В мастерской художника
«Говорят, синий — бунтарский цвет… Я пока не могу освободиться от синего, он не дает мне покоя, не отпускает».
Какая же это радость: заглянуть в мастерскую к художнику и обрести в одночасье родственную душу! Вспомнить общих друзей юности — кто предполагал? Найти знакомых среди преподавателей! Увлечься беседой об искусстве: зачем оно и чему учит… И все благодаря гостеприимству художника, преподавателя Детской художественной школы Петрозаводска Ольги Икконен.
Ее мастерская — однокомнатная квартирка ушедшей из жизни мамы, потрясающей женщины, искусной портнихи. Вот на диване кукла с котомкой из коллекции, созданной мамой. В умелых руках коренной заонежанки Нины Григорьевны Коноваловой вещи становились произведениями искусства. Она была мужским мастером и настолько качественно делала свою работу, что ее приглашали шить костюмы и бушлаты для театра, фраки для дирижеров. Сестры всегда ходили в одежде, сшитой мамой. Другой не знали. Отец — Алексей Владимирович Белов — хорошо лепил и рисовал, учился вместе с Лео Ланкиненом, дружил по жизни со скульпторами, умел работать с формой, владел ремеслом отливки из бронзы и других металлов. Это он и его бригада создавали лепнину для лучших домов Петрозаводска. Кстати, львы на площади Ленина тоже отливались отцом Ольги. Понятно, что ребенок в такой семье просто не мог не быть творческим.
— Однажды папа привел меня в гости к скульптору Василию Чижикову, — вспоминает Ольга историю из своего детства. – Он жил на углу Луначарского и Александра Невского. А у него на столе лежал альбом с изображением лошади, но глаз у лошади на рисунке не было. Пока взрослые общались, я взяла и пририсовала животному глаз. Чижиков увидел и удивился: » А из тебя художник получится».
Оля в то время уже училась в художественной школе у Николая Пустошкина, а экзамены принимал Михаил Юфа. Затем поступила на худграф в педучилище. Уже тогда Ольга крепко задумалась о системе художественного образования. Всю свою жизнь после окончания педагогического института имени Герцена она преподавала — то в общеобразовательной школе, то во дворце творчества, то на своем же худграфе, то в художественной школе. И всю жизнь ее интересовало, как учить детей изобразительному искусству так, чтобы им было интересно, чтобы они не скучали. В этом ей очень помогла уникальная система Бориса Михайловича Неменского.
Ольга достает с полки несколько учебников Неменского. Вижу в ее глазах неподдельный интерес, увлеченность:
— Меня всегда волновало, почему наши уроки рисования в общеобразовательной школе малорадостные, часто откровенно скучные. Начинается учебный год и опять по накатанной: нарисуем на тему, как я провел лето… А Неменский – революционер в художественном образовании. Я специально ездила в Москву на его курсы и семинары, чтобы научиться преподавать живо, радостно и образно. Там такая подпитка идет! Вдохновения обычно хватало на несколько лет. Сейчас Борису Михайловичу 98 лет, и он всё еще полон энергии и творческих замыслов. Вот хотя бы несколько тем для первого класса: о чем и как говорит искусство; чем и как работает художник; ты изображаешь, украшаешь, строишь; художник изображает природу веселой, таинственной, нежной, грустной и т.д. Хотя не все поддерживают его программы, считая единственно верной академическую школу преподавания. Я хорошо отношусь к старым авторским программам Н. Ростовцева, Б. Юсова, Т. Шпикаловой, В. Кузина. Но в программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Неменского до 9-го класса нет повторяющихся тем и много уроков, направленных на чувственное восприятие искусства с опорой на музыку и литературу! Между прочим, профессор Павел Петрович Чистяков, преподававший в академии нашим великим художникам Сурикову, Репину, Серову, Врубелю и другим, как раз ратовал за образное восприятие действительности!
Графика Ольги имеет свое лицо. Не зная автора, можно с уверенностью сказать, что этот человек романтик, обожает литературу, умеет фантазировать, и в то же время знает, что хочет. Ее графика не лишена некоторой литературности, но мне это симпатично, ведь я обожаю книги. После прочтения у нее часто рождаются удивительные образы. Ольга оформила 15 книжек на карельском языке Тамары Щербаковой, учительницы начальных классов. Как график-иллюстратор уже 30 лет Ольга рисует для журнала «Кипиня».
Графика Ольги Икконен напоминает мне произведения художников известной группы «Амаравелла». Она изысканна, утонченна, иногда абстрактна и космична, если так можно выразиться. Ее творчество, интуитивное по преимуществу, направлено на раскрытие различных сторон космоса — в человеческих обликах, пейзаже и в отображении абстрактных образов внутреннего мира. А это, между прочим, один из постулатов амаравеллистов.
Спрашиваю у Ольги:
— И всё-таки, что такое интуитивная графика?
— Как она возникает? Приведу пример. Допустим, я хочу уяснить для себя какие-то истины, такие, например, как справедливость или правда. Включаю музыку и начинаю рисовать под впечатлением от мелодии какие-то линии. Сначала получается нечто беспредметное, абстрактное, но среди этих линий и пятен вырисовываются образы, которые я начинаю конкретизировать. В результате на уровне интуиции получается то, что для меня характеризует суть этого понятия. Ведь часто за словом в нашем понимании стоит не так много, а оно может быть значительно шире и глубже.
Держу в руках несколько листов, созданных именно таким способом. Любопытно и впечатляет! Кстати, оказывается, в этом году Творческий союз художников Карелии для отчетной выставки объявил тему космоса.
— Я очень рада, что наш творческий союз омолодился, что он бурлит энергией и желанием новых выставок и тем, — говорит Ольга.
— В вашем творчестве превалирует синий цвет, к которому и я не равнодушна. Почему?
— Говорят, синий — бунтарский цвет… Я пока не могу освободиться от синего, он не дает мне покоя, не отпускает, хотя в некоторых моих вещах его стало меньше. Кое-кто из моих друзей не воспринимают синий. Но моя рука сама тянется к синему, ведь чаще всего меня волнуют темы не бытовые. Я человек нерелигиозный, но я люблю изображать церковную архитектуру, формы куполов, собирающих энергию пространства. Меня волнуют темы мироздания. Вот, эта работа, например, называется «Мы пойдем мимо и дальше». А это иллюстрация к сказу «Финист — Ясный Сокол», который несёт глубокую информацию о нашем ведическом прошлом. А та иллюстрация — к рассказу-притче Борхеса «Книга Песка».
— Какая из программных тем в преподавании истории изобразительного искусства детям кажется вам наиболее важной?
— Конечно, это темы, связанные с художественным восприятием картины… Для меня важно, чтобы дети могли не только увидеть, что изображено на картине, но проникнуться ее сутью, понять, что за этим стоит, несмотря на время её рождения, эпоху и страну. Я стараюсь научить детей всматриваться в сюжет, в колористическое решение, в композицию. Дети младших классов композицию чувствуют интуитивно, в абстракции видят гораздо больше, чем взрослые. И эти способности детского возраста надо использовать в их творческом развитии и опираться на них в обучении.
— А для чего искусство вообще нужно человеку, как вы думаете? О чем оно говорит, говоря словами Неменского?
— Не только для познания, думаю. Возможно, для того, чтобы гармонизировать человека — цветом, линией, формой. Многие чувствуют, как живописная или графическая работа благосклонно действует, что через изображение передаётся энергия. Живопись, на мой взгляд, способна излечивать и гармонизировать состояние людей. Искусство говорит о многом, учит понимать мир, учит видеть красоту на всех уровнях жизни. А для этого надо желать с искусством общаться.
Фото Ирины Ларионовой