Владимир Берштейн

Не сидите сложа руки

Фото: GoldVoice.club
Фото: GoldVoice.club
На вопросы читателей отвечает психотерапевт-конфликтолог Владимир Берштейн

«Из-за кризиса я потерял работу. Супруге задерживают зарплату. Мы не сидим сложа руки, ищем, где подзаработать, но ничего не получается. Чувствуем, что на грани депрессии. Как не упасть духом, как преодолеть этот тяжелый период, не растеряв жизненных сил?»

Проблема далеко не нова, знакома массе людей, но от этого выходить из нее легче не стало. Действительно, главное – не сидеть сложа руки, а искать приработок.

И если материальное положение на самом деле отчаянное, следует заранее быть готовым соглашаться на любую работу, которая по силам. Без всякого смущения и сомнений звонить куда только можно, рассылать резюме по всем мало-мальски подходящим (а то на первый взгляд и неподходящим) адресам, активно «продавать» себя… В данном случае разумнее всего руководствоваться логикой, по которой вначале трудоустраиваются исключительно ради хлеба насущного, а уж потом продолжают поиски места по душе.
То, о чем пишу, знаю не понаслышке, на себе испытал в период четырехлетнего заграничного проживания, когда в первые же полгода раз и навсегда понял: в силу возраста и слабого знания языка страны ни психиатром, ни психотерапевтом мне не бывать. Тогда в массе мест заявил о себе как о потенциальном стороже, уборщике мусора… (Если бы предложили – пошел бы не раздумывая и продолжал бы поиски чего-то более для меня привлекательного). Где только мог читал объявления о вакансиях и звонил по указанным телефонам… Пытался устроиться то ли упаковщиком, то ли сортировщиком…
Одновременно разослал по множеству адресов свое резюме с подробным описанием опыта сексолога, конфликтолога и ведущего тренинговых групп… Без колебаний согласился провести обойму бесплатных лекций и тренингов с русскоязычными подростками (это был сущий кошмар!) и пенсионерами (одно удовольствие!). Другим за подобную работу приличные деньги платили. Но мне любыми путями надо было заявить о себе и попасть в обойму. В итоге попал и стал в качестве русскоязычного конфликтолога и ведущего тренинговых групп довольно востребованным. Конечно, не роскошествовал, но ни о каком дополнительном пособии даже речи не шло.
Рассказал обо всем этом вовсе не в похвалу себе, а исключительно в качестве иллюстрации активных действий в тяжелый и, казалось бы, безвыходный период. Повторюсь: когда не на что жить, нельзя пренебрегать никакой возможностью заработать. В подобной ситуации часто приходится временно забыть и о своей профессии, и о квалификации, и о собственных представлениях о достойной и недостойной работе.
Многие мои знакомые отказывались от неквалифицированной работы под предлогом, что «стоит только начать – затянет, и назад в профессию уже не выберешься». Могу с уверенностью сказать: если смиришься с тем, что имеешь, точно, не выберешься. Мой близкий друг, высококлассный инженер, начинал за рубежом с того, что в свои пятьдесят лет долгое время и деревья в пустыне сажал, и склады сторожил, и с женой подъезды мыл. Но в последние годы является ведущим инженером процветающей фирмы. Это к нему не само пришло.
Помимо согласия на любую работу надо быть внутренне готовым еще к одному: ее поиски на протяжении какого-то времени могут оказаться безуспешными. Я вовсе не отрицаю принцип, пропагандируемый многими психологами, согласно которому следует программировать себя исключительно на успех. Однако абсолютизировать подобный подход совсем небезопасно, иначе любая неудача может вызвать отчаяние. Успех далеко не всегда достигается за счет непоколебимой уверенности в нем, но, как правило, благодаря твердой надежде на его достижение.
Надежда не исключает неудачи, однако она в этом случае не парализует стремления к продолжению поисков. Конкретно от нас, действительно, многое зависит, но не все. Нам могут отказать по надуманной, как нам покажется, причине, может оказаться, что работа нам не по силам или предъявляемые требования и условия совершенно для нас неприемлемы. Всякое может случиться, но самая большая удача – найти варианты, из которых можно выбирать. Поэтому правильнее сосредоточиться на поисках не лучшего места работы, а нескольких возможностей выбора.
Если мы будем в равной степени готовы и к успеху, и к возможной неудаче, то духом не падем, жизненных сил попусту не растратим. В конце концов, отдадим себе отчет в том, что нынче в России даже в наше кризисное время помереть с голоду намного труднее, чем найти хоть какой-то заработок. А вот отчаяться и начать во всем винить всех подряд – это пара пустяков.

Мне кажется уместным завершить свои умозаключения ссылкой на жизненный опыт одного крупного немецкого психолога. Он прошел фашистский концлагерь и впоследствии вспоминал, что первыми там ломались и гибли те, кто переставал ежедневно бриться и умываться.

Официально. По информации Министерства труда и занятости РК, в 2009 году за содействием в поиске работы обратились 58,2 тысячи человек. На начало 2010 года официально зарегистрировались 14,1 тысяча безработных граждан. Это почти в полтора раза больше, чем в прошлом году: в начале 2009 в службу занятости обратились 9,8 тысяч жителей Карелии.

«Лицей» № 2 2010