Светлана Артемьева

Из песни слов не выкинешь

1990 год — странное наложение двух миров — заканчивающегося и еще непонятно какого начинающегося.
 
Это был год, когда люди стали осознавать, что очень многое зависит от позиции каждого, трудовые отношения стали предметом договоренности, работники получили возможность в той или иной мере участвовать в трудовых отношениях.
 
1990 год – это год Поместного собора и выбора Патриарха Алексия, первые художественные галереи, новые СМИ.
 
Это было время рождения нового экономического класса — предпринимателей, спонтанные «барахоловки» в портовых городах,   рынки, на которых продавали кооперативные дутые куртки, ночные магазины.
 
1990 год – это год талонной экономики, год забастовок учителей, которым не платили зарплату.
 
1990 год учителя помнят и как год открывшихся новых возможностей, возможностей работы по новым программам, возможностей что-то делать без постоянной опасности, что твое профессиональное творчество уничтожат, сделают какую-нибудь гадость.

Желание гуманизации социума было невероятное в людях, открылось колоссальное поле возможностей, и очень многое было реализовано.

Время такое настало, поэтому и открылась такая школа — № 45.

В школу перешли вместе со мной еще 16 педагогов и 12 учеников-членов «форпоста».

Войти в мир привычных педагогических стереотипов, где за партой сидит ученик, за столом учитель, а между ними незримая демаркационная линия, поменять их у влившихся в наш форпостовский коллектив людей, было непросто. Сотворческий стиль общения принимался всеми лишь с виду, и внешнее принятие его имело разные мотивационные установки.
 
Договориться и начать общаться по-иному, было невозможно. Нужна была среда для погружения и обучения такому общению. Этой средой стал удивительный технологичный мир Надежды Борисовны Кулаковой. Надежда Борисовна долгое время работала с коллективом 45 школы, погружая нас в технологию коллективной мыслительной деятельности, она вырастила целую плеяду отличных учителей, для которых сотворческий стиль общения стал нормой.
 
Внедрение самой технологии имело хорошие результаты. По окончании внедрения — в 2001 году школа выпустила 11 медалистов. Произошло единение коллектива педагогов, в коллективе учителей были заложены механизмы, которые всю школьную жизнь позволяли им работать творчески, самостоятельно, без назиданий и одергиваний со стороны администрации. Где бы ни работали учителя 45 школы по разным обстоятельствам оказавшиеся не в Петрозаводске, или в других школах города, при личных встречах всегда говорили — такого коллектива, как в 45 школе я больше нигде не встречал. А самих учителей ценили и ценят в школах и на предприятиях, где они сейчас работают. Взращивать профессионалов 45 школа умела всегда.

Как родилась идея  школы-клуба?

Из практического опыта и личных наблюдений. Работа во Дворце убедила меня  в том, что все дети, по природе своей любознательные, стремятся к приобретению конкретных умений. Работа в «Форпосте» способствовала осознанию, что дети тянутся к личному неформальному общению, которое сильным образом влияет на их духовное становление. Работа в школе и со школами выявила причину стремления значительного количества детей поскорее оказаться за ее стенами – излишняя заформализованность школьных отношений.    
 
Школа является центральным источником знаний для детей школьного возраста и занимает значительное количество времени в их жизни, именно школа по разным причинам длительное время не реформировала свой стиль отношений и традиционный уклад жизни. Изменить стиль взаимоотношений ученика и учителя в процессе основной учебной деятельности, разнообразить и расширить возможности школы для приобретения школьниками конкретных умений, за пределами уроков, но непосредственно в самой школе, привнести в содержание школы составляющие элементы клубной работы; то есть преобразить мир школы, сделать в одном учебном заведении и школу, и дворец творчества, и клуб по месту жительства  через реализацию программы культурно-образовательного комплекса  — такова была идея «форпоста».
 
Идея была оформлена в концепцию, концепция легла в основу программы, на основе программы была структурирована деятельность, формулы которой с виду очень просты:

Формула первая:

Я слушаю учителя и  учусь его слышать. Я услышал учителя, значит, понял, запомнил, заинтересовался.

Формула вторая:

Мне интересно, я хочу этому научиться, пробую, и у меня получается!

Формула третья:

Я хочу поделиться своим открытием, изобретением, умением с другими, делюсь, получаю признание окружающих и хочу дальше самосовершенствоваться!
 
 Первую формулу решали учителя-предметники в учебно-образовательном центре, собственно в самой школе с ее традиционными и нетрадиционными уроками, старыми и новыми технологиями.
 
Вторую формулу решали педагоги дополнительного образования в культурно- образовательном центре — центре дополнительного образования с разнообразными кружками, секциями, объединениями…
 
Третью формулу решали социальные педагоги, педагоги-организаторы в социально- образовательном центре — центре детских общественных инициатив, с многочисленными социальными службами, программами личного самосовершенствования «Росток», «Подрост» и «Авард», основанныими на опыте и традициях Форпоста имени А.С.Макаренко.
 
Набор образовательных возможностей школы на протяжении двадцати лет менялся в зависимости от финансирования и кадров, но всегда был разнообразен и востребован детьми.
 
Образовательные возможности – это и финансовые средства и кадровые. Кадры в 45 школе всегда решали все, финансовые средства приходилось изыскивать самим. Всегда самим.  

О наших кадрах

Тот, кто сам посадил хотя бы одно растение и дождался его цветения, уже не сможет отказаться от радости выращивания.Такую радость школе на протяжении почти двух десятилетий дарила педагог дополнительного образования А.В. Ланева. Биологи есть разные — теоретики есть и практики есть. «Человек от земли» — так ее мы в шутку и всерьез называли.
 
Творческий, знающий, стремящийся к научным познаниям человек, не боящийся черновой, невидимой другим работы, она успевала все. И   группы детей обучать, и проекты годичные в начальной школе организовывать. Например, весь год каждый класс изучает какой-либо вид насекомых, а в конце года – праздник — подведение итогов проекта в творческой форме, в виде «Бала насекомых». Каких только костюмов ребята не сшили, сколько было остроумных загадок придумано, стихов прочитано и песен спето, видеопрезентаций представлено, малых научных работ написано!!! И так каждый год — традиция!

Анна Владимировна — отличная походница! Успевала и учителей в походы водить, и в турслетах помогать, и в экологические лагеря в карельские и архангельские заповедники наших детей возить!

Институт водных проблем Севера с нашими старшеклассниками по ее просьбе работал, Водлозерский парк малышей принимал, успевала еще вместе с детьми принимать участие в международном проекте «Школьный сад», экскурсии и малышкину программу для детских садов №116 и №117 в теплице организовывать, для групп продленного дня тоже дело в теплице всегда находилось.

3000 кустов и деревьев ценных пород на   дворовой территории высажено. Питомник свой имеется….

Больше всего любила изучать со своими кружковцами растения. Изучение материала базировалось  на живой коллекции (более 100 видов) комнатных растений в круглосуточно функционирующей теплице. Наличие 2-х кабинетов — учебного и зеленого, отопления, водоснабжения, набора необходимых инструментов – позволяло изучать вопросы широко и полно.
 
Занятия проводились в форме экологических игр, дети проводили наблюдения за растениями в классе, теплице, дома. Каждый ребенок имел в теплице свой закрепленный участочек, что вело к повышению его интереса к изучению и ответственности за рост и развитие растений. Школьники участвовали в озеленении кабинетов и школы, работали на пришкольном участке в течение всего года.

На протяжении всех лет коллекция комнатных растений была сохранна, состояние цветов (видовой состав, качество), озеленение пришкольного участка и школьных помещений были просто отличными.

Дети, вкладывая свой труд в создание зеленой школьной территории, берегли и сохраняли сделанное своими руками, активно участвовали в конкурсах, акциях, проектах, имели многочисленные победы и награды, проявляли устойчивый интерес к изучению естественных наук, показывали хорошие знания по биологии, экологии…

Ланева А.В., педагог высшей квалификационной категории, в течение последних 7 лет била тревогу, просила  отремонтировать теплицу, выделить средства на работу…у всех просила: и у администрации города, и у попечительского древлянского совета…не выделили…

Второй год озеленяет Финляндию, обучает финских ребятишек любимому делу…и переживает за 45 школу…
 
Судья международной категории по авиамодельному спорту Олег Михайлович Гольдшер — влюбленный в космонавтику человек! Скольким юным изобретателям веру в себя подарил, со сколькими физику и астрономию, «инженерию» освоил! Чтобы в 90 годы авиамодельный кружок открыть без средств, надо иметь талант находить эти средства. И он этим талантом обладал всегда. 30-летний опыт руководящей деятельности дал о себе знать. Ему помогали многие люди и в городе, и в стране, и за рубежом — спонсоры, его ученики, депутаты. Все большие дела в школе — линейки, лагерные сборы, встречи гостей, семинары и конференции — начинались с запуска ракет. Надо было видеть счастливые и гордые лица ракетомоделистов — это и есть социальное признание достижений детей, которое способствует дальнейшему росту их мастерства, желанию сделать еще лучше! Масса кубков и наград городских, республиканских, всесоюзных, мировых соревнований имеют ребята. Многие из них являются кандидатами в мастера спорта.
 
Человек в преклонном возрасте, не с ахти каким уже здоровьем, преодолевая свои недуги, думает о своих ребятах, моделях, соревнованиях. Понимая, что годы уходят, сколько раз пытался найти последователей, но непростое это дело — влюбиться в авиастроение. В одном я уверена: кружковцы вырастут со временем и обязательно кто-то из них продолжит дело Олега Михайловича.

Пыжина Татьяна Валентиновна — учитель, швея, модельер — три таланта в одном человеке! Никогда не замыкалась на уроках, всегда взращивала будущих модельеров, учила девчонок изящной походке, умению находить свой стиль в одежде, была другом и советчиком. В школе на праздниках устраивались показы моделей одежды, сшитые участницами показа. Это всегда было очень красиво и талантливо! Татьяна Валентиновна любит учиться и любит учить. Ею освоено множество разных технологий и всегда результатом освоения был конечный продукт – мастерски и с любовью выполненное и представленное на обозрение школьникам, учителям и родителям новое изделие. Для всех наших гостей всегда у Татьяны Валентиновны был припасен собственноручно изготовленный подарочек. Дети Татьяны Валентиновны на многих выставках, олимпиадах городских и республиканских занимали призовые места.

Смирнова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования, на протяжении многих лет вела фольклорный коллектив «Хоровод». На мизерное количество часов, которые с каждым годом уменьшались, она умудрялась работать с детьми и индивидуально, и по группам, и всем коллективом, ставила танцы, песни, проводила огромную работу, чтобы привить любовь к фольклорному искусству в школе, микрорайоне, городе, республике. Традиционные праздники, концерты, задорную «Масленицу» проводила не только для детей школы, но обязательно для двух подопечных детских садов, ветеранов микрорайона. Выпускники ее коллектива стали организаторами массовых праздников на профессиональном уровне, получив соответствующее образование.
 
Лессонен Вера Петровна вела кружок вязания, который трудно назвать просто кружком. Это был большой разновозрастный дружный коллектив. В школе вязали все – дети, учителя, работники столовой, технические работники, родители. А какие прекрасные показы моделей представляли они! Удивительно было видеть стоящих на одной сцене второклассниц и учителей,  которые связали себе наряды! Вот эта общность интересов маленьких и взрослых людей  очень социализировала наших детей.
 
Прохорова Вера Александровна, проработав многие годы учителем в районе, взялась за туристстко — краеведческую деятельность. Школа юного экскурсовода была ее детищем!
 
Бойцова Татьяна вела театральную студию, в спектаклях принимали участие и дети, и учителя…
 
Для выпускников и их родителей много значат имена наших учителей: Гребневой Лидии Борисовны, Литвиновой Ольги Васильевны, Каневцевой Тамары Николаевны, Кононенко Валентины Фоминичны, Горбачевой Людмилы Леонидовны, Путинцевой Натальи Владимировны, Золотиковой Ирины Леонидовны, Анухиной Маргариты Георгиевны, Суховской Натальи Викторовны, Петровой Светланы Викторовны, Горчаковой Анны Евгеньевны, Минкиной Екатерины Владимировны, Орловой Ирины Анатольевны, Филатова Алексея Николаевича, Елесовой Нины Алексеевны, Федоровой Оксаны Викторовны, Крюковой Елены Юрьевны, Мосенкой Елены Николаевны, Архиповой Таисии Ивановны, Балуковой Елены Геннадьевны, Соколова Сергея Павловича, Туга Светланы Адольфовны, Чудного Анатолия Ивановича.
 
Мы вспомним всех на юбилейном школьном вечере, обязательно вспомним всех. О каждом преподавателе нашей школы можно написать свою страничку в исторической книге, так и сделаем.

Умение педагогов обеспечить социальное признание достижений учащихся, отказ педагогов от ранжирования учащихся по успеваемости, признание первичности самооценки и ее специальная организация всегда являлись заметными составляющими стиля 45 школы, за сохранение которой так борются родители.

Наши выпускники

 Наши выпускники свою школу любили всегда. Практически все выпускники, будущие педагоги, стремились на практику в 45 школу. Преподаватели КГПА всегда отмечали упорство, настойчивость и прилежность наших выпускников. Пятая часть педагогического коллектива состоит из выпускников 45!

Некоторые из выпускников готовились в новом учебном году прийти в школу. Например, Михаил Раупов. Влюбленный в спорт и работу с детьми, он совмещал учебу в академии и работу в школе. Учил и влюблял в физическую культуру детей и подростков. Под моим директорским окном каждый день я видела большую группу разновозрастных и не всегда физически развитых мальчишек и девчонок, худых и нескладных, полных и не очень, не стесняющихся своего тела, с удовольствием занимающихся на снарядах. В этом парне течет педагогическая жила. С какой болью делились со мной педагоги случайно услышанным кусочком разговора нового директора 45 школы (завуча лицея №1) с директором лицея №1, когда она сказала: зачем нам студент, сессии оплачивать и прочее — не нужен он нам….
 
Александра Романовская – модельер, дизайнер одежды, выросшая в кружке 45 школы, получившая первый приз на городском конкурсе, ее модели знают уже многие в городе. А она продолжает бегать в 45 школу и учить наших девчонок швейному мастерству, модельному показу одежды, важным   девичьим премудростям.
 
Светлана Рогова, заместитель директора по УВР 45 школы, аспирантка, была готова продолжить мое директорское дело….
 
Кристина Якушина, педагог-организатор детских и молодежных программ "Росток", "Подрост" и "Авард" 45 школы, профессиональный тренер и действующая спортсменка, успевающая участвовать и занимать призовые места в соревнованиях по аэробике, выпускница 45 школы и педагогического колледжа.
 
Надя Сорокина, ныне аспирантка, журналист международного отдела "Российской газеты", Дина Филатова, талантливый политолог и поэтесса. Обе девчонки были награждены престижными литературными премиями в университете: имени Я. Ругоева и Р. Рождественского.
 
Илья Тимин, создатель в 45 школе детской организации «Пилигрим», воспитавший не одно поколение добрых, мужественных, заботящихся об окружающем мире людей.
 
Артем Лаврентьев, организатор лидерского молодежного клуба, одного из самых ярких в Санкт – Петербурге.
 
Их много, выросших настоящими профессионалами, отличными людьми! Каждый наш ребенок достоин своей странички в нашей исторической книге. Так оно и будет!
 
Наши родители

Если ребенку в школе комфортно, то и родителю хорошо. Школа старалась так работать. Отстаивание школы родителями показало, насколько для них важно то, чему учим и как воспитываем их детей мы. Чтобы бороться за школу, надо точно знать, что ты теряешь. Наши родители знают.

Когда звучит фраза, что там, в школе, с пяток родителей воюет…Те, кто был на родительских собраниях и акциях, знает, что это неправда.

Большинство родителей не верит в справедливую судебную систему. Не верит. Когда родители решали, сколько подавать исков, готовы были подавать многие. Но родители решили, что тратить финансовые средства впустую не стоит. Подадут несколько родителей — все станет ясно.
 
Я когда слушала господина Суржко на судебных заседаниях, видела, что он понятия не имеет о том, какую школу он сравнивает с землей. Жаль было родителей, которые не совсем юридически грамотно, но честно доказывали свое право на выбор школы. Администрация фактически побеждает родителей, но стратегически проигрывает по полной программе, уничтожая социальный опыт, который приносил пользу горожанам многие годы. Из перенесенных на лицейскую почву «осколков» целого сосуда уже не получится никогда.

И все же…

На фоне природных и социальных катаклизмов история с 45 школой – иголка в стоге сена. Но то, что она видна, говорит о значительном следе нашей школы в образовательной и социальной истории города, как бы  не пытались очернить наш труд недоброжелатели, как говорится «из песни слов (приказом городской администрации) не выкинешь».

 

  • Ирина Николаевна

    Айне Шамурадовой нет еще и тридцати, представить себе ,что она перенесла уже свыше ста операций(последняя в июне),приняла свыше 200 доз наркоза….. и между операциями получила среднее полное образование, учится в ПетрГУ,просто невозможно. А ведь это так. Счастья тебе,сильная и добрая девушка!

  • Айна Шамурадова

    Задумывались ли вы когда-нибудь, что значит для вас школа, в которой вы учились, будучи учеником? Школа, в которой учатся ваши дети? Школа, в которой вы, если вы учитель, работаете? Ведь это учреждение — совершенно особенное. Не верите? Поверьте мне!
    Со школой у меня связаны самые лучшие воспоминания!
    Осень, 1 сентября. Я, маленькая девочка 8-ми лет, иду в первый класс в 45 школу.
    Школа очень красивая, я давно мечтала учиться в ней, дружить с новыми ребятами.
    Долго проучиться вместе с ребятами, мне было не дано судьбою. Долгие лечения, многочисленные больницы.
    В первом классе я была переведена на домашнее обучение, но это не помешало мне наслаждаться учебой, стараться учиться, вкладывать силы, может даже больше, чем ребята, которые учились в школе. Мне всегда было интересно учиться, познавать новое, знакомиться с новыми учителями моей 45 школы. Мне было грустно, что я не могла вместе с ребятами ходить в школу, играть в общие подвижные игры, бегать на дискотеки…. Но я старалась учиться. Это тоже было своего рода преодоление, потому что очень много надо было читать, больше разбираться самой. Мне это очень нравилось, я вообще люблю постигать все новое. Личное общение с учителями превратилось со многими из них в хорошую дружбу. Мы до сих пор со многими переписываемся «В контакте», встречаемся.
    В школе я начинала учиться с одним классом, но по причине болезни отставала и заканчивала с другим. Хочу сказать, что мое причисление к определенному классу не было для меня формальным. Классный руководитель, учитель истории Путинцева Наталья Владимировна, душой приняла меня и мою беду, подружила с ребятами, мои одноклассники меня навещали, мы общались. Я вместе с ребятами получала аттестат, отмечала окончание моей любимой школы. Я дружу со своими одноклассниками, они и теперь рядом со мной, мы общаемся, встречаемся. И все наши разговоры приводят к школе, столько радостных и светлых воспоминаний!
    По окончании школы мне уже много лет хочется говорить спасибо преподавателям, директору и кланяться в ноги за все, что они для меня сделали.
    Для меня, инвалида первой группы, самое сложное и самое приятное было заканчивать 11 классов в своей любимой школе, со своими учителями. Общеобразовательная школа для ребенка, имеющего такое тяжелое заболевание, как у меня, инвалидность — это редкость. Потому что в городе очень мало школ, которые берут на себя такую ответственность, а Светлана Станиславовна маме сразу сказала, что возьмет меня, и я этому была очень рада, ведь очень мечтала уже пойти в школу.
    Я общаюсь со многими нынешними учениками 45 школы, прихожу на отдельные творческие дела, лагерные сборы, я вижу, что новое поколение тоже очень любит свою школу.
    Ликвидация 45 школы для учеников, учителей, родителей, многих жителей микрорайона «Древлянки» — трагическое событие. Надо только захотеть Администрации города ее сохранить. Такая малость — желание устроить людям праздник…..

  • РАФ

    Это не «экстремизм», а боль:

    Если край, где живу, — немой,
    Если время мое – не мое,
    Если властвуют над страной
    Подхалимы, ворье, жулье.

    Если выбрит столетний лес,
    Сорняком заросли поля,
    Дым пожарищ висит окрест,
    Овдовела моя земля…

    Если Бог – золотой телец,
    Если вера – наживы змий…
    И впился терновый венец
    В беззащитные вены земли.

    Если то, что мать и отец
    Отстояли в лихой войне,
    На распыл пошло, наконец,
    Обернулось кровью в Чечне.

    Раз от прошлого отреклись,
    Утопили память в вине,
    Кому польза — такая жизнь
    В позабытой Христом стране?

    Если страшно рожать детей,
    Старикам – стареть и болеть,
    Если свищет вокруг людей
    Злых законов тугая плеть.

    Раз в чести не пчела, а трут,
    Власть не слышит народа глас,
    Обесценен стократно труд,
    Не спасут тут ни нефть, ни газ.

    Будь ты проклят, недобрый век!
    Слеп, кто верит в словесный смрад
    Всех потемкинских деревень,
    Будь то Сколково иль Арбат.

    Как мы нежили нашу власть!
    А ее бы толкать взашей.
    Как мы не жили раньше всласть,
    Так и жить не будем уже.

    Только ежели кто еще
    Не привык на гробах плясать,
    Опоясывайся палашом;
    Надо семя свое спасать.

    Хватит башню свою лепить,
    Свою страсть тайком ублажать.
    Надо воинов схоронить –
    Сколько лет на полях лежат!

    Время — сеять и время — жать
    И вязать колосок к колоску,
    Чтобы стыд — на песке лежать,
    Запивая пивком тоску.

    Слышишь — с неба то гром, то зной?
    Видишь, тьма затянула высь?
    Это пращур заботный твой
    Тебя будит: — Иван, проснись!

  • Аня Реутова

    Мы целый год боролись за то, чтобы мы учились в любимой 45 школе!!! Но нас никто не слышал, все, что мы писали, говорили, обращались, -это было не интересно никому..
    45 навсегда останется в наших сердцах, даже если мы будем не в её стенах.
    Эта школа научила нас жить.
    Помню, как сейчас, когда устраивали сборы, приезжали друзья из других городов ,как было весело…,а потом прощались со слезами ……. и опять встречались.
    Но сейчас этого не будет, потому что здания нашего нет,45.
    Мне кажется, для всех было бы самым великолепным подарком на 1 сентября это услышать, что 45 школа опять существует.
    Я ничего не имею против 1 лицея ,но 45-это родная школа,
    и за её любой ученик готов бороться.

    Я завидую ученикам 1-4 класса ,кто учился в 45, так как смогут ещё ходить по коридором нашей школы ,слышать звонок. Если не вернуть всё, как было раньше , то мы будет приходить каждый день в здание 45 школы и вспоминать как нам было там хорошо..

    45 НАВСЕГДА!!!!!!!!!

  • Марина Бикбова

    В школу №45 мы попали случайно. Мне приходилось часто менять школьные коллективы. Папу переводили с одного места службы на другое, и по сути, родной школы и друзей детства у меня не было. Была неуверенность в себе и в жизни, так как постоянно приходилось вживаться в новые классные коллективы, и не всегда удачно.
    Но в старших классах у меня появились друзья-одноклассники, которые привели меня в форпост. В форпосте люди раскрывались, становились дружными и общительными, с удовольствием участвовали во всех творческих делах. Происходило это, видимо, потому, что мы чувствовали общую поддержку и участие, нас здесь понимали.
    Прошли школьные годы, и мои друзья решили со Светланой Станиславовной работать вместе в одной школе, в которую они перенесли свой опыт кружковой работы из клуба по месту жительства и свои сформировавшиеся традиции.
    Идея очень интересная, но трудная, чтобы её воплотить, надо было быть хорошим организатором, уметь вести за собой, убеждать, зажигать сердца. Я не видела в себе таких способностей, но была среди добровольцев, которые готовили 45 школу к открытию.
    Жизнь закрутила нас всех, и мы лишь успевали передавать приветы друг другу. Как показало время, форпостовская дружба оказалась самой настоящей и крепкой. К моим друзьям по клубу я смогла обратиться много лет спустя и получила помощь и поддержку, когда пришла настоящая беда.
    Мой сын серьезно травмировал глаз, нужна была операция в Москве. На что ехать, где остановиться? Помогли форпостовцы.
    Но беда не приходит одна. В ночь после дня операции, когда я не могла отойти от ребенка, так как требовался послеоперационный уход, в Петрозаводске подожгли дом, в котором мы жили, сгорела квартира, в которой задохнулась от дыма моя старшая доченька Олюшка…
    Оставив ребенка на чужих людей в палате, я поехала домой.
    На вокзале встретили друзья из Форпоста и Светлана Станиславовна. Нам,
    погорельцам, предложили на всех один спортзал, но Светлана Станиславовна, понимая, что ребенку после операции там жить нельзя и не найдя ничего для нас подходящего, на долгое время забрала нас к себе. Мы с сыном даже близко не могли подойти к району, где раньше жили….
    Сыну после операции нужен был постоянный контроль, ограничения в движениях, его перевели на инвалидность, на фоне стресса от потери сестры и дома, он стал почти неуправляем и агрессивен…
    Психологи объяснили, что это защитная реакция на беду, на страх, пережитый ребёнком.
    Так мы очутились в 45 школе, педагоги, родители и технический персонал которой помогли нам отремонтировать и обустроить жилье, выделенное впоследствии администрацией города. Я стала работать, а сын учиться в школе №45. Мы к ней привыкли и полюбили её. Моя боль от потери дочери не пройдет никогда, мне было и есть очень тяжело. Внимание, поддержку и помощь педагогов я ощущала всегда.
    Классный руководитель Фёдорова Оксана Викторовна. Она помогала понять
    мне моего ребёнка, помогла наладить дружбу между ребятами, проводя работу со мной, детьми и родителями. Меня вообще удивило, сколь хорошо налажена работа между учителями и родителями во многих классах. Удивило, сколько среди учителей людей, работающих с детьми по призванию, отдающих полностью себя детям.
    С уроков А.В. Ланёвой мой сын приходил, заинтересованный проблемами земной экологии, рассказывал много, работал с азартом на пришкольном участке и в теплице.
    На переменах я часто слышала разговоры педагогов старших и начальных классов. Они советовались друг с другом по поводу обучения, подходов к тому или иному ребенку. Наблюдая за учителями, я видела, и мне было удивительно, что не было пустых бытовых разговоров у педагогов в свободное время, только – профессионально — дружеские. Вся работа школы была направлена на то, чтоб найти подход к детям, разрешая возникающие проблемы у детей.
    Как в давние годы, в Форпосте, здесь для желающих на каникулах проводятся сборы. Только называют их теперь иначе — «Оснянки», « Зимовки» и «Веснянки», на которых дети проявляют свои знания в творческой форме. Мой сын с удовольствием в них участвовал.
    Мой ребенок оттаял, успокоился, больше времени стал проводить с ребятами, учиться стал хорошо, как и прежде.
    И вот когда все у нас наладилось, у нас отобрали школу. Наши дети идут в 4 класс. Впереди выпускной вечер. Наших детей никому не жалко.
    Кто подумал о нас, таких, как я и мой сын, которых в этой школе предостаточно. Дети, учителя, администрация расходятся по школам, ищут пристанище. Разве это модернизация системы образования? Разве это слияние? Какое же это слияние, если на деле слияния не происходит. Никто не интересовался ни традициями школы, ни её опытом, ни делами. Заинтересовались только материальным состоянием школы, да и то для создания лучших условий для лицеистов, а не для наших учеников.
    Мне горько и обидно, что городские власти настроены на уничтожение школы.
    В июне всем классом мы перешли в 43 школу, перешли, чтобы сохранить детский коллектив и учителя. Но мы верим и надеемся вернуться в 45 школу, верим, что ее сохранят, еще есть такая возможность: обучать начальную школу лицея№1 на базе 45 школе и сохранить 45 школу в полном составе. Нужна воля власти. Если так случится, мы все сразу же вернемся обратно.
    А мне больно и обидно за своих друзей, реализовавших отличную идею, идею, которая так нужна людям, вместо признания получивших ее уничтожение.
    Дорогие мои, мы с сыном очень переживаем за вашу судьбу и очень любим вас! И в своей любви к 45 школе, как показывает жизнь, мы не одиноки! Спасибо вам за все!

  • Я тоже помню 90-й год. Я тогда только начинала работать в образовании. Я не знала Артемьеву, но о том, что такое Форпост, знали все. Когда Артемьевой дали школу, я поверила, что свобода в нашей стране есть. И что образование готово меняться. Через год я взяла класс и начала десятилетний ТРИЗ-эксперимент.

    Сегодня страна пытается осилить новые стандарты образования. Сегодня признано, что способность осознавать себя как личность, работать в коммуникации, действовать в новых ситуациях — необходимая часть образования, как минимум, не менее важная, чем стандартная академическая успешность. В новых учебных планах на внеурочную (практически — клубную) деятельность предусмотрено 10 часов на каждый класс. Мало кто понимает, как все это реализовать и интегрировать с обычным, привычным учебным процессом… Сегодня система образования мучительно ищет решения проблем, которые были 20 лет назад решены в 45-й школе. Наверняка решения эти не были идеальными, наверняка не все они работали в нынешних, сильно измененных, условиях — но они работали. Что-то очень типичное для нашей страны есть в этой ситуации: у людей забирают их проект, когда идеи проекта становятся востребованными обществом. Забирают в чужие руки, в которых проекту просто не выжить. У первого лицея своя концепция. Я не хочу сравнивать и давать оценки. Важно, что она просто другая и на других детей рассчитанная. Важно, что в городе очень много детей, которым нужна социальная школа, с акцентами, расставленными так, как это было сделано в 45-й.

    Я четвертый год занимаюсь дополнительным образованием, в нем очень долго работал мой отец, на моих глазах это образование чахло и умирало. Вроде бы никто не виноват — просто нет денег. Можно себе представить, как медленно и постепенно душили ту основу, на которой была построена концепция 45-й школы, откусывая по кусочкам от самого стержня, сердца этой концепции — клубной деятельности. Вам кажется, что школу уничтожили за год. Боюсь, это длилось гораздо дольше. Осознать это нужно, чтоб двигаться дальше.

    Я давно ждала этот материал — с того момента, как Светлана Станиславовна пообещала в своем блоге, что расскажет, от какой концепции отказался город. Говорить об идеях, когда плохо живым конкретным людям — неблагодарная работа. Но все-таки об этом надо говорить. И понять, что делать, тоже надо. Идеи не умирают от нелепых решений слабых чиновников, особенно, если они уже нашли свое воплощение. По большому счету, команде 45-й школы повезло — они сделали проект, который работал 20 лет и до которого сегодня дорастает общество.

    Светлана Станиславовна, я возьму на себя дерзость дать Вам совет. Соберите свою команду, вспомните технологии, которыми Вы владеете, сядьте — и спокойно порешайте, как можно жить и куда двигаться дальше. Я не говорю, что надо перестать бороться за школу — это вам виднее. Я — о том, что команда живет в деле, и надо попытаться найти или вылепить ту среду, в которой она сможет существовать и развиваться. Тогда у Вас и у всех, кому Вы нужны, будут шансы. Борьба против — не то дело, в котором можно продуктивно развиваться. Для этого нужна борьба ЗА. Я это очень хорошо осознаю и в собственной ситуации: мы просто не успели подготовить уловия для борьбы ЗА — потому и потеряли 20-ю школу. Сейчас пытаемся это делать. И тоже висим в воздухе. Я пишу, наверно, неясно, но думаю, что Вы меня очень хорошо поймете.

    Сегодня (нравится нам это или нет) большая часть жизни протекает в виртуальной среде. Хотите, я сделаю Вам сайт (если еще не сделали)? Не блог в ЖЖ (это другое), а нормальный сайт, на базе которого можно лепить среду для общения и развития. Осмыслить и представить опыт школы и делать что-то новое, дальше. Потому что у нас, как у Алисы в Зазеркалье: встанешь — назад откинет. Это не так сложно на самом деле (и, конечно, бесплатно). Я найду на это время. Вы, правда, подумайте. Я бы учителей со своих площадок посылала к Вам за опытом. А вдруг завтра среди широкого спектра наших городских политиков появится кто-нибудь адекватный, кто понимает в образовании, а не только в собственном ПИАРе? А у Вас уже будет готовый проект… Верится, конечно, с трудом — но вдруг :-)).

  • Ирина Исаева

    1991 год… маленькая неуклюжая девочка-первоклассница идет по коридору школы и плачет: не приняли в секцию гимнастики. Добрый молодой учитель с улыбкой и тревогой в глазах спрашивает: «Что с тобой приключилось? Пойдем к нам?!».. Кабинет маленький и уютный… Три взрослых человека приняли в свой теплый круг, играли на гитаре, пели песни, на душе становилось тепло и очень скоро забылось то огромное горе! Уже после, через пять-шесть лет девочка познакомилась со своими спасителями на уроках русского языка, литературы и химии.
    Я до сих пор с благодарностью и теплом вспоминаю тот случай и благодарю Анну Евгеньевну, Сергея Павловича и Игоря Николаевича. За годы учебы в школе было много разных событий, о некоторых вспоминаешь с улыбкой, о других — с горечью, но школа № 45 остается в сердце.
    Очень больно читать то, что пишут сейчас в прессе: школа в плохом состоянии, учителя не обращали внимания на проблемы учеников…. туалеты не работают, классные доски старые…И категоричный приговор: виноват директор!
    Возникает целый ряд вопросов: когда в 1990 году принимали здание школы, почему приняли с недоработками? Туалеты в «половине старшего звена» не работают не первый год, но почему на это обратили внимание только сейчас??? «Несовременные классные доски»? А как Вы, уважаемые чиновники, принимали школу к новому учебному году из года в год? Почему проблемы школы, которые копились не один день, так красочно описываются только сейчас?
    Я помню, как однажды была на приеме в составе делегации ГШС у мэра Демина. У школы были очень серьезные проблемы: текла кровля! На вопрос «Возможно ли выделить средства на ремонт кровли?» я услышала «А почему вы сразу к мэру бежите? Вы еще к Путину обратитесь!» Тогда стало понятно: спасение утопающих — дело рук самих утопающих! Силами родителей, учителей, учеников школу спасали!
    Однако, школа — это не здание! Школа — это коллектив! В нашей школе всегда был замечательный педагогический коллектив! Со многими учителями мы поддерживаем связь уже многие годы после выпуска!

    июль 2010 год… Я приехала в родной город в отпуск…Родной город, родная улица, родной дом… Родной школы больше нет… Ей было бы 20 лет…Грустно…

    Подарите детям радость учиться в школе №45!
    Подарите учителям и директору радость работы в родном коллективе под знаменем «Школа №45»!
    Подарите выпускникам радость встреч с любимыми учителями в таких дорогих стенах школы цвета неба!