Владимир Берштейн

Кому и что дозволено?

Поводом к написанию этого текста послужили два в моем восприятии взаимосвязанных события. Вначале жарко схлестнулись с другом по поводу известного российского режиссера, сопоставляя его творчество с его же публичными поступками и декларациями последних лет.
 
{hsimage| Владимир Берштейн||||} То есть, по большей части мы были солидарны: и творчество оценили достаточно высоко, и поступки с декларациями – достаточно низко. Вот после этого и начались принципиальные разногласия. Мой друг твердо стоял на том, что к недостойным действиям и заявлениям талантливого человека всегда следует относиться снисходительно. Талант, дескать, все перекрывает и все списывает. Мои контрдоводы впечатления не произвели и успеха не имели. Разошлись каждый при своем…
 
А тут подоспело избиение Киркоровым женщины – история, донельзя раздутая, до косточек обглоданная как СМИ, так и самими фигурантами, и от того еще более мерзкая. В одной из газет неглупая интеллигентка, имеющая непосредственное отношение к шоу-знаменитостям, опубликовала комментарий по этому поводу. Он оказался для меня буквальным продолжением доводов друга: людей знаменитых и одаренных следует любить, понимать и прощать им то, что непростительно другим. Одним словом, «что дозволено Юпитеру…».
 
Друг к этой теме больше возвращаться не пожелал, с упомянутой технической служительницей муз я незнаком. А высказаться хочется.
 
Начну с банальной истины: идеальных характеров (читай – идеальных людей) никогда не было, нет и не будет. Проявляющийся в поступках и словах внутренний мир каждого из нас представляет собой немыслимый коктейль. И чего там только не намешано! Однако веками утверждавшиеся общественные правила игры и морально-нравственные ориентиры побуждают нас вести себя с постоянной оглядкой на них. Обычно это требует значительной душевной мобилизации, сосредоточенности и усилий. Прожить жизнь, не причинив никому зла, оставаясь в глазах всех и каждого достойным человеком, очень непросто, если вообще достижимо. Кажется, Фаина Раневская сказала: «Порядочный человек – это тот, кто делает гадости без удовольствия». Наш внутренний потенциал не безграничен. Чем больше сил и энергии уходит на одно, например, творчество, тем меньше остается на другое. Часто, как это ни печально, на избегание недостойных слов и поступков. Так что тем известным людям, кому небезразлично мнение о них за рамками их профессиональной деятельности, следует быть осмотрительными в публичных проявлениях своих характерологических склонностей. Хорошо еще, если человек критичен к содеянному им. Есть шанс, что подобно Киркорову, он от души во всеуслышание ужаснется и себя осудит. Но ведь масса знаменитостей лишены этой способности. Тогда собственные, мягко говоря, бесталанные деяния они пытаются камуфлировать под одно из гармоничных проявлений своего таланта, искренне персонифицируя себя с тем самым Юпитером и понимая присловье о нем буквально. Примерно, как режиссер, о котором у меня вышел спор. Истинные поклонники на это легко «ведутся» и охотно прощают.
 
Из сказанного я делаю для себя несколько умозаключений.
 
Прежде всего, буду и в дальнейшем стремиться отделять произведение от личности автора и, в особенности, от его частной жизни. В конце концов, что мне за дело, употреблял ли Михаил Булгаков морфий на заре своей врачебной практики, как долго длились запои у Владимира Высоцкого, сколько раз и на ком был женат Михаил Казаков?!.. Как и во многих похожих случаях, здесь бытовые обстоятельства и поступки творцов второстепенны по отношению ко всему ими созданному, поскольку не повлияли на его качество. А это – главное!
 
Но бывает и наоборот: когда нечто совершенное или сказанное из разряда недостойного становится настолько общественно заметным и значимым, что затеняет плоды творчества. И для оправдания приходится к ним апеллировать по примерной схеме: «Да, имярек совершил мерзость. Но вспомним, как он поет (играет, рисует, пишет, танцует…)!». Я не первый и не единственный кто считает, что талантливым людям следует сосредотачиваться на том, чем их природа наделила, и избегать суетности. Иначе расплата неминуема. Практически у всех пытавшихся всерьез и надолго совместить творчество то с политикой, то с бизнесом, то с участием в каких-то «национальных движениях», основательно тускнел былой талант. И ничего значительного они не создавали, пока не отбрасывали всего, не способствующего вдохновению. Думаю, нет нужды называть конкретные фамилии.
 
Людям свойственно идеализировать своих кумиров. Когда же в морально-нравственном отношении те вдруг перестают соответствовать ожиданиям, у поклонников возникает душевный дискомфорт в связи с так называемым когнитивным диссонансом – несоответствием воображаемого и желаемого с реальным. Приходится включать механизмы психологической защиты: либо огульно отрицать («великий человек не мог подобного сделать!»), либо безоговорочно оправдывать («все мы небезгрешны, а великий человек всегда достоин снисхождения, поскольку он велик!»). И не так уж много найдется тех, кто скажет: «Он велик, потому и спрос с него великий».
 
Никакой талант не способен ни оправдать, ни нейтрализовать низость, подлость, предательство и массу чего другого в том же роде. Они таковыми и останутся, кто бы их ни совершил! Поскольку речь идет об универсальных категориях как по их сути, так и по последствиям.

 

 

  • Владимир Берштейн

    Тина, в том-то и дело, что авторы — живые люди. Со своими чисто человеческими недостатками и достоинствами. Потому и относиться к ним надо, я считаю, как ко всем, отдавая должное достоинствам и адекватно реагируя на подлости. Может ли чудовище создать гениальное творение? Я считаю, может. И мог бы привести тому примеры. Да хоть тот же Вагнер, который по отношению к представителям ненавистной ему национальности был сущим мерзавцем, предтечей Гитлера. (Знаете ли Вы, что в Израиле с первого дня существования государства запрещена к исполнению музыка Вагнера? У меня этот запрет вызывает удивление, но так оно есть). Не знаю, кто как, но я не готов прощать даже самым большим талантам недостойные поступки только за талант. Что и изложил в своём тексте. Но моё мнение — не истина в последней инстанции. Спокойно принимаю другую точку зрения на этот счёт. Принимаю, но не соглашаюсь.

  • Tina

    [quote name=»Владимир Берштейн»]Ну, чем виноваты замечательные творения автора, который по своим личностным качествам не соответствует этим самым творениям?[/quote]
    В таком случае у меня возникает иной вопрос: а может авторы не такие уж плохие люди,может быть они просто, как и все мы слабые люди, допускают в своей жизни ошибки, заблуждаются? Не может ведь чудовище создать такие прекрасные творения о которых Вы упомянули. Может быть просто мы не готовы прощать им эти ошибки?

  • Владимир Берштейн

    Уважаемая Тина! Ну, чем виноваты замечательные творения автора, который по своим личностным качествам не соответствует этим самым творениям? Если Рихард Вагнер был абсолютно патологическим антисемитом, его гениальная музыка в том не повинна и не перестаёт быть гениальной, как ни пытайся пересмотреть своё отношение к ней. Подобных примеров множество. Да и «наше всё» Александр Сергеевич, как хорошо известно, был погрязшим в долгах картежником. На Достоевском уж просто негде пробы ставить… Пересмотрим из-за этого своё отношение к их творчеству? Я к этому не готов. Читать Достоевского не очень люблю. Не мой автор. Но вовсе не потому, что был тем же антисемитом, тем же безоглядным игроком, не говоря уж о личностных изменениях, связанных с эпилепсией.
    Спасибо за внимание к моему тексту.

  • Тина

    Здравствуйте, Владимир
    Спасибо за статью.
    В связи с прочитанным у меня возник вопрос или даже несколько:
    а может быть стоит пересмотреть свое отношение и к творчеству человека с учетом его личностных качеств?
    может быть и творчество не так уж было хорошо, как представлялось до того?

  • ИЛ

    Помню, я прочла строки дневника внучки Пикассо.. Кажется, она называла его монстром.. И лет до сорока сторонилась искусства из-за своего дедушки.. После этого мой интерес к творчеству Пикассо как-то потускнел..

  • Елена Ициксон

    Вы совершенно правы! Но как жаль, что этот режиссер больше никогда не сделает того, от чего глаз не оторвать на экране. Он переродился в каких-то своих киношных героев, которых так талантливо играл. И МУЗА его не вынесла этого и отлетела…