Владимир Берштейн

Будут бить – будем плакать

На вопросы читателей отвечает
психотерапевт-конфликтолог Владимир БЕРШТЕЙН

«В нашем учреждении грядет сокращение штатов. Я только недавно после вуза начала работать. Специальность хорошая, работу найти трудно. Честно признаюсь: я в панике! Как справиться со страхом потери работы?»

Мне представляется, что в данном случае, как и вообще при самостоятельных попытках преодоления любого страха, следует исходить из реальности, отойти от эмоционального восприятия к сугубо рациональному. Прежде всего попытаться проанализировать, на чем конкретно основан страх, насколько он связан с объективными обстоятельствами. Имеет смысл внести ясность в целую обойму вполне оправданных вопросов.

Во-первых, действительно ли неизбежно грядет это самое сокращение штатов? А вдруг это всего лишь слух? О слухах надо было бы поговорить отдельно, поскольку они явление, не побоюсь сильного слова, страшное. К каким только последствиям не приводили – от массовой паники до настоящих катаклизмов! Слухам нельзя просто верить, к чему имеют склонность очень многие. Их необходимо тщательно проверять, после чего либо подтверждать, либо опровергать.
Итак, не возбраняется напрямую уточнить у людей, от которых зависит сокращение, будет ли оно вообще и когда. Может, и не будет вовсе. А может, будет, но, к примеру, через пару-тройку лет. Надо ли в таком случае начинать паниковать уже сегодня? Кроме того, если все же неприятность неизбежно случится в ближайшем будущем, на основании чего автор вопроса делает вывод, что сократят именно ее? В вопросе не содержится убедительных фактов, подтверждающих такой пессимизм. Невозможно исключить иное развитие событий: именно ее как раз и оставят.
Наконец, возможен вариант, что сам слух есть, но без конкретики. Все, включая начальство, говорят какие-то неопределенные фразы, пожимают плечами, ничего не отрицая и не утверждая… Что называется, ни да, ни нет. Тогда не имеет никакого смысла безосновательно отдавать предпочтение одному из этих утверждений. Тем более тому, которое не в твою пользу и вынуждает только тревожиться. Самое разумное в таком случае – спокойно ждать развития событий. Как мудро говорил Остап Бендер, «будут бить – будем плакать». То есть плакать заранее – зря эмоции и гормоны расходовать…
Но тем не менее другую работу присматривать, пожалуй, следует. На всякий случай. Чтобы он, в случае наступления, не застал врасплох. Да и сами поиски будут способствовать исчезновению паники, поскольку, скорее всего, докажут, что ничего страшного не произойдет даже в случае сокращения, и что здесь безвыходных ситуаций не бывает.
Паника – худшее, что может случиться с любым человеком. Как известно, она напрочь лишает его способности к адекватному анализу происходящего и осмысленным действиям. Ее порождает нерациональный страх, возникший на неведомо каком основании. Бессмысленно бояться того, чего не знаешь точно и определенно.
«Лицей» № 10 2008