Вернисаж с Ириной Ларионовой

Владимир Ваян. По второму кругу

Владимир Ваян. Фото Ирины Ларионовой
Владимир Ваян. Фото Ирины Ларионовой

В мастерской художника 

«В Петрозаводске мы сразу погрузились в культурную жизнь, которая кипит не меньше, чем в Москве, она захватила нас выставками, работой, общением с друзьями. Скучать некогда!»

«Слава Богу, профессионал вернулся в Петрозаводск!» — высказалась экс-директор ансамбля «Кантеле» Лилия Степанова, когда Владимир Ваян после 15-летнего проживания в Москве вернулся в Карелию. Отчего такая радость? Да потому что  Ваян и в самом деле профессионал с большой буквы.

Многие петрозаводчане знают, что Владимир замечательный художник, что занимается по жизни дизайном, но что конкретно создал дизайнер Ваян, обыватель вряд ли в курсе. Собственно, даже я толком об этой сфере его деятельности ничего не знала. 

Когда, готовясь к встрече, открыла портфолио художника Ваяна, была немало удивлена. В его папке увидела логотипы, которые знают в Петрозаводске практически все, во всяком случае те, кто так или иначе связан с культурой. Просто не принято у нас называть имена дизайнеров, сталкиваясь с плодами их труда в повседневной жизни. А среди детищ Владимира Ваяна — логотипы для Музыкального театра Карелии, ансамбля «Кантеле», музея-заповедника «Кижи», Карельской филармонии, фирменный блок Карельского союза дизайнеров, эмблема фестиваля «Калевала», логотип творческого объединения Art Contact и многое другое. А еще это обложки путеводителей, этикетки, пригласительные билеты, на которые обычно обращают не так много внимания, но которые приятно держать в руках, когда они достойно оформлены. И обложки книг, буклеты, каталоги, плакаты, афиши! А еще живопись маслом, акварели, графика  и компьютерные проекты.

Одним словом, посмотрев портфолио, шла в мастерскую художника с воодушевлением. Радушно встретили  супруги Ирина Мамонтова и Владимир Ваян. Кстати, Ирина тоже художник.

В мастерской Владимира Ваяна. Фото Ирины Ларионовой
В мастерской Владимира Ваяна. Фото Ирины Ларионовой

За чашкой чая ведем беседу, а я оглядываюсь кругом. На стенах авторские работы, кругом краски, книги по живописи, скульптура — в целом всё как у всех художников, разве что порядок идеальный, чувствуется женская рука. Оказывается, это целая история, как судьба занесла Владимира в наши северные края. 

— В середине 80-х, — рассказывает художник, — я оканчивал Харьковский художественно-промышленный институт,  ныне Харьковская академия дизайна и искусства. У меня ожидалась преддипломная практика, и я решил поехать на Соловки. Тормознул в Петрозаводске, попал на остров Кижи. Целую неделю жил на дебаркадере, рисовал деревянное зодчество, общался с местными жителями и в последний день познакомился с Михаилом Васильевичем Лопаткиным, директором музея. Он меня поразил. Говорит, приезжай, дескать, работы край непочатый: ни оформления, ни рекламы, ни упаковки, ни полиграфии — ничего нет! Я загорелся, поняв, что здесь смогу проявить себя не как простой оформитель, а как профессионал, дизайнер. Лопаткин сделал в институт запрос, и Харьков меня легко отпустил: у нас, мол, и так художникам тесно.

Так неожиданно судьба южного паренька повернулась курсом на север. Еще будучи студентом, он создал для музея «Кижи» серию значков, упаковку. Диплом защищал по теме Кижей.

Два года отработал на острове, а потом уже познакомился с местным сообществом художников, начались выставки, активная творческая деятельность, работа с издательствами. Ваян с удовольствием сотрудничал с появившейся тогда первой в городе галереей «Тайде», организованной Александром Егоровым и Сергеем Терентьевым, с группой «Арт-контакт». Активно участвовал в проектах современного искусства «Поиск и эксперимент», «4-й Блок», «Искусство без границ», «10+», «Взгляд»…

1994 год. Групповая выставка «Кварта». Слева направо: Владимир Зорин, Сергей Салинен, Виктория Зорина и Владимир Ваян
1994 год. Групповая выставка «Кварта». Слева направо: Владимир Зорин, Сергей Салинен, Виктория Зорина и Владимир Ваян

— В то время творческая интеллигенция собиралась стайками по интересам, — вспоминает Ваян, — именно тогда появилось слово «тусовка». Для художников, поэтов и музыкантов это был образ жизни, основной способ коммуникации. Сейчас все в основном сидят по своим уютным гнездышкам. Помню, когда у нас с Сергеем Саллиненом была мастерская в деревянном доме на Гоголя, кто у нас только не бывал! Публика все время менялась. Каждая вечеринка имела свою тему, колорит без протокола. Мне этого сейчас не хватает. Все чем-то озабочены: дети, внуки, дачи, работа… А может, это возраст? 

Ваян сравнивает себя с двуглавым орлом, потому что часть его души устремлена к графическому дизайну, а другая к станковой живописи и графике. Дизайн дает средства к существованию, творчество дает работу душе. 

– Я никогда не получу звание народного художника, — говорит Владимир, потому что пишу мало, для души, для себя, от себя – называйте как хотите, но всегда, когда не писать не могу. Иногда случается писать на заказ. Это трудно, но интересно. Нужно посмотреть на мир глазами заказчика, понять его психологию, изучить вкусовые пристрастия.

Любопытно, что оригинальный логотип для музея «Кижи» Владимир создал еще в 1988 году, когда покидал почти родной остров. Уже были сделаны и сувенирка, оформление праздника ремесел, календари, буклеты, афиши, но не было элемента, создающего единый художественно-графический стиль музея. В итоге логотип был официально зарегистрирован, и он существовал в течение 30 лет. А в прошлом году музей «Кижи» решил провести ребрендинг, обновление логотипа. Был объявлен конкурс, в котором мог участвовать любой, от студента до маститого дизайнера и даже любитель. Еще находясь в Москве, Ваян решил принять участие в конкурсе. И что вы думаете? Вновь, по второму кругу, комиссией был выбран логотип и брендбук, созданный Владимиром Ваяном.

– Брендбук, – поясняет Владимир, – это своего рода основные шаблоны и стандарты для внутреннего пользования любой компании, которые создает дизайнер. Это можно сказать инструкция, на основе которой любой внештатный дизайнер, рекламное агенство, используя товарный знак, цвет, модульные сетки, фирменный шрифт, может сделать проект любого носителя фирменной айдентики музея, банка, вашего бизнеса, да чего угодно.

– Участие в каких выставках вам помнится особенно? – спрашиваю Владимира. 

– Помню первое свое участие в выставке молодых художников Харьковщины. Меня распирало от радости, туда было трудно попасть. А показывал я работы, созданные по материалам, собранным в Великом Устюге, Каргополе и Архангельске во время летней практики. Пока жил в Карелии, не пропускал ни одной республиканской выставки, для каждого члена союза художников такое участие всегда было важным. И, конечно, это групповые выставки в Петрозаводске – с друзьями Викторией и Владимиром Зориными, с Сергеем Саллиненом. С Александром Трифоновым и Виталием Наконечным организовали выставку цифровой графики «КомпАртИя», к политике никакого отношения не имеющей. Тогда окно в Европу немного приоткрылось, и мы не через союз художников, а другими путями участвовали в разных зарубежных выставках. Мы думали, что выставочная активность будет учитываться при выходе художника на пенсию. Да и престижно было получать каталоги, через которые мы могли знакомиться с последними тенденциями современного искусства в мире. Я насчитал более 80 выставок, в которых участвовал. Среди них множество международных: The Death of Socialist Realism, Hardware  Gallery, Лондон, «Сюрреализм и море» Сарагоса, Испания, «Моя голубая прекрасная планета». Сорно, Италия, международная выставка Mail Art Датской почтовой службы, Биеннале графического дизайна «Золотая пчела-3», Москва, 2-я Международная выставка экслибрисов 50-nd Anniversary of the Council of Europe, Риека, Хорватия…

Почувствовав свои силы в качестве дизайнера, Владимир отправился покорять Москву. Съездил на разведку. Сделал в Петрозаводске первую выставку компьютерной графики «Не только кистью», поставив тем самым многоточие, и уехал. 

– Первые два года было сложно, – вспоминает Владимир, – по разным причинам приходилось менять работодателей как перчатки. Однажды пришла мысль вернуться в Карелию, но на обратный билет не хватило средств. Московский период ярко запомнился участием в проектах по проведению референдума в Чечне и объединению Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом. Путина видел. Но самое главное,  что мне повезло работать в команде с профессионалами с большой буквы в области СМИ, политологии и социального маркетинга. 13 лет работал в хорошем холдинге, занимался упаковкой, рекламой, полиграфией, оформлял торгово-промышленные выставки в павильонах главных экспоцентров столицы. Это была интересная и насыщенная работа. Потом компания разорилась. Надо было что-то решать. 

3 января 2005 года. Приезд на новогодние каникулы из Москвы. На снимке слева направо: Григорий Салтуп,Виталий Наконечный, Светлана Георгиевская, Владимир Ваян и Владимир Манин
3 января 2005 года. Приезд на новогодние каникулы из Москвы. На снимке слева направо: Григорий Салтуп,Виталий Наконечный, Светлана Георгиевская, Владимир Ваян и Владимир Манин

– Я не работал ни грузчиком, ни в сетевом маркетинге, – продолжает свою историю Ваян, – в Москве я реализовался как дизайнер и художник вполне. Все больше стали поступать заказы из Карелии. Например, сделал обложку для книги «Волчий блокнот» Мариуша Вилька, эмблему для Баренц-кинофестиваля, серию упаковок для компаний «Сибирь» и «Ягода Карелии», фирменный стиль EXpert srtudio. Много лет сотрудничаю с компанией «Зебра».

Владимир не без иронии замечает:

– Сейчас только ленивый не пишет книги. Вот и я туда же. Пописываю. Рабочее название книги «Клавиатуропись». Это не роман, не сборник рассказов и даже не детектив – мой любимый жанр. Это наброски, эскизы, зарисовки с натуры. То, что нельзя нарисовать кистью, я изображаю словом. В моей жизни случается много интересного, забавного и смешного, чем и хочется поделиться с потенциальным читателем. О тиражном издании думать не приходится, парадокс в том, что у рукописи есть начало, а пока я жив, её невозможно закончить.

Владимир Ваян. Двое
Владимир Ваян. Двое
Владимир Ваян. А не махнуть ли нам в горы?
Владимир Ваян. А не махнуть ли нам в горы?
Владимир Ваян. Для тех, кому осточертела реальность и академизм
Владимир Ваян. Для тех, кому осточертела реальность и академизм
Владимир Ваян. Космос
Владимир Ваян. Космос
Владимир Ваян. Портрет Александра Каштанова
Владимир Ваян. Портрет Александра Каштанова

В настоящий момент Владимир и Ирина работают преподавателями в ПетрГУ на кафедре дизайна. Сейчас педагогам платят немного, но это благородный посев в благодарную почву, а главное – заставляет держать себя в тонусе, много читать специальной литературы и следить за состоянием дизайна в современном культурном пространстве.

Владимир Ваян. Шрифт "Водлозерье"
Владимир Ваян. Шрифт «Водлозерье»

– Довольны ли вы тем, как складывается ваша жизнь сейчас, когда нет многочасовых поездок на работу, когда все близко и рядом? 

Владимир смеется:

– Жить всегда лучше, чем не жить! Здесь мы сразу погрузились в культурную жизнь, которая кипит не меньше, чем в Москве, она захватила нас выставками, работой, общением с друзьями. Скучать некогда! 

– Петрозаводск позволяет полноценно жить, творить и работать, – добавляет Ирина, – сберегая при этом силы. Здесь все можно делать не на последнем издыхании, а с удовольствием! На все есть время.

Ирина Мамонтова и Владимир Ваян. Фото Ирины Ларионовой
Ирина Мамонтова и Владимир Ваян. Фото Ирины Ларионовой