Фоторепортаж с места гибели Джона Леннона
Ох, уж этот 2020-й! В октябре этого года кумиру моей молодости Джону Леннону исполнилось бы 80 лет. А 8 декабря этого же года минуло 40 лет, как в Нью-Йорке он был подло убит злодеем. Я принципиально не называю имя убийцы, так как сделал он это для того, чтобы войти в историю. Он не должен в нее входить. Он в нее вляпался. Геростратова «слава» патологична и омерзительна.
Два года назад, оказавшись в «городе жёлтого дьявола», я изъявил желание побывать на месте гибели Джона Леннона. Как известно, трагедия произошла у ворот дома апартаментов «Дакота», в котором проживали Джон и его жена Йоко Оно. Это 72-я улица в Западном Манхэттене и совсем рядом с Центральным парком Нью-Йорка. Представьте, что в центре этого гигантского мегаполиса есть парк с чудесной растительностью, озерами, развлечениями и, главное, с удивительной тишиной. Именно парк стал причиной того, что Леннон жил в «Дакоте». Он любил гулять с сыном Шоном в этом парке. Убийца следил за ним именно там и в день убийства взял у великого музыканта автограф. Он был битломаном…
Что поразило на месте гибели Леннона? Никаких мемориальных табличек, монументов, безвкусных памятников с гитарами… Всё сохранено: кованые ворота, фонари, будка привратника. Именно из неё сорок лет назад вызывали полицию и скорую помощь. Только в фонарях вместо лампочек горит натуральный огонь. По-моему, всё продумано, тактично и сделано с уважением к великому музыканту. Леннону громоздкие мемориалы не нужны. Для музыканта лучший памятник – его музыка. А она звучит.
Одна часть праха Леннона захоронена в родном Ливерпуле, а другая – в его любимом Центральном парке Нью-Йорка. Она обозначена мозаичным кругом, в котором выложено название культовой песни Леннона «Imagine».
В петрозаводской школе №13 и в финской гимназии города Хяменлинна, в училище норвежского Вардё и в одной из школ Детройта я проводил урок «От Ленина до Леннона». Кто из этих персонажей истории повлиял на мир сильнее? Основой урока был текстуальный анализ песни «Imagine». И дело, конечно, не в каламбуре этих фамилий. Хотя были случаи, когда в городах постсоветского пространства название улицы Ленина меняли на Леннона.
Эпохи имеют общее свойство. Они заканчиваются.
Эпоха Леннона не прошла с его смертью. Его песни с нами.
Сорок лет назад я был молодым учителем истории школы №30. В этот день, сидя в учительской, в которой не выключался пластмассовый репродуктор, я услышал эту ужасную весть… Есть в жизни моменты, которые всю жизнь помнишь в мельчайших деталях. Звонок позвал меня на урок. Помню тему урока: «Ленинский план вооруженного восстания». Три группы задач… Необходимость перерастания революции в социалистическую… Войдя в класс, я сообщил старшеклассникам о случившемся. Немного помолчав, мы почтили память великого музыканта. А в голове у меня была «Imagine»:
Представьте, что не стали
На страны мир делить.
Причин нет быть убитым,
И не за что убить.
Стоя у дома на 72-й улице Нью-Йорка на месте трагических пяти выстрелов в упор, вспомнил этот эпизод моей учительской биографии.