Нет, не случайной стала для нас с Ириной Ларионовой эта поездка в Михайловское, к Пушкину. Да и есть ли что в мире случайное? Уже там мы сопоставили даты и сами удивились: в этом году исполняется 200 лет Царскосельскому Лицею и 20 лет нашей газете «Лицей».
И еще одним неслучайным событием запомнится наше путешествие, но о нем в конце.
Пригласила нас в Пушкинский заповедник Наталья Лаврецова, поэт, писатель, у которой здесь дом, прямо у подножия знаменитой Савкиной горки. Знаменитой главным образом тем, что на ней любил сиживать с книжкой сам Александр Сергеевич. С нее открываются необъятные дали, внизу течет Сороть, справа виднеется дом поэта, а слева — Тригорское, с которым столько сильных переживаний связано в его жизни. А какие здесь запахи трав и полевых цветов, а как птицы поют… (видео пения птиц в Тригорском — по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=rMvpba5o54Y)
Лаврецову, выпускницу Лесной академии, в свое время пригласил лесничим в заповедник сам Семен Степанович Гейченко. Наталья рассказывает, что поначалу жилью в Савкино не обрадовалась: изба без удобств, печка… Семен Степанович объяснил просто: «Лесничий должен жить в лесу!» Потом она это, конечно, оценила. Бывало, уезжала отсюда — и неизменно возвращалась.
Людей, очарованных красотой Пушкиногорья, которых влечет сюда из года в год, мы встретили здесь немало. Одна встреча, уже в конце поездки, нас поразила.
В баньке в Тригорском, где в дружеской компании Пушкина, Языкова и их приятеля Вульфа звучали стихи, пенились бокалы «жжонки ромовой», мы увидели небольшую выставку картин. Казалось бы, на них те же, что у других художников, пушкинские места, однако взгляд автора свежий, наивный, трогательный.
Скромная старушка-смотрительница, находящаяся здесь же, и оказалась автором — Людмилой Кагосян. Судьба ее удивительна. В 1992 году с мужем и сыном бежала из Абхазии, осела семья в деревне Шаробыки. Вскоре Людмила Федоровна начала работать смотрителем в Тригорском. А в 2002 году — неожиданно для себя, в 66 лет! — начала рисовать. Муж не одобрял ее занятия, зато другие оценили, пошли выставки, заказы.
— Как сейчас муж к вашей живописи относится? — спросила Людмилу Федоровну.
— Да вот нарисовала я недавно аллею Керн, так он из дома не дает картину выносить, сам, говорит, смотреть буду, — улыбается она.
Многое еще можно было бы рассказать. Как перьевой ручкой, подражая старинному слогу, на разлинованной бумаге мы писали письма своим близким — в Пушкинском заповеднике открыта «Музейная почта» (кстати, за потерю писем при Петре Первом полагалась смерть). Как уходили гулять, не закрывая на замок дом, — лишнее это здесь. Как глядели на «холм лесистый», воспетый Поэтом. Как ели землянику в парке Михайловского, как покупали лисички и малосольные огурцы у местных жителей. Но лучше вы сами побывайте в Пушкинском заповеднике — и впечатлений вам хватит надолго.
И наконец обещанная новость. 20 июля в лесу Михаловского, когда мы шли из Савкино на турбазу, чтобы встретиться с автором нашего журнала, пришла смс-ка от Насти Ермашовой: интернет-журнал «Лицей» зарегистрирован в Москве как сетевое СМИ! Долгожданное событие! И разве время и место случайны?
Фото Ирины Ларионовой
Фоторепортаж Ирины Ларионовой здесь