?
    Мой школьный учитель физкультуры вбила мне отвращение к физкультуре на долгие годы, увы.

  • Аркадий

    Вы правильные вещи говорите, и призыв «к прекращению войны» — правильный. Беда только в том, что визави народа давно отвыкла (да и была ли такая привычка?) садиться и вести диалог; все больше с трибун с уже готовыми решениями (пипл схавает), а этим ошибочным «готовым решениям» нет числа, но, увы, власть стоит на своем. То же будет и с реформированием образования, хотя, понятно, хотелось бы иного.
    А увеличение количества уроков физры здоровья не прибавит — кроме нее еще нужно полноценное питание, сбалансированная нагрузка на ученика…
    Точно так же не принесут большой пользы и уроки, связанные с религиями — программ толковых нет, как и толковых учителей по этим предметам. Все же делается наспех, абы как…

  • владимирл

    Что-то мне подсказывает, что проведение реформы в образовании будет таким же, что и в здравоохранении. Вычленив ведущие предметы (аналог звена первой помощи), остальные будут отодвинуты на второй план и по часам, и по оплате учителям — родители, если сочтут нужным — профинансируют. Естественнно, присовокупят современеные технологии — надо будет наварить бабло кому — то там, наверху. В общем, скоро увидим.

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»Алексей Конкка»]Да, совсем не праздный вопрос: кто учить будет. Более того, кто будет учить учителей? Хотя бы взять филфак ПетрГу, некогда один из лучших в стране! Что видим сейчас: только что ушло три профессора, за ними и другие сотрудники. Кстати, последние из могикан: Тарланов, Неелов…
    И это вовсе не какое-нибудь там «личное дело каждого» Где общественность? Ведь эти свары имеют непосредственное отношение к этой самой общественности. Ведь ушедшие учили наших детей! А теперь кто учить будет?[/quote]
    [quote name=»Алексей Конкка»]Да, совсем не праздный вопрос: кто учить будет. Более того, кто будет учить учителей? Хотя бы взять филфак ПетрГу, некогда один из лучших в стране! Что видим сейчас: только что ушло три профессора, за ними и другие сотрудники. Кстати, последние из могикан: Тарланов, Неелов…
    И это вовсе не какое-нибудь там «личное дело каждого» Где общественность? Ведь эти свары имеют непосредственное отношение к этой самой общественности. Ведь ушедшие учили наших детей! А теперь кто учить будет?[/quote]
    Алексей! Мы еще воскликнем: «Смотрите, кто пришел!» (На смену в вузах). Это действительно острейшая проблема.

  • Алексей Конкка

    Да, совсем не праздный вопрос: кто учить будет. Более того, кто будет учить учителей? Хотя бы взять филфак ПетрГу, некогда один из лучших в стране! Что видим сейчас: только что ушло три профессора, за ними и другие сотрудники. Кстати, последние из могикан: Тарланов, Неелов…
    И это вовсе не какое-нибудь там «личное дело каждого» Где общественность? Ведь эти свары имеют непосредственное отношение к этой самой общественности. Ведь ушедшие учили наших детей! А теперь кто учить будет?

  • Алексей Конкка

    Приходит к Черномырдину министр образования и говорит: — Виктор Степанович, у учителей такие низкие зарплаты, а они продолжают работать. — Урежьте им зарплаты еще. Через какое-то время. — Мы им платим по самому минимуму, а они все равно работают. — Поставьте у каждой школы налоговика, пусть он с них берет деньги за то, что они ходят на работу

    Читать полностью: http://www.gazeta.ru/money/2011/03/04_e_3545893.shtml

  • Федор

    Михаип Леонидович!Карельские чиновники от образования дальше,чем от политики.Это наша общая беда!Поддерживаю Вас ,удачи и здоровья

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»С. П. Гриппа»]Уважаемый Михаил Леонидович! Спасибо за обстоятельную, но и эмоциональную статью. Действительно реформирование проходит странно — через чиновничьи решения и окрики, циркуляры и приказы. А информирование общественности происходит не системно. Даже нас, профессионалов, собирали на совещания не достаточно
    часто, а если и приглашали на разговор, то выстраивался он в негативном ключе. Показателем оскорбительного отношения к учителю для меня было выступление И. И. Калины, тогда заместителя министра образования РФ, в МППГУ в 2010 г. перед ректорами педагогических вузов России. На фоне множественных негативных примеров работы учителей в школе, был пример о том, что недопустимо не иметь в школе душ: учитель физкультуры должен поставить вопрос перед директором школы о прекращении занятий до решения этого вопроса. Душ в школе нужен!!! Особенно в сельской…. Но у директора школы нет средств для таких проблем. Поэтому все подобные темы решаются в МО РФ и при формировании бюджета страны. Вопрос о наличии душа, бассейна, спортзала, нормального туалета и современного учебного оборудования к БЮДЖЕТУ!!! И умению его распределить.[/quote]
    Дорогой Сергей Павлович! Спасибо за понимание. Мы с вами чувствуем механику реформ и знаем кому и как их выполнять.

  • С. П. Гриппа

    Уважаемый Михаил Леонидович! Спасибо за обстоятельную, но и эмоциональную статью. Действительно реформирование проходит странно — через чиновничьи решения и окрики, циркуляры и приказы. А информирование общественности происходит не системно. Даже нас, профессионалов, собирали на совещания не достаточно часто, а если и приглашали на разговор, то выстраивался он в негативном ключе. Показателем оскорбительного отношения к учителю для меня было выступление И. И. Калины, тогда заместителя министра образования РФ, в МППГУ в 2010 г. перед ректорами педагогических вузов России. На фоне множественных негативных примеров работы учителей в школе, был пример о том, что недопустимо не иметь в школе душ: учитель физкультуры должен поставить вопрос перед директором школы о прекращении занятий до решения этого вопроса. Душ в школе нужен!!! Особенно в сельской…. Но у директора школы нет средств для таких проблем. Поэтому все подобные темы решаются в МО РФ и при формировании бюджета страны. Вопрос о наличии душа, бассейна, спортзала, нормального туалета и современного учебного оборудования к БЮДЖЕТУ!!! И умению его распределить.

  • Михаил Гольденберг

    Согласен и добавлю, что в 25% школ нет канализации (на дырку ходят), но Интернет есть везде. Таких парадоксов у нас полно, но продвигаться вперед надо.

  • выпускник педвуза

    Бессрочная забастовка учителей начинается в Киргизии. Удивительно, но их требования поддерживает парламент.
    http://www.dw-world.de/dw/article/0,,14874934,00.html?maca=rus-newsletter_ru_Themen-russ-2394-txt-nl

  • Наталия Cавицкая

    Я из семьи учителей(бабушка, мама, тети и я сама по образованию), думается мне, что правительство не с того конца берется за реформы. Моя тетя — директор сельской школы — ВЫМАЛИВАЕТ деньги на ДРОВА…Мой сын учится во втором классе калининградской школы(школа с хорошими советскими традициями), так ему и его одноклассникам НЕГДЕ хранить «сменку» — СЭС запрещает шкафы для одежды в классах, а места для ячеек(как в американских фильмах показывают)в школе просто нет…И таких «мелочей» бездна….а мы говорим о стандарте((((

  • Иванов Максим

    Михаил Леонидович, уважаемый. 3 урока физкультуры ну совсем никак не смогут улучшить здоровье школьников, у многих школ один спортзал, будут 3 урок в коридоре маршировать или прыгать, а у нас его совсем нет. Кстати было принято решение, что этот урок будет взамен одного урока литературы, не слишком ли? Если в семье заботятся о здоровье
    ребенка — он будет заниматься спортом вне школы.
    Вы читали письмо учителя Волкова?
    Это ли не диалог со властью,(http://alterfgos.ru/2011/01/30/letter/) или это не авторитеты?

  • Наталья Саханова

    Согласна с тем, что советская (или постсоветская) система школьного образования себя изжила. И все эти истерики по поводу якобы дебилизации подрастающего поколения мне кажутся чрезмерными и необоснованными. Мнение автора во-многом совпадает с моим. Надо еще текст этого предложения об изменении системы образования почаще размещать.

  • Калачева Валентина

    Если хочешь что-то разрушить, нужно это постоянно реформировать. В стране 20 лет реформируют образование, здравохранение, армию… Действительность говорит сама за себя.
    Педагогика до сих пор понимается людьми как стихийный процесс, а не наука, поэтому её отдают на откуп всем, не профессионалам, прежде всего. Потому нам и не слышно голосов достойных. Базарная толпа их все равно переорет.

  • Людмила Фрадкова

    Согласна с автором! Чтобы проводить реформы нужен глубокий и всесторонний анализ, что и зачем нужно менять. В обсуждении должны принять участие профессионалы, люди глубоко представляющие, что такое наша школа. Но профессионализм нынче не в моде.Протест людей идет от недоверия к авторам преобразований. Уже нахлебались!! И ничего пока хорошего последние нововведения не принесли.У меня давно сложилась ассоциация, что наше образование — это неповоротливая баржа, которую гоняют вверх — вниз по реке.

  • ИЛ

    Мнению Гольденберга- доверяю!

  • выпускник педвуза

    Ну наконец-то здравый голос раздался! А то одна истерика.