Такой бюст Гавриилу Романовичу Державину, что входит в экспозицию выставки, мог бы украсить один из скверов нашего города. Эскиз уже готов!
В Музее изобразительных искусств Карелии открылась республиканская выставка художников «Онежская палитра».
В канун Нового года любители изобразительного искусства ждут эту выставку. Она собирает в свою экспозицию лучшее, что было создано за последние год-два. И всегда вызывает бурю эмоций, как положительных, так и отрицательных. И, на мой взгляд, является камнем преткновения на пути со-дружества и со-творчества художников. Конечно, это взгляд со стороны.
Так и на этот раз. В пресс-релизе заявлено, что выставка — плод усилий двух творческих объединений: Карельского отделения Союза художников России и более молодого Творческого союза художников Карелии. Однако некоторые художники из основного союза высказывают недоумение: их не приглашали к участию. Почему же некоторые мэтры все же участвуют? И почему выставка получилось, по мнению некоторых художников, слабее, чем могла бы быть республиканская выставка?
Говорят, вернисаж был многолюдным. Я же гуляла по экспозиции в пустынном зале. Какие из произведений привлекли мое, обычного зрителя, внимание и почему?
Меня давно волнует, что у художников отсутствует интерес к личности человека. Пусть не интересен простой человек, но образ поэта, актера, музыканта — такие личности всегда привлекали внимание. Ярких людей в Петрозаводске немало, но жанр портрета не в моде. На каждой выставке я выискиваю портреты. Люблю этот жанр.
На этот раз сразу же обратил на себя внимание небольшой и вроде бы скромный портрет ушедшего из жизни вепсского поэта и актера Николая Абрамова. Я знала Николая и не раз его снимала. Удивительной души был человек, и стихи у него были чудесные — светлые и искренние, как у ребенка. На мой взгляд, автору Анне Юсне удалось передать то, что не так легко сделать, а именно показать наивность, незащищенность и детскую доверчивость души поэта.
И еще один портрет в экспозиции, который не оставил меня равнодушной — фотографический снимок поэта, журналиста, редактора Вениамина Слепкова, сделанный Михаилом Скрипкиным. Моя бы воля — сделала его черно-белым. Когда смотришь на эту фотографию, возникает ощущение, что поэт смотрит на нас из Вечности и еще появляется странное чувство вины, что, вот, дескать, Вениамин уже ушел, а ты продолжаешь жить. В его взгляде есть умиротворение и понимание чего-то сакрального, будто этот человек осознал тайну мироздания, почувствовал дуновение самой Вечности.
Нельзя не заметить масштабное четырехчастное воздушное произведение Ксении Трофимовой «Ирисы». Но, глядя на него, почему-то вспоминаешь трагический образ сирени, созданный блестящим акварелистом Александром Харитоновым. Ирисы, попытка разгадать тайну цветка уходят на второй план. Понимаешь, что в этой яркой и масштабной работе не хватает драматизма, накала. В этом плане трогают осенние пейзажи Ксении Трофимовой.
В целом поражает мелкотемье. Какие темы и что вообще попадает в поле зрения художника? Если это пейзаж, то частный, что-то вроде этюда. Нет ни одного ландшафтного пейзажа, чтобы дух захватило, как это было, например, в произведениях Суло Юнтунена. Художникам не хватает умения по-новому взглянуть на мир, на вещи, на свой край. Другими словами, использовать прием остранения. Если это цветы, то просто цветы. Но и цветы – часть мироздания, космос! Но есть и удача: Жанна Свиридникова сумела взглянуть на цветы чуть-чуть по-новому.
А вот, пожалуй, акварели молодого автора Екатерины Кяппи выглядят незаземленными, этим и привлекают. Их дополняют метафизические по состоянию фотографии Арсения Морозова, которому удалось показать надмирность бытия. Несколько лет назад его пейзажи были просто милыми пейзажами, созданными по закону жанра, которые хорошо передавали состояние природы. А теперь его фотографии приобрели философское звучание.
Скульптура — вот что еще меня волнует. На протяжении нескольких лет практически единственный скульптор Александр Акулов представляет одну-две работы, профессионально и качественно сделанные. Остается только удивляться, почему местные власти не хотят заметить этот талант и привозят к нам скульптуры москвичей? Такой бюст Гавриилу Романовичу Державину, что входит в экспозицию выставки, мог бы украсить один из скверов нашего города. Эскиз уже готов!
И последнее. Почему бы не собраться правлениям двух творческих союзов и не взглянуть на «Онежскую палитру» новым, не зашоренным взглядом? Старый, не созидательный формат поменять на новый перспективный? Прийти к согласию. Найти новые возможности взаимодействия, которые стали бы стимулом для поисков новых образов, появления новых идей, роста молодых художников и для нового желаемого прорыва.
Фото Ирины Ларионовой