К 300-летию основания первого курорта в России Марциальные Воды
«Петр Первый стремился переодеть Россию в имперские европейские одежды», — отмечал в своих популярных лекциях историк В.О. Ключевский. Петр отправился за этими имперскими одеждами. Инкогнито Петр I посетил Европу с Великим посольством в 1696 году и два года изучал ее, словно визитер диковинного музея. В 1698 году в Бадене (южнее Вены) он впервые познакомился с понятием курорт. Эту европейскую одежду он сразу захотел надеть на Россию.
Царь обязал птенцов своего гнезда искать в России место для курорта, конечно, с источниками минеральной воды. И нашли: источники на Северном Кавказе, под Липецком, Полюстровскую воду в строящемся Санкт-Петербурге. Но тяготы Северной войны не позволяли Петру I заняться своим здоровьем.
А между тем здоровье царя ухудшалось. Его болезням посвящено много книг и статей историков медицины. С 11 лет он употреблял спиртное. После того, как лично принял участие в казнях бунташных стрельцов, у него случались нервные припадки и лицевые спазмы – тики. Особенно его мучила мочекаменная болезнь. К 30-ти годам он превратился в ходячую энциклопедию болезней. Царь Петр I много пил и курил. Конечно, огромных сил требовали преобразования в России, велись непрерывные войны. После неудачного Прутского похода в 1711 году, в котором он чудом не попал к туркам в плен, врачи уговорили Петра I пройти полный 24-дневный курс лечения в Карлсбаде (сейчас курорт Карловы Вары в Чехии). Он повторно посетил этот курорт в 1712 году.
Карловарцы чтут пребывание русского царя на своем курорте: самый фешенебельный отель назван «Петр», на доме, в котором жил Петр I есть памятная доска. По преданию Петр I лихо вскочил на своем коне на одну из высоких гор, и на ее вершине стоит бюст в его честь.
Петр I посетил местного кузнеца и отковал подкову и копье, а на токарном станке выточил три фигурные ножки для стола.
Петр I на курорте не только лечился. К нему в Карлсбад приезжал немецкий ученый Г.В. Лейбниц, основатель Берлинской академии наук. Они беседовали о проблемах создания Академии наук в России. До этого они только переписывались. Лейбниц был поражен живостью ума русского царя, о чем неоднократно позже высказывался: «Он интересуется всякими приборами, но особенно навигационными». Кстати, Лейбниц подарил Петру изобретенный им арифмометр.
Лечили Петра I по схеме его доктора шотландца Роберта Эрскина, которого в России звали Орешкиным. Обычно врачи предпочитали выгонять из организма «лишнюю» кровь (кровопускание, которое делали даже парикмахеры), изгоняли желчь и черную желчь. Петра на курортах лечили так называемой водяной атакой: он начинал пить воду с 4,5 литров, доводя объем до 9 литров в день – 36-40 больших кружек. Считалось, что с мочой выйдут хвори. Он едва успевал добегать до нужника. Петр писал царице Екатерине: «Пузо от воды опухло, а толку мало». Петр был плохим пациентом. Лечение сопровождалось кутежами и прочими нарушениями курортного режима. Петр устраивал стрельбы. Приз – 100-литровый бочонок вина, который уже как пустая бочка долго разыгрывался на аукционе.
Однако, курс лечения в Карлсбаде принес облегчение здоровью русского царя. Но в 1716 году самочувствие Петра резко ухудшилось. Ему посоветовали немецкий курорт Бад Пирмонт (Нижняя Саксония), который он посетил в этом же году. Здесь он еще раз встретился с Г.В. Лейбницем. Обсуждали, есть ли пролив между Азией и Америкой, и именно после этих бесед Петр распорядился снарядить экспедицию В. Беринга, которая осуществилась в 1724 году.
Петр в ходе визитов вел активную дипломатическую работу, занимался вербовкой кадров для России.
В начале 1717 года Петр три месяца прожил в Париже. Он остановился не как гость в Лувре, а в гостинице. «Русский царь везде ведет себя, как хозяин. Короли вынуждены являться в его резиденцию, а не он к ним», — писал один датский дипломат. Так же по-хозяйски он вел себя на курортах.
После Парижа Петр почувствовал себя плохо. Эрскин и другие медики посоветовали ему отправиться на курорт Спа (сейчас Бельгия). На предыдущих курортах Петр пил углеродистые средне- и высокоминерализованные воды. В Спа он пил высокожелезистую воду – самую железистую в Западной Европе. Сюда он прибыл в сопровождении двух послов, вице-канцлера П.П. Шафирова, врача Р. Эрскина, двух слуг (!), секретаря и личной охраны – 4 гайдука. Правда, Льежский князь обязан был выделить 200 всадников почетного конвоя. Для размещения царской свиты построили специальные бараки, а Петр жил в походной палатке, на центральной площади Спа, которая теперь носит его имя. Из мебели у него в ходу был простецкий стул, который по сей день можно встретить на аукционах. Уезжая, Петр подарил этот стул городу Спа.
Екатерина I ждала Петра в Амстердаме. Во время курса лечения врачи рекомендовали царю и царице быть врозь, «дабы плотские утехи не мешали питию». Надо заметить, что впоследствии при посещении Марциальных Вод этот запрет был снят. Из Спа Петр слал царице нежные письма и жаловался на докторов «запретительных человеков». Екатерина прислала мужу две бутылки вина – «крепыша» и просила больше «чаю кушать».
Петр не всегда слушал докторов, например, не есть сырых фруктов, и как-то в Спа «выкушал шесть фунтов вишен и дюжину инжира». Петр много гулял, сам управлял бричкой, на которой приезжал к источникам. Рядом с ними играл духовой оркестр. Петр посещал театральные и цирковые представления. Из России ему специально на курорт привезли хор. Жители Спа поражались простоте русского царя, дарили ему всякие вещицы на память, а он, демонстрируя щедрость, купил у одного ремесленника станок. 27 июня в Спа Петр отпраздновал день Полтавской битвы: молебен, накрытые столы, фейерверк, для которого в местной аптеке Петр лично закупил все необходимое.
Петр продолжал руководить страной прямо с курорта: слал депеши, указы. Именно из Спа он вышлет указание усилить поиски минеральной воды в России, не зная, что еще в 1714 году недалеко от Кончезерского завода Иван Ребоев найдет источник гораздо более железистой воды, чем в Спа.
Кстати, Петр явился моторным брендом для курорта Спа. По сей день именно этот курорт является местом встреч европейской политической элиты.
Петр обрадовался открытию источников в Карелии и велел их исследовать. Врачи Р. Эрскин и А. Равинель провели анализ марциальной воды и опробовали ее на солдатах. Результат был положительный. В январе 1719 года Петр сам убедился в целебной силе этой воды.
20 марта 1719 года по указу царя открывается первый в России курорт Марциальные Воды. Здесь были отстроены три деревянных дворца, четырехкомнатный дом для доктора, жилые корпуса для больных, зала для верховой езды. Петр перестал лечиться на курортах Западной Европы. За последние пять лет жизни он четырежды посещал с целью лечения первый российский курорт в Карелии. Он провел здесь более 90 дней, с ним были императрица, члены Сената и коллегий. Петр практически руководил отсюда страной.
После смерти Петра курортное дело в России прекратилось надолго. Российская политическая и дворянская элиты предпочитали лечиться и отдыхать на курортах Западной Европы.
Сейчас, в юбилейные дни 300-летия Марциальных Вод, есть шанс привести в порядок дом смотрителя с музейной экспозицией и уникальную церковь апостола Петра. Для этого выделены средства. Но необходимо смотреть на проблему шире: нужно создать инфраструктуру, стоянку, всю входную зону и, конечно, в первую очередь дорогу.
Недавно директор музея курорта в Бад Пирмонте прислал мне письмо с предложением создать Ассоциацию музеев, на которых Петр пил минеральную воду. Я пообещал коллеге поддержать это предложение, но только после реконструкции нашего филиала Национального музея Карелии в Марциальных Водах. Про инфраструктуру я дипломатично умолчал.