Застолье с Владимиром Софиенко

Живущие в конце заливов

 
{hsimage|"Редко где встречал столь пленяющие своей красотой места"||||} На рейсовом автобусе от Петрозаводска до Лахденпохья всего несколько часов. В мягком кресле, с удобной откидывающейся спинкой, дорога не кажется утомительной даже в Долине смерти с её бесконечным дорожным ремонтом. За окном неизменный карельский пейзаж – в просветах мелькающих сосен, виднеется платина лесных озёр, серебряной лентой проносятся порожистые речушки, проплывают кряжистые дома деревень. 
 
В Лахденпохья меня пригласила Анастасия. Ася  — художник-педагог, работает в Лахденпохской детской художественной школе. Мы познакомились с ней в одной из социальных сетей всего за пару дней до поездки. Видимо, я вызываю доверие у малознакомых людей, так как практически сходу был приглашён в качестве шеф-повара на пленэр, который должен был проходить где-то на островах среди шхер северо-западного ладожского побережья.
 
Мне всегда хотелось увидеть рождение картины. Как на чистый холст рукою мастера один за другим ложатся мазки красок, казалось, не связанные между собой, как они постепенно превращаются в единое пространство. Когда это происходит, в какой из моментов оживает полотно?
 
{hsimage|Участники пленэра на Ладоге ||||} И теперь, на свой страх и риск, я ехал в незнакомый город к улыбчивой девушке, которую видел только на аватарке. Хотя если говорить о риске, то в большей степени он касался Аси, ведь на меня, человека практически ей незнакомого, возлагалась важная и ответственная задача – четыре дня снабжать лагерь художников свежей и здоровой пищей.
 
{hsimage|Вернисаж в Лахденпохской ДХШ |right|||} Как выяснилось, участниками пленэра были не только наши карельские педагоги. Свою школу здесь представлял Ярославль. В Лахденпохья нас встретила Лена, наш петрозаводский художник, она и проводила всю нашу компанию в сборный пункт — художественную школу, где мы и заночевали. Утро следующего дня ознаменовалось сразу двумя событиями – Днём города и Днём ВДВ. Одно-двухэтажные дома старой части города компактно разместились между скалистыми возвышенностями. Когда-то скрытая островами Якимварского залива засекреченная набережная теперь была отдана под народное гуляние. На смену подводным лодкам сюда пришла «цивилизация» — продавцы попкорна. Среди надувных башен-батутов, с заморскими драконьими головами и прилавков с китайским ширпотребом я тщетно пытался найти сувениры карельских рукодельниц.
 
Опустив на плечо древко с флагом ВДВ, к концертной площадке сонно брели два десантника. В наполнительных колбах вовсю трещала и прыгала иноземная еда. Ярмарка набирала обороты, а мы, немного разочарованные, ушли на выставку юных художников – результат совместного проекта с финскими ребятами из города-побратима Парикалла. Выставка была торжественно открыта в присутствии мэров городов-побратимов.
 
{hsimage|Остров Койонсари ||||} Наконец, упаковав рюкзаки, мы отправились на остров Койонсари в заливе Терву. Путь по узкой дамбе, соединяющей остров с материком, отгорожен шлагбаумом. Машинам на Койонсари хода нет. Наш лагерь мы разбили недалеко от песчаного пляжа, тянущегося около трёх километров вдоль острова раскаленным желтым полумесяцем. Без преувеличения скажу, что редко где встречал столь пленяющие, очаровывающие своей красотой места.
— Карелы селились в глубине Ладожских заливов — фьордов. Вдоль залива и на островках они строили крепости. Кострами предупреждали о приближении врагов. Так как Карелия лежала на Восточном пути викингов, они часто нападали на поселения карел.
{hsimage|Работа Евгении Сафоновой |right|||} Надя – художник-педагог. Она работает в Куркиёкском краеведческом музее плотником-реставратором. Мы стояли на самой высокой точке Койонсари. Перед нами лежала бухта, изрезанная далеко выдающимися берегами полуострова Терву, с маленькими зелёными скалистыми кочками островов. Один из таких островков мы уже посетили. Он всего в двухстах метрах от берега или около этого. По грудь в воде на него можно добраться вброд. Обдуваемые ветром, вросшие в скалы приземистые деревца, лишайники, отполированный ладожской волной камень…
{hsimage|Остров Шапка Мономаха ||||} — Викинги так и называли эти места Кирьялаботи – «кирьялы, живущие в конце заливов». Кстати, один из таких островов-крепостей, Шапка Мономаха, виден с другого конца острова. С него писал картину Николай Рерих, «Святой остров» называется.
Остров Шапка Мономаха, скорее похож на голову гигантского клоуна, показывающего из воды свою огромную лысину. По берегу, с двух сторон голых камней, сосны, будто всклоченные волосы зелёного парика. Кажется, ещё немного и из воды поднимется шар огромного красного носа.
{hsimage|Ночной салют |right|||} Уже под вечер, с разных сторон Койонсари, в наш палаточный городок возвращаются художники, тут же, среди сосен на укрытой хвоей земле, выставляют свои этюды, обсуждают, делятся впечатлениями о работах.
 
Четыре дня, проведённые на острове, прошли незаметно. Остались позади напряжённая работа, купание в Ладоге, добыча дров, походы за черникой,  беседы у костра. Всем было немного грустно за праздничным столом в последний вечер пленэра.  
Ночью я проснулся от шума в соседнем лагере. Ещё днём на остров приехали туристы.  Слышалось пение, кто-то играл на гитаре. Я вышел на пляж. Песок ещё хранил тепло солнечного дня. От соседних палаток в омут ночного неба одна за другой карабкались ракеты салюта. Глядя на то, как их отражение плывет по ряби черной ладожской воды, я вдруг подумал, что картины оживают под нашими с вами взглядами.

 

 
 
Рецепт овощного рагу

{hsimage|Овощное рагу  на пленэре ||||} 1кг молочных (молодых) кабачков
1кг репчатого лука
1кг помидоров
0,5 мл сметаны
мука, соль, растительное масло

На дно казана (кастрюли) влить немного масла и положить первый слой из колец репчатого лука. Нарезать кабачок кружками, обвалять в муке, пожарить на медленном огне. Это будет второй слой. Третий — из кружочков помидоров. Посолить, залить сметаной. Слои выкладывать до верха казана (кастрюли). Тушить на медленном огне.
 

 
Фото автора