Михаил Гольденберг

Вперед, к Державину!

bibliotekar.ru
Боровиковский В.Л. Портрет Державина

Кто он, этот метафорически вечный старик для нас сегодня?

В июле 2013 года Гавриле Романовичу Державину исполняется 270 лет. В Национальном музее Республики Карелия пройдут XIV Державинские чтения. Карельский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы подготовил к юбилею Пятый Державинский сборник.

 

Сегодня споры о Державине не утихают. Родоначальник нового этапа русской литературы, духовный отец А.С.Пушкина?  Царедворец или неподкупный чиновник, символ чести и правды? Раболепный бюрократ или талантливый управленец, создатель Олонецкой губернии и первый министр юстиции России?

Кто он, этот метафорически вечный старик для нас сегодня?

Памятник Державину в Казани. foretime.ru

Поэтический диалог русских поэтов с Державиным продолжается. Мною чтимый Давид Самойлов в солдатском блиндаже вспоминал любимого поэта.

 

«Рукоположения в поэты

Мы не знали. И старик Державин

Нас не заметил, не благословил…

В эту пору мы держали

Оборону под деревней Лодвой.

На земле холодной и болотной

С пулеметом я лежал своим.

 

Это не для самооправданья:

Мы в тот день ходили на заданье

И потом в блиндаж залезли спать.

А старик Державин, думая о смерти,

Ночь не спал и бормотал:

«Вот черти! Некому и лиру передать!»

 

Лодва… Эта деревня, в которой до войны было более 80 дворов, оказалась в битве за Ленинград прямо на линии фронта. Точка на блокадном кольце… Сегодня ее не существует. Не возродилась. Сейчас там турбаза.

Многие из деревень тогдашней Ленинградской области после войны ушли в небытие, оставив после себя только имя и память:  Лодва, Васькины Нивы, Макарьевская пустынь, Червинская Лука, Кречно… Какие красивые названия! Сколько их погибло по всей России, включая родную Карелию!  В послевоенное и нынешнее время мартиролог погибших деревень непрерывно рос и продолжает расти. Да и от имения Державина Званка в Новгородской области остался только холм.

А кто Державин в русской литературе – кочка, холм или гора? А в истории России?

Кто он для нас сегодня?  Этот спор о поэте и чиновнике очевидно приговорен к вечности.

Виссарион Белинский  сравнивал Державина с Ломоносовым. Он считал, что в лице Державина русская поэзия сделала великий шаг вперед, но видел   в Ломоносове «скорее оратора, чем поэта, … Державин, напротив, чисто художническая натура, поэт по призванию… В Ломоносове боролись два призвания — поэта и ученого, и последнее было сильнее первого; Державин был только поэт, и больше ничего».[1]

Первый русский чистый рафинированный поэт…

Вот какой подарок преподнесла история нашему краю, назначив Державина первым наместником Олонецкой губернии. Да, он был порой груб с подчиненными, но это касалось в основном пьяниц, казнокрадов, нерадивых и ленивых. А легко ли было с чистого листа создавать Олонецкую губернию? Дефицит кадров, денег…  Державин ревностно служил России в непростых условиях. Факт остается фактом: у истоков государственности в нашем крае стоял именно он. Мы в полной мере еще не осознали это.

Да и осознание значения этого титана истории и литературы еще впереди.

Уроки Державина актуальны и будут востребованы.

 

          Первый урок

 

Острейшая проблема сегодня – проблема честного чиновничьего служения. Служение народу, отечеству, а не личному обогащению. «Суров, но в правде черт!»  – говорил о себе Державин.  Сегодня на слуху канувшие в Лету Вавилон, Рим. Таков масштаб современной коррупции. Очевидно, она беспрецедентна в истории России.

 

«Еще вельможа возвышаться,
Еще сильнее хочет быть;

Богач богатством осыпаться,
И горы злата накопить…»

(На Новый год)

 

Второй урок

 

Чиновник – не мелкий винтик в государственной машине. Державин мог кричать на Екатерину Великую, топать при ней ногами. Она порой ставила между собой и им сержанта. Побаивалась, но ценила. Это был царедворец, говоривший царям правду в глаза. В окружении руководителя должны быть люди, которые говорят правду. Иначе плесень раболепия и в перспективе гниль.

 

 

Третий урок

 

Чиновник должен быть интеллигентом, то есть стремиться к культуре. Он обязан ей покровительствовать, интересоваться искусством, литературой. Державин не получил системного образования. Но он сам себя сделал. Тянулся к образованным людям. Его кружок «Беседа» собирал у него в доме интеллектуальную элиту России. Духовный аккумулятор Державина всегда был на подзарядке.

 

Бескультурный чиновник не только вреден, но и опасен.

 

 

Четвертый урок

 

Нам не хватает сегодня главного. Благоговения перед законом – непременного  условия цивилизованного общества:

 

«Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять».

(Властителям и судиям)

 

 

             Пятый урок

 

Прошлое требует бережного отношения к себе. За три дня до смерти  Гаврила Романович думал о нас в своей «Грифельной оде», которую уже лежа писал мелом на доске:

 

Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

 

Это акростих. По первым буквам получается: «Руины чти!».

Народы, царства и цари смертны, и им не избежать тлена и пепла.  Остается только то, что прошло «чрез звуки лиры и трубы». Это творчество, культура, литература, искусство. ДУ-ХОВ-НОЕ! ВЕЧ-НОЕ! Единственный путь сохранить человека в человеке.

 

Достойны ли мы сегодня его лиры? Об этом же думал в смертельном бою рядовой боец разведчик Самойлов.

 

Так вот почему в том блиндаже под Лодвой поэт Державин явился поэту Давиду Самойлову:

 

«Был старик Державин льстец и скаред,

И в чинах, но разумом велик.

Знал, что лиры запросто не дарят.

Вот какой Державин был старик!»

 




[1] Белинский В.Г. Статьи о Пушкине. Статья первая. Обозрение русской литературы от Державина до Пушкина // Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. VII . Статьи и рецензии. 1843. Статьи о Пушкине. 1843- 1846. М .: АН СССР, 1955. С. 99-100.

 

  • Смирнова Юлия

    Михаил Леонидович, вы не прекращаете радовать и «вводить» людей в такую историю, которую не только забывают, но и знали ли вообще?ваши уроки замечательны и поучительны, очень жаль, что есть люди которые просто читают и не черпают из этого ничего,хотя, на мой взгляд, в каждой вашей статье есть очень много всего не только интересного, но и того, к чему надо стремится!Спасибо

  • Патлаенко Э.Н.

    А что? «Евгений Сергеев» — СЕКСОТ некоей денежной организации? Или любитель? Или просто ШАЙТАН?

  • Наталья Мешкова

    Удаляются комментарии, содержащие личные оскорбления, не отвечающие теме публикации и те, которые пишут «тролли», — к каковым относится и «Евгений Сергеев». Он выходит из тени каждый раз под разными никами, когда речь заходит о Кижах. Между прочим еще и пытается собрать информацию о том, что собираются предпринять защитники Кижей. Вот и судите, кого он представляет.

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»Евгений Сергеев»]Хехехе! Спасибо моей тёзке за вопрос:-) Михаил Леонидович, не прокомментируете пост Евгении?)))[/quote]
    Евгении дала исчерпывающий ответ Юлия, которой я благодарен.

  • Евгений Сергеев

    Интересно, стирать комментарии — это какой по счёту урок?)))

  • Алексей Конкка

    Историки у нас занимаются историей, в меру своих сил, а не бегают с шашками)) Кстати, с историками в «антинелидовском движении» было пустовато)

  • Т. Шестова

    Вам уже ответили, а вы не заметили?

  • Евгений Сергеев

    Хехехе! Спасибо моей тёзке за вопрос:-) Михаил Леонидович, не прокомментируете пост Евгении?)))

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»Марина Орлова»]Второй урок Державина особенно актуален! Раболепие сейчас зашкаливает на всех уровнях власти: «Ты начальник, я дурак!» Однако почему же Самойлов назвал его льстецом?[/quote]
    [quote name=»Марина Орлова»]Второй урок Державина особенно актуален! Раболепие сейчас зашкаливает на всех уровнях власти: «Ты начальник, я дурак!» Однако почему же Самойлов назвал его льстецом?[/quote]
    Державин обладал бойцовскими качествами. Характер у него был тяжелый. Вяземский устроил его на службу, приютил у себя. Но Державин изобличил Вяземского в воровстве денег. Он со всеми ссорился. В Тамбове попал под суд. Оправдали, но должности лишился. Тогда написал оду «К Фелице», в которой талантливо восхвалял Екатерину. Она наградила его табакеркой, наполненной золотыми червонцами. Говорила: «Закроюсь в спальне. Читаю оду и плачу как дура…» Наше чинопочитание — восточное родимое пятно…

  • Юлия

    А мне кажется, четвёртый урок самый главный. Все нужны, все полезны, все желательны, но…Если бы просто всеми максимально точно исполнялись законы (многие из них как раз правильные), то не имело бы значение раболепие. Честность служения сложилась бы практически сама собой,некультурность чиновника (прости меня, Господи!) не имела бы решающего значения, прошлое сохранялось бы по закону. Вижу,и автор выделил четвёртый урок как главный.

    Евгения, вместо упрёков сделайте очень важное сейчас — станьте если не главой, то центром организации борьбы за Кижи, человеком, объединившим других.Я уже писала выше — ну почему другие должны выучить уроки, а мы с них требовать? Первый, с кого надо требовать их — это ты сам.
    Михаил Леонидович в первые дни публично и на высоком уровне высказал свою отрицательную позицию к назначению.
    Вы хотите, чтобы он, за которым огромный коллектив и важная работа, теперь с шашкой бегал вокруг памятника Ленина?
    Хотите, чтобы и во главе Национального музея дурака с амбициями поставили?
    Упрекать всегда легко, начните что-то делать сами.

  • Марина Орлова

    Второй урок Державина особенно актуален! Раболепие сейчас зашкаливает на всех уровнях власти: «Ты начальник, я дурак!» Однако почему же Самойлов назвал его льстецом?

  • Евгения

    Уважаемый Михаил! Всегда безумно интересно читать Ваши тексты! Спасибо Вам!
    Но! Прочитала в комментариях к «соседней» статье, что борьба с назначением Нелидова фактически прекращена! Как же так?! Вы так смело и ярко выступили о возвращении средневековья, у Вас такой авторитет в среде творческой интеллигенции!!! Кому же как ни Вам сейчас сплотить вокруг себя, Вашего замечательного музея всех неравнодушных людей?!!!

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»шкловкий обыватель»]Предъявлять претензии памятникам, конечно же, смысла большого нет. Но и игнорировать эту страницу биографии Державина, мягко говоря, весьма странно.[/quote]
    В биографии любого исторического деятеля можно найти многое. Что главное и что нужно сегодня людям? Они действительно памятники. Весь вопрос в том, какой у памятника сюжет? Державин достоин пьедестала…
    Он относился к иноверцам, как было принято тогда в его время. Да и до Мандельштама, Шагала, Левитана, Ландау во времена Державина было еще далеко…

  • шкловкий обыватель

    Предъявлять претензии памятникам, конечно же, смысла большого нет. Но и игнорировать эту страницу биографии Державина, мягко говоря, весьма странно.

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»шкловкий обыватель»]Конечно же, соглашусь! Однако во всей этой довольно гнусной, согласитесь и Вы, истории поражает инициативность Державина. И потом, согласитесь, антисемитизм, как и беременность — либо он есть, либо его нет. Контекст эпохи лишь добавляет детали, но не меняет сути.[/quote]
    Но тогда эти «претензии» можно предъявить и Пушкину. И даже Чехову. История действительно гнусная, но по меркам сегодняшней шкалы ценностей. Все имеет причину. Даже беременность.

  • шкловкий обыватель

    Конечно же, соглашусь! Однако во всей этой довольно гнусной, согласитесь и Вы, истории поражает инициативность Державина. И потом, согласитесь, антисемитизм, как и беременность — либо он есть, либо его нет. Контекст эпохи лишь добавляет детали, но не меняет сути.

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»шкловкий обыватель»]Если считать сенненское дело и последующие инициативы Державина «эпизодом» (кстати, уже при Павле, а не при Екатерине), тогда да, можно и проигнорировать. А заодно и дело Бейлиса тоже — по этой логике.[/quote]
    Вы, конечно, согласитесь, что исторические аналогии вещь опасная. Дело помещика Зорича с делом Бейлиса сравнивать сложно. Любое дело действительно надо оценивать в контексте эпохи.

  • шкловкий обыватель

    Если считать сенненское дело и последующие инициативы Державина «эпизодом» (кстати, уже при Павле, а не при Екатерине), тогда да, можно и проигнорировать. А заодно и дело Бейлиса тоже — по этой логике.

  • Михаил Гольденберг

    [quote name=»шкловкий обыватель»]Всё так, всё так… Но не слишком ли полированно-бронзовый у нас Державин получается?[/quote]
    История восстановила бронзовые памятники Державину. В Казани в 1931 году его памятник переплавили на втулки для трамвайных колес, Но сейчас памятник восстановлен. Появился памятник и в Петрозаводске.
    А что касается шкловского эпизода в биографии Державина, то оценивать его надо той исторической эпохой. Он у Екатерины II был вроде советника по национальному вопросу…

  • шкловкий обыватель

    Всё так, всё так… Но не слишком ли полированно-бронзовый у нас Державин получается?

  • Юлия

    «ДУ-ХОВ-НОЕ! ВЕЧ-НОЕ! Единственный путь сохранить человека в человеке».

    Это важно вспоминать и напоминать почаще.Нынче путаница в приоритетах.
    Читаю на днях:»Как и все молодые люди, в свои 17 он мечтал о большой зарплате, своей квартире, новой машине…»

    [quote name=»Т. Шестова»]Грустный вывод делаешь — два века бегаем по одному кругу…[/quote]
    Подумалось вдруг, а может, каждый должен сам пройти этот путь к себе. Потому он и повторяется в каждом времени снова и снова. Опыт других поможет, но главное всё равно нужно сделать самому.

    Хорошие уроки! И не только для чиновников — каждый день стоит себя проверить — служу ли обществу, не уверовал ли в винтик, давно ли читал, смотрел, думал!,требуя от других, соблюдаю ли правила сам.И что сделал,чтобы прошлое сохранить. В своей семье, в своём городе, в своей деревне.
    Тогда есть надежда из круга выйти и пересилить тех, кто уроков не выучил.

  • Ольга

    «Бескультурный чиновник не только вреден, но и опасен.»[quote name=»Т. Шестова»]Все пять уроков — будто про сегодняшний день. Грустный вывод делаешь — два века бегаем по одному кругу…[/quote

    ]Как это актуально в настоящее время! Ситуация в Кижах тому пример.Или возвращаемся в советское время,не дай, Бог, умный зам.профессионал при недалеком и некультурном начальнике????

  • Анна Сергеевна

    Думал ли старик Державин, что через два с небольшим века казнокрадство в Карелии будет столь велико? Так и хочется напомнить чиновникам, как Г.Р. Державин относился к службе:об этом красноречиво говорят строки его стихотворения:

    Я знаю, должность в чем моя:
    Все то, что скаредно, и гнусно, и порочно,
    И так и сяк ни в ком не потерплю.
    И буду только тех хвалою прославлять,
    Кто будет нравами благими удивлять,
    Себе и обществу окажется полезен —
    Будь барин,будь слуга, но будет мне любезен.

    Михаил Леонидович, спасибо за всегда интересные экскурсы в историю. Ее стали забывать, отсюда все беды наши.

  • Т. Шестова

    Все пять уроков — будто про сегодняшний день. Грустный вывод делаешь — два века бегаем по одному кругу…

  • ИЛ

    Дорогой Михаил Леонидович!! Спасибо вам за Державина и за уроки! Увы, и в самом деле слово СЛУЖЕНИЕ теперь не в чести…