Конкурс короткого рассказа «Сестра таланта»

Гоголь ворочался в гробу

Гоголь ворочался в гробу уже не первый десяток лет.  Чесался и бился головой о крышку гроба. Его, конечно, не слышали.

Живые и очень любопытные души познавали мир таинственного хутора, бродили с носом Гоголя, ссорились с Иванами, создавали немую сцену при ревизоре, а потом таинственно спрашивали потомков: «Куда несёшься ты?».

 

Гоголь мечтал выспаться, затыкал пальцами уши, но вновь слышал голос из будущего: «Сегодня на уроке мы познакомимся с великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем…». Готов был взвыть, тяжело и протяжно, но кто услышит? Прислушался, голос из будущего командовал: «Дежурные, повесьте Гоголя!» и после того, как Гоголь был повешен на гвоздик послушными дежурными, голос мягко зажурчал: «Взгляните на его портрет!». Не убежать, не спрятаться, не скрыться от любопытных глазёнок молодого поколения. Он улыбался и смотрел с портрета поразительно живыми глазами, а сам думал: «Что же это я столько всего не сжёг? Надо было всё сжечь».

 

Самые ответственные ученики после урока бежали в библиотеку, хватали цветастые книжки, на обложках которых изображен чёртик, везущий какого-то молодца, и на ходу начинали читать. Другие ученики отправлялись домой, радуясь, что можно было пообедать и потом пойти гулять, они уже и забыли, что на них сегодня сквозь призму почти двухсот лет смотрел Гоголь. А Гоголь ворочался в гробу всю ночь, мечтая заснуть или хотя бы глядеть на звёзды, которые в это время ворует чёрт в воображении прилежных учеников. Но он был жестоко заперт временем и памятью в тёмном и неуютном пространстве.

 

На следующий день голос из будущего спросит: «Кто прочитал Гоголя?». И самые ответственные поднимут руки. А другие начнут оправдываться, что не нашли Гоголя в библиотеке. «Не нашли Гоголя в библиотеке? Вы плохо искали!» Гоголь тяжело вздохнёт, но никто не услышит его вздоха, учительница увлечена таинственной историей исчезновения Гоголя из библиотеки. Обман раскроется, лебеди полетят в дневники некоторых учеников. Гоголь подёргает себя за волосы и повернётся на другой бок: «Надо было всё сжечь!».

 

Но самое страшное время начиналось, когда ученики писали сочинения. Гоголь вертелся волчком, выл, бешено чесался и боялся открыть глаза. Собственно и учительница тоже потом долго не могла уснуть и ворочалась под одеялом. Ведь и её слово ученики не поняли, не услышали, искажённо отразили в своих сочинениях. Вот, например, лучшая ученица класса писала: «Все повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголю присылала его мать». Волнистая красная река разливается до самых полей под ровными строками ученицы. «Что же это? Гоголь – вор?» – недоумевает учительница, закрывая тетрадь и открывая следующую.

 

«В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь описывает ведьм, леших и прочих безобразных личностей того времени». Гоголь хихикнул.  Учительница, не пожалев красной пасты, подчеркнула фразу несколько раз. Личности! Скажет тоже! Возмущённо закрыла тетрадь и со страхом взялась за следующую.

 

«Гоголь во всех своих повестях показывает нам свой красивый язык». Гоголь высунул язык, изо всех сил скосил глаза и посмотрел на кончик языка. Наверное, красивый – это правда. Учительница схватилась за голову. То, что у Гоголя красивый язык она и сама понимала, вот только зачем он показывает его во всех своих повестях? Показывать язык неприлично! Этого не должен делать великий русский писатель! С него же берут пример её шестиклашки! Потом собралась с духом и дочитала сочинение до конца. Последние строки кольнули в самое сердце: «Гоголь своим языком мог заставить плакать! Мне безумно понравились произведения Гоголя, я его теперь боготворю и считаю себя жертвой его таланта».

 

Учительница рыдала. Гоголь рыдал. Ученики своими языками заставили плакать. А потом учительница долго ворочалась в постели, раздумывая, как завтра начать урок. А Гоголь

ворочался в гробу не первый десяток лет, сожалея, что не сжёг свои сочинения. Время мчится, сменяются поколения, а Гоголь слышит стенания очередной учительницы за фразу из сочинения: «Тройка-птица все летит, не хочет остановиться и проверить своих седоков».

 

 

 

 

  • Наталья Шилова

    Катя, за Гоголя спасибо! И с наступающим :-)

  • Марина Вдовина

    Тема, конечно, животрепещущая затронута, и первые два абзаца — прелесть, а потом язык у автора стал деревянным… Всё.

  • Илона

    «Другие ученики отправлялись домой, радуясь, что можно было пообедать и потом пойти гулять…» Я бы сюда добавила: «В гробу они видели Гоголя». )))

  • Космополит Безродный

    Рассказ стилистически коряв и по сути — не меньшее издевательство над Гоголем. Который, как известно, более всего боялся быть похороненным заживо.

  • Vera Yulinova

    Молодчина,Катюша!!!очень понравился твой рассказ!!коротко и ярко!
    Ой,прочитала рассказ и вспомнила как мы сочинения в державе писали
    И как Гоголь и Пушкин и все остальные творцы «радовали» нас своими языками:)
    И как учителя потом зачитывали самые «выдающиеся» произведения:))

  • Валентина Либерцова

    Не в бровь, а в глаз, Екатерина! На самом деле ворочаемся, рыдаем, пытаемся познакомить с Гоголем живым, а не в гробу… Нет, есть, конечно, целые классы, которые адекватно видят и юмор, и живучесть высмеянного классиком, но, когда дело доходит до выражения своих мыслей… А сейчас по ГИА и ЕГЭ — стало ещё «прикольнее»: В 4-9 предложениях и двух аргументах высказаться по замысловато сформулированной проблеме — ох, как непросто, даже если текст прочитан!Но всё равно здорово, что Гоголь не сжёг все свои сочинения!

  • Татьяна

    Екатерина! Высший пилотаж! Моя бы воля — Вам и только Вам дала бы и 1-е, и 2-е, и 3-е место! Прекрасно!

  • Альбина

    Спасибо автору за замечательный рассказ. Есть над чем задуматься. Всем.

  • Ю.Лугин

    Прочитал — и возрадовался: ярко, талантливо и так зло, как давно пора бы. Потом опечалился за все учительство и себя в том числе. Лукавить не буду: по поводу «затирания» классиков школьной программой — имеет место быть. Любой, кто в школе учился, вспомнит немало моментов, когда любовь к литературе вбивалась гвоздями в голову. Сохранение интереса к литературе таким образом у тех, у кого она сохранилась, не благодаря, а вопреки. А теперь реплика в сторону: успокойтесь неуёмные: сочинений по литературе больше НЕТ. Теперь — подготовка к ЕГЭ. И если раньше количество ляпсусов по отношению к вменяемым письменным работам по литературе было примерно 3 к 1, сейчас 15 к 1.

    Рассказ замечательный и профессионально сделанный. С отличным — Гоголевским! — юмором, и именно в том его ключе, который действительно в школе, где Гоголяпреподают чаще всего под личиной сатирика, обличителя социальных пороков, а не фантасмагорического и на самом деле трагического писателя почти не рассматривается. После 2012 юбилейного Гоголевского года я долго подобного изменения в отношении к Гоголю ждал. Дождался, слава Богу.
    С уважением снимаю шляпу перед Автором, коленопреклоненный — Ю.Лугин.