В мастерской художника
В поисках дома Юлии Гущиной и Александра Крылова немного поплутала по старой Кукковке. И вот калитку мне открывает хозяйка. Попадаю в дом, где живут художники и в котором одна комната отведена под мастерскую.
Юлия — художник-мастер по керамике, много лет занимается и разработкой сувениров. Пока муж строил дом, а на это ушло 17 лет, они с двумя сыновьями проживали в однокомнатной хрущевке.
Сразу видно, что в доме живут художники. Здесь всё продумано, уютно и очень красиво, а, самое главное, сделано своими руками. В интерьере есть и собственные работы. Спрашиваю, были ли споры между супругами при обсуждении интерьера дома, и получаю ответ: «Никогда». Безоговорочно верю.
Мы пьем кофе и ведем неспешную беседу. Мне всегда интересно, как люди выбирают свой жизненный путь. Юля рассказывает, что в детстве часто была предоставлена сама себе. В памяти особенно сохранились летние дни. Ее родители, Виола и Борис Гущины, научные сотрудники музея «Кижи», всё лето обычно работали на острове. Юля с друзьями проводила дни в походах за земляникой и за грибами, в играх. Уезжать с острова никогда не хотела, и каждый раз устраивала родителям небольшой стресс, являясь к последнему пароходу в последнюю минуту. Она выросла вольнолюбивой и спокойной, по сей день не любит никакого давления. В ее облике проявляется ровная и гармоничная натура. Трудно представить Юлию злой, нервной, обиженной. Кажется, эти эмоции ей чужды.
После художественной школы в классе Натальи Борисовны Баженовой Юля училась в одном из лучших училищ страны – Абрамцевском художественно-промышленном училище имени В. Васнецова, теперь это колледж, филиал Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Сначала поехала туда поступать на художественную роспись. Конкурс был 10 человек на место. Подвела математика, и на роспись Юля не поступила, но ее приняли на обработку кости.
– Но я не поехала, – рассказывает Юлия. – Никогда не хотела бы этим заниматься. Папа предложил идти учиться на наше художественно-графическое отделение, но мне не понравился сам внутренний вид училища. Там было как-то неуютно.
Она вернулась в школу, где училась в биолого-химическом классе. Возможно, стала бы моя собеседница в конце концов фармацевтом или врачом, как многие ее подруги по классу, но после 9-го класса она сделала еще одну попытку и поступила в Абрамцевское училище на отделение художественной керамики.
Мы заходим в мастерскую. Здесь особый мир: рождаются сувениры, которые потом разлетятся по всей стране, отождествляясь с нашим северным краем. Юлия очень переживает, что не сохранился музей и всё, что было создано художниками Прионежского промкомбината в селе Деревянное, где она работала художником-разработчиком. Уже давно художница на вольных хлебах, что нелегко.
– В 90-е мотались в Финляндию, продавали свою сувенирку, – вспоминает она, – тогда наши русские сувениры были еще там востребованы. А потом китайские вещицы заполонили рынок.
С момента основания она член Гильдии карельских мастеров, всегда участвует в ее выставках. Вот и сейчас две ее работы украшают выставку «Звуки шелка», что проходит в зале Центра традиционных ремесел. Ей по душе такое общение:
– У нас очень дружная и хорошая атмосфера среди мастеров, мы поддерживаем друг друга, делимся информацией, вместе участвуем в выставках.
У Юлии и ее мужа Александра было немало совместных работ, когда они соединяли вместе дерево, керамику и роспись.
– И все же осознаю себя графиком и производственником, – признается Юлия Гущина. – Мне так не хватает нашего промкомбината, производственной линии… Я могу сделать художественный образец, эталон, шаблон, этому я училась. А в данной жизненной ситуации мне приходится самой доводить дело до конца.
Фото автора