Владимир Берштейн

Не выходить из берегов души

Фото: www.miloserdie.ru
Фото: www.miloserdie.ru

 

На вопросы читателей отвечает психотерапевт-конфликтолог Владимир Берштейн
«Я сама и мои друзья любим поговорить по телефону о том, что случилось за день. Это все тревожные, часто тяжелые разговоры. Увы, такова наша жизнь. Но беда в том, что так заводишься после этого, что долго потом не можешь уснуть, прокручиваешь в голове всё вновь и вновь. Но и не обсуждать ведь нельзя? Ольга».

Не обсуждать с друзьями случившегося за день, конечно, нельзя. Но чтобы не заводиться к ночи, проще всего было бы выполннить несколько видоизмененную рекомендацию профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Если он призывал ни в коем случае не читать советских газет перед обедом, то уж явно не следует вести тяжелые разговоры перед сном. Поскольку в наше время такое ограничение трудно выполнимо, поговорим о безопасных принципах обмена информацией и ее восприятия.
Самое главное – затрагивая «душетравмирующие» темы сугубо личного характера, не втягиваться в них эмоционально. Это дается непросто и не всем. Тем не менее следует стремиться излагать свершившиеся или неизбежные факты без их развернутых оценок и интерпретаций. Комментарии уместны, только если они содержат ответы на вопрос, что и как можно изменить. При отсутствии возможности влиять на события комментировать их незачем, да и сокрушаться смысла не имеет. Остается только констатация, ничего более.
Разумеется, нередки ситуации, требующие выражения эмоций. По адекватным поводам не избежать проявлений сострадания и сочувствия по отношению к тем, кто ждет их от нас. Но когда это всего лишь ритуал, дань приличиям, совершенно излишне «выходить из берегов души». В данном случае важны правильно подобранные слова и интонация, а не всплеск чувств. Если событие экстраординарное, имеющее, по нашему мнению, непосредственное отношение и к нам, то связанные с ним нарушения сна вполне адекватны, оправданы, их придется принять.
В одной из старых миниатюр Жванецкого персонаж заявляет, что в связи с событиями в Южной Родезии у него уже были два сердечных приступа. Так вот, обсуждать события в Родезии, равно как и другие политические и экономические новости, лучше всего тоже отстраненно. Подобными сведениями нужно просто обмениваться. Вполне вероятно, что восприятие фактов, мнения о них не совпадут. Ну и леший с ними!
Никогда не забуду пришедшую ко мне на консультацию семейную пару, едва не распавшуюся из-за ежедневных распрей, вплоть до скандалов, по поводу каких-то там кандидатов в какие-то там депутаты. Вот не оказалось на тот момент в жизни супругов более животрепещущих тем!
В обсуждениях со знакомыми и друзьями масштабных, но не имеющих к нам прямого отношения проблем уместен круглый стол, а не дискуссионный клуб. Примитивна и банальна истина, что от споров до хрипоты, к примеру, о российской оппозиции или инфляции ни первая не окрепнет, ни вторая не уменьшится. И тем не менее мы сплошь и рядом легко втягиваемся в подобные препирательства, заводясь до бессонницы. Спрашивается, зачем? Ведь хорошо знаем, что закипевшие эмоции обычно доставляют массу хлопот, а остывать могут очень долго.
Если душевной взбудораженности избежать все же не удалось, сон не идет, в голове навязчиво крутятся одни и те же мысли, совершенно безнадежны попытки упорно гнать их, волевым усилием пытаться уснуть. Между тем для того, чтобы не думать о черной кошке, достаточно всего лишь думать о белой.
Так что единственный и вполне доступный способ отрешиться от неприятных мыслей и успокоиться – это переключить мышление. Совсем несложно, сосредоточившись, начать подробно и неспешно размышлять о чем угодно насущном и вызывающем если не положительные, то хотя бы нейтральные эмоции, ведь у каждого из нас всегда есть нечто важное, требующее мысленного анализа и тщательного планирования.
 «Лицей» № 11 2010