Олег Гальченко

Сердце на ладони

Татьяна Мершукова. Фото из личного архива
Татьяна Мершукова. Фото из личного архива

Олег Гальченко представляет Татьяну Мершукову, члена литературного клуба «СоНеТ»

Как всё-таки быстро бежит время! За большими и малыми заботами, за радостями и горестями, за  событиями, которые по большому счёту волнуют только тебя, можно не заметить, как проходит мимо целая эпоха. Ну или просто солидный кусок жизни, который что-то значил не только для тебя, но и для какого-то количества людей, работающих в одной связке с тобой.

Этой весной литературный клуб «СоНеТ» завершает уже четвертый свой сезон, а ведь, казалось бы, как недавно это было – уютный читальный зал уже приговоренной к уничтожению библиотеки для слепых на улице Балтийской, последние дни мая 2016 года и несколько человек, собравшихся для создания нового творческого сообщества, у которого ещё не было ни названия, ни чётко намеченных целей, ни тем более стратегии деятельности. Ни дать ни взять – команда Ноева ковчега накануне потопа!

Одной из тех, кто присутствовал на том первом собрании, была поэтесса Татьяна Мершукова, тогда ещё, кажется, даже не являвшаяся читательницей библиотеки, но уже делившаяся ценными идеями на тему «Что делать?» Её стихи мы узнали чуть позже, как и биографию, однажды опубликованную в рубрике «Портрет» в сонетовской группе в «Контакте»: 

«Родилась и живу в городе Петрозаводске. Окончила Петрозаводский строительный техникум по профессии «техник-строитель», работала на стройке, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в сфере торговли. Стихами увлекалась ещё в юности, но более серьёзно вдохновение пришло ко мне всего четыре года назад. За это время напечаталась в сборниках «Дебют 2015», «Лирика 2015», «Поэт года 2016», интернет-журнале «Любимая Родина». Издала три небольших сборника:»Любовная лирика. Сборник стихов» (2016 год), «Философская лирика. Сборник стихов» (2016 год), «Лирика» (2018)».

Помимо всего перечисленного наша сегодняшняя  героиня в прошлом году организовала интернет-радиостанцию «Поэзия в жизни», в эфире которой звучали стихи и песни авторов из разных регионов России — в том числе из Карелии. И пускай этот проект не стал самым её триумфальным достижением, интересный опыт наверняка дал.

Вообще, несмотря на то что значительная часть произведений Татьяны достаточно традиционна по форме и относится к жанру философской, пейзажной или любовной лирики, автор умеет удивлять читателей, пробовать себя в каком-то новом качестве – скажем, писать хокку или даже целые венки японских сонетов.  Подобное состояние вечного поиска, вечной тяги к расширению горизонтов, кажется, накладывает свой отпечаток и на те интересы, которые находятся за пределами литературного творчества. 

«Да, у меня постоянно рождаются какие-то идеи в голове. До появления компьютера любила вязать, увлекалась бисером, декупажем. Люблю природу, нравится заниматься цветами и прочими культурными растениями. С появлением интернета увлеклась созданием своих блогов, у меня их 4 штуки. Есть блог о Карелии. Люблю монтировать ролики, делать презентации. Много чего люблю, всё и не перечислить. Я — увлекающаяся натура».

А без этого никакое творчество не получится. Без тяги к новой информации, новым впечатлениям, ко всему тому, что советский классик назвал «ездой в незнаемое». Конечно, стихи Татьяны не лишены отдельных технических огрехов, однако по текстам, появляющимся в сонетовской группе на протяжении последних трёх лет, можно проследить, какая работа над собой и над словом была проведена. Среди любимых своих авторов Татьяна Мершукова называет прежде всего русских классиков, однако все же круг своих интересов не ограничивает только классиками – иначе бы её произведения не звучали настолько современно. И в подтверждение этому – ещё одно признание из первых уст – о литературе в целом:

«Я всегда увлекалась литературой, люблю читать, философствовать, думать о Жизни… Но стихи серьёзно писать стала всего четыре года назад. Хотя в юности были попытки, но это так, детское творчество.
Люблю читать Пушкина, Тютчева, Есенина, Евтушенко и многих других авторов. Обожаю стихи о природе».

Вот такой широкий взгляд на мир. И единственное, что она категорически не принимает и не позволяет себе – употребление в произведениях искусства ненормативной лексики. Впрочем, в таких стихах, как у Татьяны Мершуковой, она и не требуется.

 

***
Какое счастье — просто жить!
И дивным миром наслаждаться.
Дышать Весной, любить, творить!
Пропасть… и снова возрождаться!

Какое счастье — слышать звон
Дождя весеннего, шального.
С желаньем выйти на балкон
В объятья шёпота лесного.

Птиц перелётных голоса
Услышать в утреннем рассвете.
Поверить милым чудесам —
И быть счастливей всех на свете.

Какое счастье — просто жить!
Цените это счастье, люди!
Жить, а не ныть и не скулить,
И жизнь твоя прекрасной будет!

Безглагольное стихотворение

Очарование Природы —
Беспечность утренней зари.
Унылой, серой непогоды
Печаль, как эхо от Любви.

И где-то там мои Надежды,
Волнующая сердце дрожь.
Души осенние одежды —
И то ли правда, то ли ложь…

А может сон — красивый, чистый,
Для сердца нежного бальзам.
Печали светлой, шелковистой,
Утеха девичьим слезам.

Сердец и душ одно сплетенье,
Любви и нежности союз.
И ласк безумных наслажденье,
Души моей осенний блюз.

***
Опять сорвав листок календаря,
Я понимаю — пройдена страница.
Страница жизни прожита не зря,
Не суждено ей снова повториться.

И пусть летят в пространство бытия
Мои печали, радости, невзгоды.
Я знаю точно, всё было не зря,
Хотя бегут куда-то наши годы.

Ведь каждой строчки выучен урок,
Что будет дальше, лишь покажет время.
Всё в этой жизни было только впрок,
И проросло в Душе Надежды семя.