На вопросы читателей отвечает психотерапевт-конфликтолог Владимир БЕРШТЕЙН
«Моего сына перестало интересовать что бы то ни было, кроме компьютера. Он сидит за ним дни напролет. И порой даже ночи. Заброшены учеба, друзья… Все попытки привести его в чувство безуспешны, он только огрызается, не отрываясь от монитора. Насколько это опасно, и что можно предпринять? Елена Константиновна».
Судя по всему, у сына компьютерная зависимость, уже признанная многими моими коллегами почти столь же серьезной, как наркомания, алкоголизм и прочие болезненные зависимости. Бесспорно, компьютер – великое благо! Но тысячи, если не миллионы, пользователей буквально прикипели к нему и часами не находят в себе сил оторваться.
Что там дети и подростки?! Масса зрелых вполне ответственных людей почти весь свой досуг и немалую часть рабочего времени отдают бесконечным путешествиям по Интернету. Дело дошло до того, что многие крупные корпорации и даже мелкие предприятия, работники которых просто обязаны пользоваться Интернетом, блокировали доступ, например, к таким сайтам, как «Одноклассники» и «В контакте». Иначе конец работе!
Подавляющее большинство несовершеннолетних «компьютерозависимых» пользователей проблему не осознают и над ней не задумываются. Взрослые и осознают, и задумываются… Но и те, и другие, как правило, ничего с собой поделать не могут. Отлучение от компьютера на сколько-нибудь длительный период вызывает у них психический (иногда и физический) дискомфорт, раздражительность, стремление как можно быстрее сесть за клавиатуру и схватиться за «мышку». Все это и многое другое есть основные признаки болезненной зависимости.
Что касается детей и подростков, для них наибольшую угрозу представляют компьютерные игры. Причем по двум параметрам, часто проявляющимся независимо друг от друга. Первый – временной. Не следует сидеть за играми часами. Не могу сказать точно, сколько допустимо, но, думаю, не больше полутора-двух часов в день. В принципе, совладать с этим у наших детей можно. Скажем, изначально об этом договориться. Иначе ни игр, ни, возможно, самого компьютера.
Со вторым параметром все куда сложнее. Речь идет о характере игр. Наименьшую опасность представляют те, которые связаны с решением логических задач, безобидных стратегий… А вот сюжетные, связанные с агрессией, в которых игрок выступает в качестве главного действующего персонажа и олицетворяет себя с ним, достаточно быстро уводят от реальности, способствуют потере своего «я»… Окружающая жизнь, ее повседневные заботы, живые люди, в том числе самые близкие, перестают быть значимыми и нередко даже вытесняются за рамки восприятия.
Конечно, это небезобидно. Но с ответом на вопрос «Что делать?» большие сложности. Безусловно, необходимо вмешательство специалиста. Прежде всего психотерапевта, уверенно владеющего эффективными техниками преодоления игровой зависимости. Однако без осмысленного согласия на подобное вмешательство самого зависимого помочь ему невозможно. Именно такого согласия от подростка добиться крайне трудно!
Больше мне добавить нечего, в каждом конкретном случае следует разбираться и пытаться помогать индивидуально.
«Лицей» № 5 2009