Конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»

Ангел-Хранитель

sestra_ logotipСколько мальчик себя помнил, он всегда был  «почти взрослым». Сестрёнка родилась, когда ему исполнилось три года, и он сразу стал старшим. Наступили счастливые дни — мама теперь всегда была дома.

Сестрёнка важно лежала на подушках, внимательно смотрела вокруг тёмными круглыми глазами и пускала пузыри. А он ощущал в своём маленьком сердце настоящую огромную нежность. Мальчик не знал, к кому испытывает такую нежность, — к малышке, к маме или ко всему миру? Но мама была печальна. Папа стал приходить очень поздно. От него пахло водкой, когда он наклонялся к мальчику, дышал ему в лицо и говорил: «Ну, давай пять!». Сын отстранялся, прятал ладошку за спину и получал ощутимый подзатыльник. Сестрёнка радовала мальчика. Она улыбалась ему, показывая два нижних зуба.  Однажды мальчик проснулся от шума. На кухне ссорились родители.  «Я больше не могу так жить!» — кричала мама. «Хорошо, давай разведёмся, — орал отец, — а детей поделим. Сына я тебе не оставлю!».  Мальчик похолодел. Он, не помня себя, босиком по ледяному полу коридора выбежал к родителям и стал умолять их тонким срывающимся голосом: «Мамочка, папочка, не разводитесь! Папа, ты можешь бить меня хоть каждый день, только не разводитесь!». Мама  ахнула, схватила сына на руки и понесла в постель. Папа хмуро курил у кухонного окна.

 

Они не развелись, но ссориться продолжали. Как-то папа сказал маме: «Твои разговоры о детских болячках мне надоели,  с тобой невыносимо скучно».  Мальчик хотел развеселить папу. Он старался изо всех сил: прыгал по дивану и хрюкал. Сестрёнка начала радостно подражать ему. Но взрослые рассердились. Мальчика поставили в угол.

 

Время шло. Отец часто не ночевал дома, и мама стала уходить по вечерам. Дети оставались одни: присмотреть за ними было некому — бабушка умерла. В наследство от неё осталась небольшая старинная иконка Ангела-Хранителя. У Ангела были грустные бездонные глаза и лёгкие крылья за спиной. Лёжа в постели, мальчик боролся с дрёмой, смотрел на Ангела и ждал маму.

 

Однажды мать привела детей из детского сада пораньше и села перед зеркалом.  Дочка с восторгом наблюдала, как мама красит ресницы. Мальчик отвернулся. Ему не нравилось чужое накрашенное лицо мамы. Вдруг  раздался нетерпеливый звонок в дверь.  Мальчик слышал, как мама разговаривала с кем-то в прихожей, но когда она вернулась в комнату, он не сразу узнал её. Мама всхлипывала и размазывала  по щекам чёрные слёзы.  Она торопливо схватила плащ и сказала на бегу: «С папой случилась беда. Я иду в больницу».

 

От громкого хлопка двери тюбик с французской помадой сиротливо покатился по столу и упал на пол. Им тут же завладела девочка. Мама вернулась в сопровождении незнакомца через пару часов.  Из разговора взрослых мальчик понял, что отец будет жить. Мужчина сказал маме: «Вам надо успокоиться». Он достал из кармана плоскую бутылку, отвинтил крышку, налил полную кружку и протянул женщине: «Это коньяк». Мама послушно выпила всё как воду, стуча зубами о края кружки. Мужчина покачал головой и высыпал ей на ладонь таблетки: «Это элениум». Женщина покорно проглотила две из них. Рука её разжалась, и таблетки весело запрыгали по полу. Мальчик нагнулся и стал их собирать. Но мужчина грубо выхватил у него лекарство и строго сказал: «Не вздумай попробовать. От передозировки можно умереть». «Как это?» — испугался  ребёнок. «Очень просто, — усмехнулся папин друг, — сначала крепко заснёшь, потом перестанешь дышать. Закопают в землю и всё!». Мальчик похолодел от ужасной догадки: «А мама… умрёт?» Мужчина засмеялся: «Конечно умрёт… когда-нибудь». Мальчик заплакал. «Э-э! Такой большой, а шуток не понимаешь!» — мужчина хлопнул его по плечу. Женщина хотела что-то сказать, но комната вдруг начала проваливаться в чёрную пустоту. Взгляд женщины устало скользнул по стене и зацепился за серебряный оклад иконы. «Ангел!… Хранитель… где ты?»

 

Очнулась она поздно ночью. От долгого сидения с закинутой назад головой ныла затёкшая шея. На лице её лежала какая-то бумага. Женщина раздражённо смахнула листок рукой. В глаза ей забил свет от торшера. Рядом в кресле, разрисованном помадой, сидя спал мальчик, одетый в куртку и ботинки, рядом лежала шапка.  Женщина не на шутку рассердилась: что за беспорядок! И тут она разглядела тетрадный лист, который смахнула со своего лица. Крупными корявыми буквами сын писал ей: «Мама! не пей это штобы ни умирет!» Кое-где буквы расплывались, наверное, это были следы от слёз. Она попыталась вспомнить вчерашний вечер, наконец, ей это удалось. И вдруг всё стало ясно: сын с умыслом положил записку на мамины губы и мужественно следил, дышит ли она. Он намеренно включил торшер и подвинул его поближе, чтобы видеть, как трепещет листок от её дыхания. Пока лист трепетал, сын знал, что мама жива. Он был готов в любую минуту бежать за помощью, чтобы победить смерть. И женщина неожиданно почувствовала себя совершенно счастливой: Ангел Хранитель всегда был рядом. Как же долго она его не замечала!

  • Нина Писарчик

    Реальная история рассказана реалистичным языком. Рассказ состоит из двух кусков. Большая часть написана от лица мальчика, поэтому наивность изложения оправдана. Окончание же — со слов: «Очнулась она поздно ночью…» — от лица матери. Вряд ли так было задумано, скорее, получилось случайно. На пространстве очень короткого рассказ такой приём неоправдан, да и язык, практически не изменившийся, от лица взрослой женщины выглядит сентиментальным.
    Образ мальчика, конечно же, трогательный. Он и есть ангел-хранитель, не надо было этого пояснять открытым текстом.

  • Серафима

    Марина, ни в коем случае не доверяйте мнению Усимова, этого черного человека. Он же всех рад растоптать. А точнее — он просто издевается. После таких, как он, у многих опускаются руки: он же не анализирует тексты, а топчет авторов, а Вы как будто оправдываетесь перед ним.

    А после конструктивной критики такого быть не должно. Могу поспорить: если опубликовать неизвестный ему рассказ классика, он и на нем замесит грязь.

    Я, конечно, за разные мнения, но синдром «Ну и зачем я это все написал?» как нельзя кстати подходит именно к его писанине.

    Пишите и дальше, у Вас хороший язык. А рассказ Ваш тронул очень. Думаю, многих.

    • Марина

      Спасибо, Серафима за добрые слова! Да, мне тоже показалось, что тексты Игорь не анализирует и не вникает в них. Суждения поверхностны, поспешны и крайне категоричны. Это касается многих его отзывов. Но всё-таки он прав в том, что я не думала, зачем пишу, для кого? Просто не могла не написать. Только написав, я поняла, зачем написала. Этот ребёнок, о котором в сущности рассказ, теперь и сам имеет троих детей, а когда-то он сохранил свою семью. Он оказался терпеливее и мудрее взрослых. Вот это главное. Наверное, надо было обдумать всё сразу: зачем пишу, кому адресую и прочее. Но я пока так не умею. Буду учиться.

  • Автор и все остальные. Читайте мой комментарий к этому рассказу внизу по ссылке. Ваш случай полностью диагностирован в нем. Синдром называется «Ну и зачем я это все написал?»
    http://gazeta-licey.ru/contests/ck139-konkurs-korotkogo-rasskaza-sestra-talanta/25925-babushkina-sila
    Кстати, положим, писатель никогда не знает, зачем пишет свой текст, (только если ему за него не платят большие бабки) )))
    Реакция на рассказы, где половина героев — дауны, а остальные умирают, спиваются или травятся, у меня однозначная:
    Доктор сказал в морг — значит в морг!
    И никаких ангелочков!

    • Марина

      Дорогой Игорь, я как раз знаю, зачем я это написала: это случай из жизни, очень просилось, это уже прошло, но жило во мне. Я никогда и нигде не публиковала своих рассказов, и зачем я послала рассказ сюда не знаю, это правда. Мне понравился сайт и другие рассказы, вот я и отважилась. Наверное, зря. Спасибо за отзыв.

      • семинарист степанов

        Марина! Ни в коем случае не зря! Это хороший рассказ, это чудесный рассказ! Я вас очень понимаю, ибо сам этим товарищем был раскритикован) Очень обидно, когда что-то что было тобою пережито подвергается критике. Мне очень нравится, правда!) Обещаю, что непременно прочту его своим ученикам на занятии в воскресной школе! Ибо в это верю и сам сталкивался в своей жизни с подобным, видел таких ангелов, которые всегда были рядом… К сожалению наши критики не совсем понимают, что это наши первые шаги на литературном поприще

        • Инга

          Хотя у жюри, наверное, надежда найти новых писателей, что совершенно правильно, многие действительно пишут случайно и, возможно, однажды. В короткий рассказ как раз может уместиться та маленькая история каждой жизни, почему-то не дающая годами покоя. Так что, простите, «Лицей», у Вашего конкурса есть и незапланированный психотерапевтический аспект.
          Есть, думается, он и для некоторых комментаторов, например, для Игоря. Его рецензии можно уже издать отдельным томом))

        • Марина

          Спасибо за добрые слова поддержки, дорогой семинарист степанов! Я на Игоря не обиделась, но огорчилась, что он не понял рассказа. Стала анализировать, поняла, что не донесла многое, то, что для меня было очевидно. Это слабое место в моих рассказах. К тому же, я рассказ очень сократила. Сначала мне показалось, что так даже лучше, но кое-что утратилось. А рассказы живут во мне, нападают по ночам, вот я и пишу иногда. Я не брошу писать))).