В мастерской художника
«Для художника очень важна среда и поддержка людей, которые понимают, чем ты занимаешься, и не считают это пустым занятием как большинство вокруг».
Недавно в Художественной галерее «Дом куклы» открылась выставка «Такая разная пастель». Ее организатор — художник, преподаватель Детской художественной школы, член Союза художников России Анна Грязнова.
Это не первая выставка, которую организовала Анна. Мне давно хотелось заглянуть к ней в мастерскую, тем более что уже три года как она поменяла адрес, и теперь ее мастерская находится в том самом творческом и известном своими мастерскими доме на проспекте Ленина, 15.
Графика Анны всегда привлекала мое внимание. Монохромные листы, выполненные акрилом, притягивают своей таинственностью, что ли, спокойствием, безлюдием. В них есть что-то от японских хокку: сдержанность, умение несколькими словами передать глубину. В данном случае художник, используя только черно-белую палитру, отсекает все ненужные смыслы и фокусирует внимание зрителя на главном. В ее, на первый взгляд, вполне реальных картинах, проглядывает тщательно созданная ирреальность, похожая на сюр.
Анна – человек несколько закрытый, предпочитает работать уединенно, чтобы ее ничто не отвлекало. Отчасти поэтому ее все меньше привлекают общие пленэры, когда художники собираются для работы вместе. Пишут чаще рядом друг с другом, включается элемент соревновательности, звучат шутки, общее настроение владеет всеми. Это не для нее. Пленэр она использует для этюдов, которые потом могут послужить для создания нужного образа. В последнее время Анну часто приглашают на пленэры молодых авторов по России. Она побывала в Сыктывкаре, в Воркуте. Великом Устюге, Великом Новгороде, Изборске, Томске.
— Я рисую с детства, — рассказывает Аня. — В Кондопоге, где я училась в художественной школе, были хорошие педагоги. У меня родители неплохо рисуют. Моя мама учительница начальных классов, 38 лет отдала школе. Сама всегда рисовала для уроков пособия, а папа – производственник. Большая часть семьи работала на комбинате, от простого рабочего до директора. Я училась у ленинградца, блокадника Владимира Александровича Панова. Он, между прочим, однокурсник по художественно-педагогическому училищу Валентина Сергеевича Чекмасова и Льва Николаевич Бурина. Панов с Буриным были большими друзьями, и мы, ученики, часто ездили друг к другу в гости. Поступив учиться на худграф, я попала в очень хорошую художественную среду Петрозаводска.
— Кто оказал на вас самое большое влияние как педагог?
— В профессиональном плане целый мир знаний открыл для меня Валерий Михайлович Кошелев. Студенты не очень-то спешили на первую пару и, бывало, утром на уроке были только Валерий Михайлович и я.
Аня всегда была очень ответственной. Это видно по ней самой и ее мастерской. В жизни, как и в своих картинах, она человек сдержанный, сосредоточенный, скорее всего перфекционист. Иной сказал бы, что мастерская Анны пустая, но, по-моему, она полна воздуха, в ней нет ничего лишнего, ни бумажки, ни соринки. Зато лежат нужные для работы папки, книги, мольберт для работы, пастель, стол, за которым мы попивали чаек.
Понятно, что такой человек не остановится на художественном училище. Анна получила высшее образование. Благодарна своему преподавателю Бадри Топурия, который ввел ее в круг художников. Видя робость, сам отнес ее работы в выставком республиканской выставки. С этого момента ее жизнь была определена.
— Когда вы осознали себя художником? Мне кажется, у вас есть свой почерк. Что помогло его определить?
— Это произошло точно не в университете. Там ты находишься все время в рамках требований педагогов. После университета я поняла, что у меня большие пробелы в знаниях и занялась самообразованием. Задача художника в том и состоит, чтобы создать свой мир, поэтому я изучала творчество художников-классиков. Раз в месяц или в крайнем случае раз в два месяца посещала Русский музей или Эрмитаж. Теперь по Русскому музею могу экскурсии водить. Конечно, я смотрела на произведения не как простой зритель, ради эмоций, а пыталась анализировать их с профессиональной точки зрения.
Аня и по сей день старается посещать все эпохальные выставки. Любимый Александр Головин, в этом году Константин Сомов, «Три петербургские коллекции» — разве могут такие экспозиции оставить равнодушным?
– Я всегда чувствовала поддержку Валентина Чекмасова, Владимира Баландина, Бориса Поморцева, Анатолия Титова, Георгия Иванова, Игоря Гашкова, Нелли Григорьевой. Они способствовали моему развитию и профессиональным советом, и делом. Давали книги, дарили художественные материалы, отвозили работы на выставки в Москву, помогали чем могли, каждый по-своему. Для художника очень важна среда и поддержка людей, которые понимают, чем ты занимаешься, и не считают это пустым занятием как большинство людей вокруг. Я очень благодарна моим коллегам и рада, что живу в такой среде.
Анна не только организует выставки, но и сама их активный участник. Из последних — зональная выставка в Мурманске, 13-я Всероссийская художественная выставка в Москве. Сейчас идет полным ходом подготовка к республиканской выставке.
Скажу по правде, Анна меня очень удивила. Во-первых, за ее внешней сдержанностью, оказывается, живет доброе сердце и отзывчивая душа. А во-вторых, она человек стоический и очень целеустремленный. Можно представить, на какие средства живет преподаватель художественной школы, какие у художника при этом расходы, не считая мастерской.
Многие художники так живут, скажете вы, и будете правы. Но я не знаю никого, кто пожертвовал бы морем, находясь у моря. Анна, трижды участвуя в молодежном форуме «Таврида», по ее словам, на море побывала всего один раз. Приехав учиться, она именно училась. Не удивляюсь, что в мастерской у Анны зреют мандарины!
Фото: Ирина Ларионова