Номинация «Мир»
Действующие лица:
Влад – бывший депутат облсовета
Катерина – его сестра
Лена – депутат облсовета
Супермен (также Михаил, Первый Милиционер и Кристина) – существо неопределенного пола
Скотинамен (также Второй Милиционер и Сергей) – существо неопределенного пола
Акт І
Сцена І
Кабина космического корабля. В кресле пилота сидит Влад. Он переключает тумблеры, внимательно всматривается в экраны.
Входит Катерина.
Катерина. (к себе) Конечно, где же еще. (к Владу) Космос, последний рубеж? Куда звездолет летит на сей раз?
Влад. Привет, Катя.
Катерина, сделав несколько шагов по кораблю, садится на панель управления.
Влад. Встань.
Катерина. Не встану.
Влад. Пожалуйста.
Катерина садится удобней.
Влад. Катя!
Катерина. Я встану, когда ты встанешь. И пойдешь на работу.
Влад. Куда идти? Уже неделя, как уволили.
Катерина. Возьмут обратно.
Влад. Ну да.
Катерина. Если попросишь нормально.
Катерина. Хорошая теория, но в облсовет я больше не пойду.
Катерина. Само собой. Ты же, блядь, теперь космонавт!
Катерина поднимается, раздраженно ходит по кораблю.
Влад. Катя, следи за языком. И я не говорил, что космонавт.
Катерина. Слушай. Депутатом уже не получится, конечно…
Влад. Я говорил, что могу быть, кем захочу.
Катерина. Первым заместителем, например?
Влад. (нажимает несколько кнопок, изображение на экранах изменяется; теперь там окрестности незнакомой галактики) Смотри.
Катерина. Как ты телевизор сюда пристроил?
Влад. Не телевизор. Это настоящее. Можем полететь в эту галактику хоть сейчас.
Влад нажимает еще несколько кнопок, демонстрирует галактику с разных ракурсов.
Катерина. Перестань.
Влад. Смотри, вот эта звезда…
Катерина. Хватит!
Пауза. Катерина отходит к двери, пытаясь восстановить спокойствие на этом пути.
Катерина. Ты совсем уже, Влад. Совсем.
Влад. Совсем – что?
Катерина. Не здесь.
Влад. Это проблема?
Катерина. Да, да, это проблема. Сейчас ты мне нужен в реальном мире. Если они начнут наступление…
Влад. У тебя полно друзей. Они помогут. Вы тревожные чемоданчики вместе собираете.
Влад включает экраны, поднимается со своего места.
Влад. Я могу доказать. Загадай желание.
Катерина. Что доказать? Какое желание?
Влад. Что они вернулись за мной. Те, со звезд. Загадай, что хочешь – они пообещали выполнять все мои желания.
Катерина. Я…
Влад. Про себя.
Пауза.
Влад. Сердце? А что у тебя с сердцем? А, ну конечно, этот порок…
Влад подходит к Катерине. Смотрит на нее с улыбкой. Потом щелкает ее по носу.
Влад. Все как новенькое. Можешь не благодарить.
Катерина. Не буду.
Влад. Вежливая девочка.
Катерина. Мама была права.
Влад. Мама?
Катерина. Ты это нарочно.
Катерина выходит. Влад растерянно смотрит ей вслед.
Внезапно экраны его корабля оживают, демонстрируя галактику. Входят Супермен и Скотинамен – существа неопределенного пола, одетые в скафандры (без шлемов).
Скотинамен. Хреново, да?
Супермен. И вполне ожидаемо.
Скотинамен. А мы объясняли, кстати. Просили. Давай без хуйни с космическим кораблем, с галактиками…
Супермен. Твоя сестра не оценит.
Влад. Я ее вылечил.
Супермен. И скоро она это заметит.
Влад. Но она не верит?
Скотинамен. Вот это новость, йопт! На первую полосу!
Супермен. Она не поверила тому, что коллеги говорили о тебе. Почему ты считал, что она поверит тебе?
Скотинамен. В облсовет вернуться все равно не получится, кстати. Не после того, что ты сделал с губернатором. Шикарно замутили, к слову.
Супермен. Шикарней всего, что он остался жив.
Скотинамен. Я бы не сказал.
Влад. Вы не нужны сейчас. Идите.
Супермен. Извини, что?
Влад. У меня нет приказов. Можете быть свободны.
Супермен и Скотинамен переглядываются.
Скотинамен. Ты фильтруй базар.
Супермен. Мы не мальчики на побегушках, Влад. Мы не твои слуги. И ты не приказываешь нам. Мы просто настолько добрые…
Скотинамен. Добрые, ёба!
Супермен. …что прислушиваемся к твоим желаниям.
Пауза.
Супермен и Скотинамен подходят к Владу вплотную.
Супермен. Думаю, ближайшая социальная модель – дружба. (к Скотинамену) Как думаешь?
Скотинамен. Да. Друзья. Правда, братишка?
Скотинамен хлопает Влада по спине. Супермен кладет Владу руку на плечо.
Супермен. Новые друзья. Супермен…
Скотинамен. Скотинамен…
Супермен. И Влад. (Пауза) Так что там насчет желаний? В контексте актуальных событий?
Влад. Убраться отсюда, разве что.
Скотинамен. (вздыхает) Садись. Знаю одну неплохую галактику.
Супермен и Скотинамен садят Влада в кресло пилота. Набирают координаты. Корабль стартует.
Сцена ІІ
Основная сцена закрыта занавесом. Где-то вне нашего поля зрения много людей копают землю.
Катерина с лопатой в руках вытягивает на авансцену коробку с инструментами для земельных работ. Наклоняется к коробке, некоторое время роется там.
Катерина. (выпрямляется) Нет. Нихуя.
Пауза. Катерина рассматривает свои ладони.
Катерина. Еще и занозы, шикарно. Миша! Миша, можно вас на секунду?
Входит Супермен. Он определенного пола, в обличье Михаила. Важно, чтобы Супермена и Скотинамена, и все их обличья, играли только две актрисы или актера.
Михаил в рукавицах и с лопатой в руках.
Катерина. Рукавиц нет.
Михаил. Точно?
Катерина. Смотрите.
Михаил смотрит, не находит.
Михаил. Странно. Я пятьдесят пар вчера покупал.
Катерина. А нас тут сколько – человек сто? Сто пятьдесят?
Михаил. Приблизительно. Неожиданный аншлаг.
Катерина. И неподготовленный. Я вот голыми руками пришла рвы копать.
Михаил. Волдыри, как проблема сознательного украинца?
Катерина. И занозы.
Михаил. Возьмите мои.
Катерина. Да ну, не надо. Это карма экс-крестьянина. Все детство в селе, а забыла, как землю копать. Это искупить надо.
Михаил. (смеется) Я, кажется, проваливаюсь в укрлит.
Катерина. Меня с собой не берите. Катеринам там не комфортно.
Михаил. Я еще и наполовину москаль.
Катерина. Уже представляю сюжет.[1]
Оба смеются.
Михаил жестами уговаривает Катерину взять рукавицы. Она одевает их.
Пауза.
Катерина. Вы же не думаете, что это понадобится?
Михаил. Рукавицы?
Катерина. Рвы.
Михаил. Мы довольно близко к линии фронта. Километров двести.
Пауза. Катерина ёжится.
Михаил. Боитесь?
Катерина. А вы нет?
Михаил. Я устал ждать. Будет легче, когда все начнется.
Катерина. Война? Здесь, в Запорожье?
Михаил. Везде. Все это давно пора… растормошить.
Катерина. Вы, кажется, последствия не представляете.
Михали. Прекрасно представляю.
Катерина. Вы странный, Миша.
Михаил. Просто отвечаю на вопрос.
Катерина. Ну так отвечайте, когда подумаете. В этом городе… знаете дом на Богдана Хмельницкого? Такой кирпичный, с трещинами? Там под окном на втором этаже вмятина – как будто кирпич осыпался. Это след от артиллерийского снаряда, из сороковых. Со Второй Мировой, и до сих пор не залатали. Представьте, сколько город, который всем настолько похуй, будут восстанавливать после «Градов»? И что восстановят в конечном итоге?
Михаил. Там полно других домов, которые перестроили.
Катерина. А эти фонтаны, аллеи влюбленных, скверы эти все – серьезно думаете, что их поставят снова, за месяц насадят? Что кто-то выделит на это деньги?
Михаил. Интересно, что вас волнует только архитектура. Арт-обстрел несет и человеческие жертвы. Традиционно их боятся больше.
Катерина. Я еще не видела человеческих жертв. Не знаю, как этого бояться.
Михаил. Ну, вы же боитесь смерти.
Катерина. Нет.
Михаил. Не врите.
Катерина. Я боюсь, что мой город перестанет быть моим.
Михаил. Что это означает?
Катерина. Что перед моей ОГА стоят менты-космонавты, и я боюсь пройти мимо. Что в моем кинотеатре сидят титушки, и сеансы фильмов «временно отменены».
Михаил. Вы стояли на Майдане?
Катерина. (отворачивается) Конечно стояла.
Михаил улыбается.
Михаил. Вспомнил, откуда вас помню. Такая еще смешная шапка у вас была…
Катерина начинает копать землю, примеряясь к лопате. Она не смотрит на Михаила.
Михаил. Катя, кем вы работаете?
Катерина. Туроператором.
Михаил. Наверное, много путешествуете.
Катерина. Не особо.
Михаил. Я любил путешествовать, когда был моложе. Со временем надоедает.
Катерина. Вы военный?
Михаил. Почему?
Катерина. «Прекрасно представляю последствия войны»
Михаил. Был когда-то. Пару тысяч лет назад, я бы сказал. С тех пор род деятельности я сменил.
Катерина. На что именно?
Михаил. Стал писателем.
Катерина. В самом деле?
Михаил. Писателем-документалистом.
Катерина. Это уже не так интересно.
Михаил. О, нет, вы не правы. Это очень интересно. Когда видишь, как в ситуации, которую изучаешь, развивается внутренняя драматургия…
Катерина. Внутренняя драматургия?
Михаил. Вот если бы вы поставили камеру на штатив посреди улицы, и не трогали. Час за часом. День за днем. Ездят маршрутки и ходят люди, идут дожди, в окнах домов включают и выключают свет. А потом… в одном окне… появляется свечка. Мимо камеры проходит человек, напевая знакомую песню. На балконе кто-то вывешивает флаг, устанавливает палатку посреди площади…
Катерина. Да, Украина сегодня – богатый материал.
Михаил. Невероятно. Я почти закончил книгу, собственно. Только жду подсказки, как сформулировать финал.
Катерина. Будет хэппи-энд?
Михаил. Не думаю. Я не очень ценю хэппи-энды.
Катерина улыбается, не глядя на Михаила. Он, напротив, смотрит на нее очень внимательно.
Михаил. Но вы можете помочь.
Катерина. Чем?
Михаил. Сформулировать, чем все закончится.
Катерина. Это документ, не художественное произведение. К чему тут выдумки.
Михаил. Я верю в силу слова. Правильного слова. Говорят, оно может определить будущее. Спасти мир.
Катерина. Не в наше время.
Михаил. Время всегда одно. (Пауза) Так может, завтра в семь, возле торгового центра – и вы что-то придумаете? Я не буду такой пафосный, честное слово. Рукавицы вместе докупим.
Катерина. Очень хочется Шевченко процитировать сейчас.
Михаил. Я же только наполовину москаль!
Смеются. Михаил поднимает коробку, закидывает лопату на плечо. Они вместе с Катериной покидают сцену, чтобы присоединиться к активистам.
Сцена ІІІ
Кабинет в запорожском райотделе милиции. Стул за столом пустой, перед столом на расстоянии нескольких метров друг от друга сидят Влад и Лена. Руки обоих в наручниках. Лена сверлит Влада крайне неприязненным взглядом.
Лена. Ёбнутый.
Влад. (широко улыбатеся) Следи за языком, пожалуйста.
Лена. Мы еще поговорим.
Влад. Почему не сейчас?
Лена демонстрирует запястья в наручниках.
Влад. Лена, ради бога, попробуй вербальную агрессию. У тебя получится, честно.
Лена. Рекомендуешь?
Влад. Ага.
Пауза. Лена собирается с мыслями.
Влад. Можешь рассказать, к чему был сегодняшний цирк. К примеру.
Лена. Тебе сорок с чем-то?
Влад. Сорок ровно.
Лена. Военнообязанный.
Влад. Ощущаю дискурс…
Лена. Откосил?
Влад. От чего откосил?
Лена. От войны.
Влад. Нет никакой войны.
Лена. Нет? А на востоке сейчас — ?
Влад. АТО.
Лена. Это война.
Влад. Антитеррористическая операция. Не война.
Лена. Ёбнутый. Тупая сука ёбнутая…
Влад. За языком следи, повторяю.
Лена. А то что?!
Влад. А то составишь компанию губернатору.
Лена. Ты больной, правда.
Влад. Не настолько больной, чтобы быковать на парковках, точно тебе говорю.
Лена. Никто не быковал.
Влад. Неужели?!
Лена. Мы объясняли. Просрал свою землю – иди отвоевывай. Нехуй на иномарках ездить по Запорожью. Нехуй наш бизнес скупать.
Влад. Да, давай ходить по городу и цеплять желтые звезды на донецких. Нет. Нет! Давай целое движение под это организуем. Будем вместе ходить и цеплять на них звезды. И на их иномарки. И на их дома. Давай деньги у них вымогать, вывозить эшелонами назад в донецкую область. Классная идея.
Лена. Когда наша земля под ударом…
Влад. И ты не думаешь. Ты даже не думаешь. Как я это сделал сегодня? Как я вас всех заставил молчать?
Пауза.
Влад. Не знаешь.
Лена. Мне все равно.
Влад. Еще лучше…
Лена. Я видела, что ты сделал с губернатором. Все считают, что он в отпуске, но я видела. И ты можешь снова закрыть мне рот. Или отправить на Марс. Но изменить ты меня не можешь.
Влад. Хорошая речь. Но ты уверена? Нужно быть очень-очень уверенной, прежде чем говорить такое. Губернатор не был уверен, и посмотри, где он сейчас. (смотрит вверх) Я могу тебя в пыль растереть – как насчет таких изменений, Лена? Хочешь стать пылью? Однажды все равно придется, так зачем затягивать процесс. Хочешь или нет?
Пауза.
В коридоре слышно голос Катерины.
Катерина. Влад! Влад! Ты здесь?
Влад. Двери.
Двери открываются; медленно входит Катерина.
Катерина. На входе сказали кабинет тридцать-а…привет.
Влад. (улыбается) Привет.
Катерина. Мне сказали, тебя задержали.
Влад. Не думаю, что это надолго. Собственно, достаточно мне захотеть, и мы уйдем.
Катерина. (Лене) Добрый день.
Влад. Вы не знакомы, давай это исправим. Катя – Лена, Лена – Катя. Лена депутат облсовета, моя бывшая коллега. Ну, то есть, когда я говорю коллега – она стала депутатом довольно недавно. Потому что активистка Майдана, само собой.
Катерина. Не помню вас на Майдане.
Влад. Это легко объяснить. Лена всегда была в самой гуще. Не то, что ты, Катя, без обид.
Катерина. Чего вы здесь?
Влад. Потому что у нас с Леной была сегодня дискуссия о пацифизме… национализме… геополитизме? Видишь, Лена считает, что это нормально – выискивать на парковках перед ТЦ автомобили с донецкими номерами, ждать, пока придет хозяин или хозяйка, и вести с ними светские беседы.
Катерина. Беседы о чем?
Влад. Об их жизненном выборе. Почему уехали из родного города? Почему не бросились под танки? Почему не научили русских солдат петь «ла-ла-ла»?
Катерина. Это неправильно.
Влад. Серьезно? А Лену я не смог переубедить.
Катерина. Так что ты сделал?
Влад. Заставил ее проглотить язык. В буквальном смысле.
Пауза. Лена содрогается.
Катерина. Мне не сказали, как долго вы…
Влад. Я же сказал – сколько захочу.
Катерина. Мы в милиции, Влад. Отсюда не можно так просто уйти.
Влад. Как с космического корабля. Но посмотрим, что скажут космонавты.
Двери вновь открываются. Входят два милиционера-космонавта: в касках-шлемах, с щитами, дубинками, в полной защите.
Влад улыбается. Катерина испуганно отступает на несколько шагов.
Пауза.
«Космонавты» снимают каски. Это Супермен и Скотинамен. Вони в обличье Первого и Второго Милиционеров.
Влад. Привет, парни.
Милиционеры медленно подходят к столу, прислоняют к нему свои щиты, складывают дубинки и каски.
Второй Милиционер. Заебались вас разгонять. Как подурели.
Первый Милиционер. Тяжелый день воскресенье.
Милиционеры медленно листают папки, лежащие на столе.
Первый Милиционер. (Катерине) Оформлять будете?
Катерина. В-в смысле?
Первый Милиционер. На поруки.
Катерина. А. Да.
Второй Милиционер. Обоих?
Катерина. (смотрит на Лену, выглядящую более перепуганной, чем она сама) Я… да. Обоих.
Второй Милиционер. Отличнененько.
Пауза. Милиционеры листают папки.
Второй Милиционер отрывается от чтения и не спеша приближается к Катерине.
Второй Милиционер. А вы чего напряглись?
Катерина. Я?
Второй Милиционер. Ровно так стоите. Ручки сцепили.
Первый Милиционер. (не отрываясь от работы) Я бы сказал, это последствие какой-нибудь травмы. Деструктивного опыта.
Второй Милиционер. Как будто видите каску и щит, и в голове у вас – как на табло, отак от, — сразу бегущая строка: ОПАСНОСТЬ – ОПАСНОСТЬ – БЕГИ.
Первый Милиционер. БЕГИ – БУДЕТ – РАЗГОН.
Второй Милиционер. Ага! Девушка, мы зимой не встречались?
Влад. Эй! Хватит.
Второй Милиционер. Разговорчики?
Влад. Я сказал, хватит.
Первый Милиционер. Господин задержанный, ваш бланк передачи на поруки еще не…
Влад. Я хочу уйти.
Милиционеры переглядываются. Второй молча снимает наручники с Влада.
Влад. Спасибочки.
Катерина. (о Лене) А она?
Влад. Ее тоже.
Милиционеры освобождают и Лену. Она быстро уходит со сцены.
Первый Милиционер. До следующих встреч.
Второй Милиционер. В нашем эфире.
Милиционеры тоже уходят. Декорация кабинета затемняется. Влад и Катерина стоят посреди сцены. Пауза.
Влад. Смешные они. (достает из кармана бумажный пакетик) Хочешь?
Катерина. Что это?
Влад. Попробуй, узнаешь.
Катерина. (пробует) Каштаны? А где в Запорожье…
Влад. Нигде. Это из Львова. Я же знаю, ты любишь жареные каштаны, вот и привез вчера.
Катерина. Ты вчера был в Запорожье.
Влад. Да.
Катерина. Вчера вечером.
Влад. Точно.
Катерина. На самолет у тебя денег нет.
Влад. Ага.
Катерина. Ты не мог привести эти каштаны из Львова.
Влад. Не мог, но привез. Просто поверь мне, Катя. И ешь.
Катерина. Зачем это все?
Влад. Да хоть бы и ради развлечений. Это же хорошо – тебя развлекать иногда?
Катерина. Это – развлечения?!
Влад. Нет, каштаны… каштаны – развлечения. (Пауза) Ты их любишь. Ты любишь Львов.
Катерина. Львов тут вообще, блядь, не при чем!
Влад. Катя, следи за…
Катерина. Закрой рот. В этот раз – ты, просто закрой рот. И не указывай, как мне говорить.
Влад. Все, я потерял нить разговора.
Катерина. Ты меня напугал! Ты, мой брат, меня напугал!
Катерина всхлипывает. Влад растерянно смотрит на нее.
Катерина. Я правда думала, что тебя задержали. Что все серьезно и надолго, что тебя избили, что будет суд…
Влад. Катя, ты чего?
Катерина. Зачем ты влез в это?
Влад. Ну, я увидел толпу, решил подойти, узнать…
Катерина. А потом сам вызвал милицию. И дал себя задержать.
Влад. Ты что думаешь, я нарочно?
Катерина. Я не знаю. Не знаю!
Пауза.
Влад. Могу тебя уверить, все получилось случайно. Я не знал… не думал… что милиция тебя так напугает. Я прошу прощения.
Катерина. Да. Конечно.
Пауза.
Влад. Сегодня на асфальте перед домом написали новое. «Укрытие». Со стрелкой.
Катерина. Я видела.
Влад. Так куда поедем?
Катерина. Что?
Влад. Куда поедем? Война, наступление, тебе страшно, я понял, не совсем же тупой. Боже, ты только посмотри на свои руки – копала рвы за городом, да? Очень храбро. И сердце, небось, не тревожило, а поди ж ты, с таким пороком…
Катерина. Причем тут мое сердце?
Влад. Поехали куда хочешь, просто ткни пальцем в карту. Есть много мест, где нет войны. Где не страшно. Ну, хоть бы…Львов, для начала?
Катерина. Нет.
Влад. Не Львов?
Катерина. Не поеду.
Влад. Так. Ладно. А это почему?
Катерина. Прощай.
Катерина целует Влада в щеку и уходит со сцены.
Влад. Катя. Катя!
Финал І акта.
Акт ІІ
Сцена І
За столом сидят Катерина и Супермен. Супермен в обличье Кристины.
Катерина. Серьезно.
Кристина. Я просто говорю, что это невозможно.
Катерина. Но это есть.
Кристина. Сектор-приз на барабане…я выбираю эксперимент.
Катерина. Пятьдесят раз?
Кристина. Давайте десять для начала.
Катерина поднимается, вытягивает руки вперед, и начинает приседать десять раз подряд.
Катерина. Раз, два… четыре… шесть… девять… все!
Кристина. И как?
Катерина. Абсолютно нормально.
Кристина. Еще пятнадцать.
Катерина приседает 15 раз. Потом некоторое время стоит, прислушиваясь к ощущениям.
Катерина. Не болит.
Кристина достает стетоскоп, подходит к Кристине и слушает ее сердце.
Кристина. Шумов нет.
Катерина. Вот.
Кристина. Невозможно.
Катерина. Экология, может?
Кристина. Что?
Катерина. Выбросы заводов, цветные туманы… может, повлияли как-то.
Кристина. Если у тебя нашли рак легких – да, если порок сердца исчез – нет.
Катерина. Какая-то ты однозначная.
Кристина. Мы о дыре в сердце говорим, Катя. Она с копейку размером. Такие вещи не исчезают.
Катерина. Ее ведь зашили в детстве. Может, срослось.
Христина. Нет.
Катерина. Ой, ну тебя.
Катерина наливает вина в бокалы себе и Кристине.
Кристина. Запишу тебя к кардиологу в понедельник.
Христина. Обязательно, да. Выпьем?
Катерина и Кристина пьют.
Кристина. Как там парень с рукавицами?
Катерина. Нормально.
Кристина. Нормально?
Катерина. Вчера докупил рукавиц, так что даже очень нормально.
Кристина. А он их сам покупал?
Катерина. Кристина-а.
Кристина. Хоть симпатичный?
Катерина. Да.
Кристина чокается бокалом с Катериной, отпивает еще вина.
Катерина. Кошмарная ты.
Кристина. И хочу быть дружкой, запомни.
Катерина. (после паузы) Он сказал, что записался какой-то батальон территориальной обороны.
Кристина. Ну, это же только территориальная…
Катерина. Их тоже отправляют на восток.
Кристина. Далеко?
Катерина. Мариуполь. Иногда боевые задачи бывают и дальше.
Кристина. Ясно.
Катерина. Понимаешь, это типа вторая линия обороны, но все очень условно, и если у боевых бригад людей или техники будет недостаточно…
Кристина. Их тоже отправят на фронт.
Катерина. Да. Смешно. Я только вчера думала, как это – когда ждешь. Смс без ответа, на данный момент абонент находится вне зоны действия сети, еще наверное, группы какие-то в соц сетях- каждая под отдельную бригаду, под родственников. Сидишь там и разводишь истерики с другими, кто… Я думала, это же сколько успокоительного надо. Думала, сердце и неделю не протянет. А тут, видишь. Сердце как назло.
Кристина. Значит, не жди.
Катерина. Как будто я это решаю.
Кристина. Едь с ним.
Катерина. Что?
Кристина. Ты разбираешься в картах. Умеешь готовить. Можешь складами заведовать.
Катерина. Но…
Кристина. Броник и каску тебе добудем. Каремат и спальник свои отдам. На все остальное с друзьями насобираем.
Катерина. Кристина, стоп.
Кристина. Ты абсолютно здорова, как мы только что выяснили. Нет, я не настаиваю. Это исключительно твой выбор.
Катерина. Влад будет волноваться.
Кристина. Влад с его звездами? Он даже не заметит. Если спросит, скажешь, что в командировке.
Катерина. Где?
Кристина. Это важно? За границей.
Катерина. У меня даже заграничного паспорта нет.
Кристина. Вот это неожиданность, туроператор.
Катерина отходит от Кристины, наливает себе еще вина, но не пьет.
Катерина. Напомни, сколько я тебя знаю?
Кристина. Вечность.
Катерина. Нет, серьезно. Сколько?
Кристина. Правда не можешь вспомнить?
Катерина. Пытаюсь.
Кристина. Это даже обидно как-то.
Катерина. Отвечай на вопрос.
Кристина. (после паузы) С двадцать восьмого мая тысяча девятьсот девяносто пятого года.
Катерина. Это что за дата?
Кристина. Он тогда сломал себе спину.
Катерина. Кто – он?
Кристина. Супермен.
За сценой слышны автоматные очереди, глухие разрывы снарядов. Кристина садится на стол, толкает бутылку вина – та переворачивается. Вино выливается на пол.
Свет постепенно гаснет.
Сцена ІІ
Влад, Супермен и Скотинамен сидят на поверхности неизвестной планеты. Все трое в скафандрах.
Влад. Хорошо тут. Такой закат солнца…
Скотинамен. Солнц, мля. Их два.
Влад. (пытаясь рассмотреть) Не вижу. Скафандр мешает.
Супермен. Можешь снять шлем. Мы расширили кислородную зону.
Влад снимает шлем и сразу начинает задыхаться. Скотинамен смеется.
Супермен. (улыбаясь) Шучу, шучу.
Влад надевает шлем.
Супермен. Не пугайся, это не вакуум. Просто другая атмосфера. Чуть больше углерода, чем ты можешь вдыхать.
Влад. Не делайте так больше.
Скотинамен. Тебе, бляха, может еще и поклясться?
Влад. Мне правда не нравится, как ты разговариваешь.
Скотинамен. Это не я так разговариваю. Это ты меня так слышишь.
Супермен. Наша языковая система немного повреждена.
Влад. Не понимаю.
Скотинамен. Не понимает. Ну представь, что в голове у тебя гугл-транслейт…и по этой голове пацанчиков десять с носака, отакот, мля, отакот, короче.
Влад. То есть, на самом деле, вы говорите на инопланетном языке, а у меня русскоязычная озвучка.
Супермен. Да.
Влад. А что за пацанчики?
Супермен. Это метафора, Влад.
Пауза.
Влад. На других языках можете говорить?
Скотинамен. For fuck’s sake.
Супермен. Of course we can. We can do that kind of, can’t we, mate?
Cкотинамен. Ein Scheissdreck werde ich tun.[2]
Супермен. Fehler in der Übersetzung. So traurig.[3]
Скотинамен. Merde.
Влад. Круто.
Скотинамен. Ото ще поговори мені.
Пауза.
Влад. Кажется, я уже видел эту планету. Тогда. В детстве.
Супермен и Скотинамен улыбаются.
Влад. Было бы неплохо Кате ее показать.
Скотинамен. Можешь показать ее Лене. Катя занята.
Влад. В смысле – занята? Чем?
Скотинамен изображает стрельбу из автомата, взрывы бомб.
Влад. (Супермену) О чем это, я не понимаю.
Супермен. Это, очевидно, аллегорическое изображение стрельбы из автомата… а сейчас… да, это арт-обстрел, если не ошибаюсь.
Скотинамен. Градами.
Супермен. Градами.
Влад. Градами. (Пауза) Нет…
Супермен. К тому все шло.
Скотинамен. Котилось, я бы сказал.
Влад. Я не… я должен быть там.
Супермен. В сорок лет? Я не уверен. (к Скотинамену) Какой крайний призывной возраст в Украине?
Скотинамен. Хуй знает.
Супермен. Надо перечитать законы…
Влад. Верните меня в Запорожье.
Супермен. Без проблем. А почему туда?
Влад. Арт-обстрел, стрельба, Грады!
Скотинамен. Да бля не в Запорожье.
Супермен. Это предместье Мариуполя.
Скотинамен. Маріюпіля.
Супермен. Там сейчас твоя сестра.
Влад. Нет.
Супермен. Да.
Скотинамен. Точно-точно.
Влад. Вы ошибаетесь.
Супермен. Влад, я не буду тебя убеждать, что мы не ошибаемся. Конечно, это не так. Конечно, мы ошибаемся. Некоторое время мы даже считали, что ошиблись с тобой…Но не в этот раз. Нет. Твоя младшая сестра в батальоне территориальной обороны.
Влад. Нет.
Супермен. Нет?
Влад. Это абсурд какой-то.
Скотинамен. Десять из десяти.
Супермен. Ты абсолютно прав, но что с того? Она в батальоне территориальной обороны в предместье Мариуполя.
Влад. (после паузы) Тогда ее заберите ее оттуда.
Супермен. А она захочет?
Влад. А не все равно?! Верните ее сюда, верните в Запорожье. Сейчас же. (Пауза) Сейчас же!
Супермен. И каким образом мы должны это сделать?
Влад. Каким образом – ты издеваешься сейчас?! Сядьте в свою летающую тарелку и привезите ее!
Супермен. Прости, Влад. Воздушное пространство на востоке закрыто для полетов. Но обрати внимание на позитивный момент – мы все же расширили кислородную зону!
Супермен и Скотинамен поднимаются, снимают шлемы. Влад тоже поднимается, тоже снимает шлем.
Влад. Вы отказываетесь подчиняться?
Супермен давится смехом. Выразительно смотрит на Скотинамена и покидает сцену.
Влад. Это что, демарш?!
Скотинамен осторожно кладет свой шлем на пол, подходит к Владу и сильно бьет его в лицо. Когда Влад падает, Скотинамен наклоняется и поднимает его за ворот скафандра над полом.
Скотинамен. Нет, это не демарш. Ты что-то напутал в своей голове, маленьким человеческим мозгом своим напутал. Мы не под моим командованием. Ты не можешь нами командовать, ты можешь только желать – вот так, вслух говорить: я желаю. А мы, раз уж мы добрые, можем выполнять. Иногда. Если пожелаем ответно. Взаимность, сука, только взаимность!
Влад. Катя…
Скотинамен. Снова Катя?
Влад. Стрелять не умеет.
Скотинамен. Потому, наверное, и заведует складом.
Влад. Не выдержит…
Скотинамен. Спорим?
Влад. …сердце.
Скотинамен. Но ты же вылечил ее сердце. Такой вот ты классный брат. (Скотинамен отпускает Влада, поднимается) Обстрел кончился. Большинство… нет, не большинство… живы. Выдыхай.
Скотинамен уходит.
Пауза.
Арьерсцена постепенно освещается – там, за офисным столом, сидит Лена. Она испуганно смотрит на Влада; его появление для нее – очевидная неожиданность.
Влад оборачивается к ней, некоторое время смотрит, потом снова разворачивается к зрительному залу.
Влад. Всегда казалось, что у нас крайняя хата в селе. Это даже не село было – так. Недоразумение между двумя нормальными селами. Пятихатки. С одной стороны от нас несколько хат, с другой – дорога. Но до дороги нужно было идти еще метров двадцать, и вот на них, получается, когда-то стоял еще один дом.
Помню абрикосы. Очень маленькие, белые и мерзкие такие, знаешь, в нитках – на месте этого дома. Бабушка говорила, их посадил предыдущий хозяин. Хозяин и его жена-ведьма.
Нет, не важно сейчас, почему ведьма. Что-то с веснушками связано, она рыжая была, и все лицо, прямо зеленое… не важно.
Этот хозяин, он был на войне. То есть, нет, немного раньше нужно начать: он был бедняком, но первым красавцем на селе, а рыжая – дочкой местных куркулей. Когда они поженились, ее родители, конечно, женитьбу не благословили. Вряд ли они мечтали, что дочка сделает такой выбор. Но потом пришли советы, и получилось, что дочка выбрала правильно. Родителей раскуркулили, рыжая с красавцем начали собирать абрикосовые косточки.
Он ее не любил, — хотя, в принципе, это тоже не важно. Не из-за веснушек – просто, думаю, ждал больших перспектив. Когда мужчина не любит женщину в селе, к тому же, таком маленьком… может, зеленой она была не только от веснушек. Не знаю. Не знаю.
Он должен был пойти на войну. Вариант выбора был только один, так что он пошел. И там прострелил себе обе ноги.
Когда стреляешь себе ноги… конечно, для этого не составляют мануалов. Я не могу сказать «стреляй осторожней» — потому что он, наверное, так и сделал. Нужно быть довольно храбрым, я думаю, человеком, чтобы всадить вторую пулю уже после того, как боль от первой пошла по нервах.
Его прооперировали только через две недели, и, честно говоря, неудачно – потому что когда я говорю прооперировали, имею ввиду ампутировали.
Он вернулся домой. Ездил в инвалидном кресле среди своих абрикосов. Не любил жену. Шесть детей у них, кажется, было…
Пауза.
Влад. (оборачивается к Лене) Ты все поняла?
Лена утвердительно кивает головой.
Сцена ІІ
Основная сцена закрыта. Катерина, одетая в военную форму, вытягивает на авансцену большую коробку. Наклоняется к коробке, некоторое время что-то там ищет. Ничего не найдя, устало садится на пол и некоторое время молча смотрит в зал.
Катерина. Я подумала, лучше обувать без каблуков. Все-таки легче бегать. Хотя я так бегаю… смешно. Когда боишься, всегда смешно получается.
У меня всего две пары было: с каблуками и без каблуков, осенние и зимние, в тот день было минус десять, так что лучше зимние, ясно. Бегать не пришлось, правда. Только отступать. Вокруг шеи у меня шарф был намотан, такой шерстяной, и шерсть, по-моему, весь газ впитала – пришлось шарф снять, чтобы хоть, ну, отдышаться немного.
Смешно. Я где-то через месяц – месяца через два после этого пришла в красный крест местный, вроде как на уроки первой помощи, и нам час читали историческую лекцию. Про основание красного креста. Потом достали манекен… и когда кто-то спросил – а что от газа лучше, они начали объяснять про вот этот газ, который в газовых плитах.
Все-таки, не знаю. Я была там весной, я видела баррикады… еще как-то кошмарно холодно было, ходила и дрожала. И я не знаю, как – ну. Есть же такой опыт, который как бы на пользу. Что-то понимаешь о себе, об остальных. Знаешь, куда идти.
Я не знаю, куда идти оттуда. Отсюда – знаю. Отсюда – нет. Не знаю. Не знаю.
Входит Супермен в обличье Михаила. Он в военной форме, с автоматом, в каске.
Катерина. Нет.
Михаил. Даже сорок шесть?
Катерина. Две пары сороковых осталось. Я написала уже смс волонтерам, обещали через два дня привезти.
Михаил. (садится рядом с Катериной) Ну, два дня без носков переживем.
Катерина. Тихо. Сегодня еще даже обстрелов не было.
Михаил. Ты суеверней чем я, вот интересно.
Катерина. Я больше боюсь.
Михаил. Почему?
Катерина. Потому что из нас двоих автомат у тебя.
Михаил. (после паузы) Ты же не поедешь с ними?
Катерина. С кем?
Михаил. Волонтерами. Я думал, когда они будут возвращаться в Запорожье, ты могла бы поехать с ними. Было бы абсолютно нормально.
Катерина. Абсолютно.
Михаил. Так поедешь?
За сценой взрывается снаряд.
Катерина. На новый год… давай поедем куда-нибудь, где нет фейерверков.
Михаил. Ага.
Катерина. В село какое-нибудь.
Михал. Брата твоего возьмем с собой?
Взрывается второй снаряд. Далее снаряды продолжают взрываться, «приближаясь»; герои их перекрикивают.
Катерина. Зачем он нам нужен.
Михаил. Вы что-то не договорили – мне показалось?
Катерина. Язык заболит столько говорить.
Михаил. Катя, Катя, Катя…
Катерина. Что?
Михаил. Едь в Запорожье. Поговори с ним. И тогда увидим.
Катерина. (поднимается; Михаил поднимается следом за ней) Слушай, хватит! Прямо локтями меня отсюда выпихиваешь!
Михаил. Не выдумывай!
Катерина. Тут и выдумывать не надо!
Михаил. Едь домой! Тут опасно!
Катерина. Думаешь, я не в курсе?!
Катерина резким движением распахивает одну из частей занавеса. За ней пустая и темная сцена.
Катерина. Где все?
Катерина и Михаил растерянно ходят по сцене, оглядываются.
Катерина. Эй. Эй! Эй! Где все? Куда все делись?! Миша. Почему тут никого нет?..
Финал ІІ акта.
Акт ІІІ
Сцена І
Катерина лежит на хирургическом столе, накрытая белой простыней. Входит Скотинамен в белом халате и обличье Сергея. Сергей – врач среднего возраста, с внешностью, поврежденной алкоголем.
Сергей подходит к Катерине, некоторое время молча смотрит на нее.
Сергей. Я знаю, ты не спишь. Просыпайся.
Никакой реакции.
Сергей молча выходит на авансцену, садится на корточки и закуривает косяк. Некоторое время курит молча.
Входит Кристина. Делает укол Катерине. Катерина медленно просыпается, садится на столе.
Катерина. Почему я голая?
Сергей. Почему бы и нет?
Катерина. Я что… я в больнице?
Кристина. Да.
Сергей. Нет, ты умерла. А мы ангелы.
Кристина. Рот закрой.
Сергей. Ладно – я ангел. Гавриил… хаха.
Кристина гладит Катерину по голове, как маленького ребенка.
Катерина. Не надо, не трогай меня… где все?
Сергей. (показывает вверх и вниз) Там. И там.
Кристина. Был обстрел, очень прицельный. Больше половины личного состава…
Сергей. (поднимается) Интересно получается с долларовыми пачками: никогда не знаешь, где лучше прятать. Размер тут имеет значение, а?
Катерина. Ранены? Больше половины – ранены?
Кристина. Был предатель. Сдал вашу позицию, пытался сбежать. Не получилось. Обстрел он пережил, но когда нашли деньги… зачем солдату под Мариуполем пять тысяч долларов, в самом деле?
Катерина. Отвей на вопрос.
Кристина. Убиты.
Катерина слазит со стола, пытаясь удерживать простынь на себе (может не пытаться). Шатаясь, ходит по сцене.
Сергей. Ты не спрашиваешь, что они с ним сделали, а это довольно интересный сюжет…
Кристина. Отдали под трибунал, конечно.
Сергей. Нет, нет, нет, то есть – под трибунал, но не в общем, не в привычном смысле этого слова. У них был собственный трибунал, довольно короткий. Они выкопали яму…
Кристина. Закрой рот.
Сергей. …положили туда своего маленького предателя с его долларами, и закопали снова.
Катерина. Хорошо.
Сергей. (подходит к Катерине, протягивает ей руку) Сергей. Наблюдал тебя, пока ты лежала без сознания… и одежды…
Катерина жмет ему руку.
Сергей. А это Кристина.
Катерина. Я знаю, что это Кристина.
Сергей. (Кристине) Ого, и когда ты только успела? А, не важно. Раз уж мы все друг друга знаем, можем переходить к делу. Девушки, красавицы. У меня есть к вам предложение, самое неожиданное. Хотите знать, какое?
Кристина. Нет.
Сергей. Давайте ебаться.
Катерина. (Кристине) Он тоже? Миша тоже?
Кристина. Да.
Катерина. Ты уверена?
Кристина. Абсолютно.
Катерина. (Сергею) Кто он был? Предатель?
Сергей подходит к Кристине и шепчет имя ей на ухо.
Сергей. Ну как? Что чувствуешь?
Катерина. Я хочу увидеть своего брата.
Кристина. Это не…
Сергей. …такая уж плохая идея, по крайней мере – в перспективе. Понимаешь, сейчас твоего брата тут нет, зато есть другой посетитель. Посетительница. Лена! Лена, ваш выход!
Выходит Лена с пакетом апельсинов. Когда Лена ставит пакет на операционный стол, апельсины из него рассыпаются по полу.
Сергей. Это шикарно, шикарно. По законам драматургии мы теперь действительно должны начать оргию. (ходит по сцене, пиная апельсины в зрительный зал)
Лена. Катя, вы какая-то не одетая. Может попросить пижаму?
Сергей. Катя в порядке. Катя символизирует то, что все мы должны понять в предчувствии смерти и забытья.
Лена. Она замерзнет.
Сергей. Нет! Нет! Ерунда. Никто не замерзнет, если все мы сейчас вытянем наши руки на этой чашей, перережем вены, смешаем нашу кровь…
Кристина. (берет Сергея за плечи, ведет за собой) Мой коллега злоупотребляет наркотиками. Извините.
Кристина и Сергей уходят.
Лена. Честно, по крайней мере.
Катерина. Зачем вы пришли?
Лена. Влад сказал.
Катерина. А он сам?
Лена. Я не уверена. Кажется, он слишком зол на вас, чтобы приходить… лично.
Пауза.
Катерина. Вы не друзья. Зачем Владу просить вас о таком?
Лена. Это была не просьба, скорее приказ.
Катерина. Он снова работает в ОГА?
Лена. Нет.
Катерина. Как он тогда может вам приказывать?
Лена. Так сложились обстоятельства.
Сергей. (за сценой) Я тебе говорю, он все правильно написал!..
Лена. Вы ранены?
Катерина. (отодвигает простынь, рассматривает себя) Не знаю. Мне ничего не объяснили. Возможно.
Сергей. (выбегает на сцену) Родился евреем – должен – носить – звезду! Я так считаю! (Лене) Читала «Майн Кампф»?
Лена. Нет…
Сергей. Я читал. Четкая вещь.
Входит Кристина.
Кристина. Сергей!
Сергей. Потому что евреи, понимаешь, это они выдумали монотеистичную хуйню, из-за которой мы все страдаем вот уже несколько тысяч лет! (останавливается перед Леной, некоторое время внимательно ее рассматривает) Нет, Лена. Я думаю, на самом деле ты читала.
Катерина. Я хочу, чтобы вы замолчали.
Сергей. Она…
Кристина. Хочет. Да.
Катерина. Все. Я не могу посчитать.
Пауза.
Катерина. Девяносто пять минус сколько… до восемьдесят девятого… этого шесть… нет, семь. Мне семь лет. Мы с папой на пляже. Где мама? С Владом в больнице. Его впервые похитили инопланетяне… психиатрическое отделение. Семь лет. Днепр теплый и весь зеленый – водоросли. Август? Июль? Говорю, надо вернуться до четырех – тогда показывают Супермена. Папа говорит, что с сегодняшнего дня в сериале новый актер – предыдущий упал с коня и сломал себе шею. Давай не смотреть вообще. Больше не смотрит – это уже на следующий день.
Лена. Катя, вам бы лечь.
Катерина. Нет, не имеет значения. Абсолютно не имеет значения. Какой-то месяц, смешно. Знать человека месяц – не знать его вообще.
Лена. Я позвоню Владу…
Катерина. Не надо! Не отвлекайте его. Нестабильная психика. Снова вспомнит про инопланетян.
Сергей. Или инопланетяне вспомнят про него.
Хлопнув дверью, входит Влад. Он не замечает никого их присутствующих.
Влад. Летит в отпуск, сука блядь нахуй!
Сергей. (Катерине) Это он про губернатора. Мое любимое.
Влад. Шесть месяцев поработал, можно и отдохнуть. Действительно, почему бы и нет, никакого же наступления нет, командовать войсками не нужно. Господи, как я ненавижу этот город.
Влад набирает номер телефона.
Влад. Давай, Катя. Хоть раз.
Нет ответа. Влад прячет телефон.
Влад. Я та не могу больше. Я хочу, чтобы это закончилось.
Кристина. Конкретизируй.
Влад. Что?
Сергей. Как это должно закончиться.
Влад. Без меня.
Кристина. Чем тогда ты лучше губернатора?
Влад. Если вы те, кто я думаю… я улечу дальше.
Сергей. (вздыхает) И с этим нам приходится работать.
Сцена освещается космическими проекциями. Влад, Катерина и Лена застывают на месте. Сергей и Кристина выходят на авансцену.
Сергей. Уважаемые зрители. Пожалуйста, возвращайте апельсины на сцену. Они понадобятся нам для следующей демонстрации!
Сергей берет два апельсина в руки, поднимает их перед собой.
Сергей. Два апельсина. Это важно. Два – основа человеческого искусства. Два – база трагедии. Начало, конец. Всегда конец.
Кристина. Ближе к теме.
Сергей. Да. Да. Жила-была планета… вот она, крутится вокруг солнца… планета, на которой все пошло по пизде. Сразу скажу – причину вы не узнаете. Не тут. Корпоративная тайна. Нам запрещено рассказывать. Даже не спрашивайте.
Кристина. Ты нормальный вообще?
Сергей. И на этой планете жили двое… Лена, сделайте вид, что вас нет… двое людей. И поскольку все – включая этих двоих, обречены, двое нас решили, что не будет большого вреда от эксперимента.
Кристина. Дай мне.
Сергей. Я важные вещи рассказываю, ты не видишь?
Кристина. Дай!
Сергей отдает Кристине апельсины.
Пауза. Кристина смотрит в зал. Поднимает руки с апельсинами.
Кристина. Начало и конец. Сотворение мира и Апокалипсис. Один и два. Мы сказали ему, что будем делать все, что он скажет. Все, что он пожелает. Мы надеялись, что, возможно, он сформулирует правильно. Может, нам прикажут сделать так.
Кристина выбрасывает второй апельсин за спину.
Сергей. Да они не поняли. Странная какая-то метафора. Выкинуть за спину – это что, вот так прямо символизирует «отменить»? Это скорее «забыть, выкинуть из головы».
Кристина. Мы надеялись, что он… попросит оставить только один апельсин.
Сергей. Хотя мы не уверены…
Кристина. … абсолютно не уверены…
Сергей. Что способны. Но можно попробовать.
Кристина. Вот только…
Сергей. Он не желал.
Кристина. И тогда мы начали план бе.
Кристина и Сергей уходят. На выходе Сергей останавливается, чтобы выключить вначале «космический» свет, потом – свет на сцене вообще.
Сцена ІІ
Свет включается – Влад и Катя сидят на площади Рынок, во Львове.
Катерина. Ты до сих пор?..
Влад. Да.
Катерина. Потому что я не собираюсь извиняться.
Влад. Знаю. Но не обязательно это говорить. Теперь я еще злее, чем был.
Катерина. Переживешь.
Пауза. Влад медитирует на пол, пытаясь держать себя в руках. Через некоторое время он накапливает достаточно самообладания, чтобы посмотреть на сестру.
Влад. Было страшно?
Катерина. Я ничего не помню. Отключилась сразу.
Влад. Да, но…
Катерина. Иначе. Чуть легче дышится. Мне казалось, это важно – идти навстречу, когда хочешь… ясно. По крайней мере, сам делаешь выбор. По крайней мере, оно тебя не сожрет… скорее всего. (Пауза) Не важно. Я узнала точные цифры. Сорок два человека.
Влад. У тебя там служил?..
Катерина. Тебя это не касается.
Влад. Я что, не имею права знать? Я, брат?
Катерина. Да имей ты хоть каплю уважения! Он мертв! Сорок два – все мертвы!
Влад. А ты жива – и я с тобой говорю! Хотя ты ни слова не сказала, куда едешь!
Катерина. Да, тебе скажи!..
Пауза.
Влад. Катя. Пожалуйста, не поступай так со мной.
Катерина. Ноги свои покажи.
Влад. Что? Я…
Катерина. Ноги. Обувь только сними.
Влад снимает обувь, демонстрирует ноги в носках.
Влад. И?
Катерина. В этом я теперь разбираюсь.
Влад. В ногах?
Катерина. И носках. Сколько пар на неделю нужно, чьи берцы лучше покупать, как следить за ними, к каким волонтерам обращаться, как лечить обморожение… важная информация, да? Пригодится по жизни?
Влад. Конечно. Да.
Катерина. От брехло.
Влад обнимает сестру. Та всхлипывает на его плече.
Влад. Мне жаль. Правда.
Катерина. Что тебе жаль?
Влад. Нас. Это не должно было с нами случиться.
Катерина. А с кем должно?
Влад. Ни с чем. Ни с кем не должно.
Катерина. Ты же украинец, Влад. Вспомни хоть одно поколение, с которым такого говна не было. Не можешь вспомнить?
Влад. Пытаюсь.
Катерина. Как только мы себе разрешаем подумать, что это наш Азенкур…
Влад. Азен-что?
Катерина. Азенкур. «Генрих пятый», ну.
Влад. Это там где он французов победил?
Катерина. Ага.
Влад. С меньшей армией.
Катерина. …и наш день Криспиана, как оп. День снова не наш.
Влад. Генрих пятый умер от дизентерии.
Катерина. Я об этом и говорю.
Пауза.
Катерина. Влад. Слушай. Я не понимаю, как… мы оказались тут.
Влад. Никто не понимает, Катя. Жизнь…
Катерина. Нет. Серьезно. Как мы тут оказались?
Влад и Катерина оглядываются вокруг.
Влад. Я думал, мы приехали сюда на выходные.
Катерина. На выходные во Львов? Прямо из больницы?
Влад. Ну… а как еще?
Катерина. Друзья-инопланетяне, ты говорил?
Из глубины сцены к ним приближаются Супермен и Скотинамен. Они одеты ангелами и покрашены золотой и серебряной красками, как живые статуи.
Катерина. Я чего-то большего ожидала.
Скотинамен. Взаимно.
Катерина. Как долго вы продаете наркотики моему брату?
Скотинамен. (Владу) Вот если бы ты ей не сердце вылечил, а нос удлинил сантиметра на три, она бы сразу поверила.
Катерина. Сердце? О чем он?
Скотинамен. И поумнела бы, возможно.
Катерина. Я вообще-то здесь!
Скотинамен. Я вижу, что ты здесь! И никаких надежд не оправдываешь, план бэ!
Катерина. План…
Супермен. Посмотри на меня, Катя. Вспомни.
Катерина. Еще и сеанс гипноза, прекрасно.
Влад. Катя, не говори с ними. Не смотри на них.
Катерина. Кореша-инопланетяне в перьях посреди Львова. Просто прекрасно. Хотела бы я, чтобы Лена тебя здесь увидела!
Супермен и Скотинамен вздыхают.
На сцене появляется Лена.
Скотинамен. Просила – пожалуйста.
Пауза.
Катерина. Подожди, подожди. Это не настоящий Львов и не настоящая площадь Рынок, а просто декорации… в больничной палате… после того как вы мне вкололи ширку?
Скотинамен. Настоящий Львов. Настоящая площадь.
Супермен. И ты помнишь нас, как врачей. Это хорошо. Вспоминай еще.
Лена. З-зачем я здесь?
Скотинамен. Она захотела.
Лена. Она?..
Скотинамен. Представляешь, у них это семейное.
Влад. Катя, пожалуйста, отойди от них. Не разговаривай, не смотри.
Катерина. (смотрит на Супермен) Ты…
Супермен. Правильно.
Катерина. (удивленно прикладывает руку к сердцу) Почему так больно?..
Супермен. Потому что тебе нужна это боль.
Катерина держится рукой за сердце, ей действительно очень больно. Влад берет ее за локоть, пытаясь повести за собой, но она не сходит с места.
Супермен. Он умер, и это больно. Вспомни, как это.
Катерина. Я и не забывала.
Супермен. Тогда скажи, как все изменить. Ты же хочешь, чтобы умершие вернулись, правда? Чтобы никогда не умирали?
Влад целует сестру в щеку и берет ее за другой локоть.
Влад. Прости. (Супермену и Скотинамену) Стойте на месте. Я так хочу.
Лена достает из кармана пистолет.
Скотинамен. Интересно девки пляшут…
Катерина. Что это значит. Влад?!
Влад. Помнишь хату с краю от нас?
Катерина. Какую еще хату?!
Влад. В селе. Ту, где хозяин прострелил себе ноги.
Лена делает несколько шагов вперед, направляет пистолет на ноги Катерины.
Катерина. Лена, вы что делаете вообще?!
Лена. Он сказал, так нужно.
Катерина. Да отпусти!.. Лена! Лена, вы не хотите этого делать!..
Лена. Конечно, не хочу. Но должна.
Катерина. Да блядь почему?!
Лена. Потому что, когда я прострелю вам ноги, Влад нас спасет. Он обещал. (ее голос звенит) Целый город, целое Запорожье… будет спасено от наступления, от войны… стойте ровно! (Пауза) Я видела, что он сделал с губернатором. Мы были на совещании. Я и губернатор. Ваш брат вошел, схватил его, подтянул к окну, и выбросил… и губернатор… губернатор полетел… в отпуск.
Катерина. Влад, ты что… ты совсем…
Влад. Да. Если это тебя спасет, да.
Катерина всхлипывает, безрезультатно пытаясь вырваться из рук Влада. Лена продолжает целиться. Катерина переводит взгляд на Супермена.
Катерина. Я тебя помню.
Супермен. (с ощутимым облегчением) Да.
Катерина. Правда, помню.
Влад. Замолчите!
Катерина. Ты тот милиционер, которого я встретила перед ГУМВС.
Супермен не может говорить, но взглядом демонстрирует бесконечную растерянность по поводу последней реплики.
Катерина. В январе. Да. Там еще… бус большой стоял, милиционеры в него грузились. Я как раз возвращалась с работы – и остановилась. Думала, может, стоит сфотографировать. Сообщить, что снова отправляют на Киев.
И ты там стоял, на другой, на моей стороне улицы. С какой-то пенсионеркой. Она спросила, куда милиционеров везут, и ты ответил, что на похорон. Привезли беркутовца, погибшего на Майдане. (Пауза) Говори со мной!
Супермен. Ты спросила, много ли погибших.
Катерина. И ты ответил, что много раненых. Коктейлями и брусчаткой.
Супермен. И ты смотрела на меня с такой ненавистью….
Катерина. Нет. Не с ненавистью.
Супермен. Не с ненавистью.
Катерина. Мне было пусто. Мне было никак.
Лена стреляет в Катерину: вначале одна, потом вторая нога.
Влад. Ты не чувствуешь боли! Я хочу, чтобы ты не чувствовала боли!
Влад отпускает Катерину. Она опускается на пол, шокировано глядя на кровь, которая выливается из пулевых отверстий в ее ногах.
Влад. Прости.
Лена. Ты обещал.
Влад. Твой город спасен. Запорожье спасено. Я так хочу.
Пауза. Катерина плачет, Супермен и Скотинамен стоят молча.
Лена. Все?
Влад. Я сказал.
Лена. (направляет пистолет на Влада) Тогда еще одно, последнее дело.
Влад. (со смехом) Что? Убить меня? Я ваша единственная надежда.
Лена. Ты инструмент. И свое задание выполнил.
Влад. Временно. Пока новый сосед не захочет поиграть в танчики. И что за «инструмент», Лена? Такой он, век атеизма? Грустно. Что, если я захочу превратить тебя в инструмент? В буквальном смысле?
Лена. (оглядывается на Скотинамена) Ты не сможешь.
Скотинамен. Истинно так.
Влад. Молчи, я сказал.
Скотинамен. Нет. Хочу в космос и хочу звездолет, и хочу, чтобы ты рот закрыл – это все ерунда. Настоящее желание у тебя было одно, и ты его использовал. Спас Запорожье, но кто спасет мир, вместе с которым Запорожье развалится через десять минут?
Влад. Мир не нужно спасать.
Скотинамен. Еще как нужно. И поэтому мы – здесь!
Лена делает шаг к Владу, направляя на него пистолет.
Катерина. Лена… пожалуйста, не надо.
Лена. Я смогу. Я смогу и это.
Катерина. Я знаю, что вы сможете. Но вы не должны.
Лена. Это военное время. У него свои законы.
Катерина. Время всегда одно.
Пауза.
Лена опускает руку с пистолетом, он падает на пол.
Лена. Да ну вас всех нахуй.
Супермен делает несколько шагов к Катерине, останавливается перед ней.
Супермен. Попроси вылечить ноги. Почему ты не просишь?
Катерина плачет, обнимая свои ноги.
Супермен. Давай!
Катерина. Вылечи мои ноги.
Супермен. Я так хочу.
Катерина. Я так хочу.
Пауза. Катерина медленно выдыхает с облегчением – они все еще лежит на полу в луже собственной крови, но ноги ее, очевидно, уже целы.
Катерина. Я потратила свое желание?
Супермен. Нет. Это тоже ерунда. Твое желание цело пока что.
Влад. Подожди, подожди… я понял. Вы не инопланетяне.
Скотинамен. Гений!
Влад. Вы не прилетели, чтобы забрать меня к звездам.
Катерина. Они прилетели, чтобы помочь.
Супермен. Только если ты сформулируешь правильно. Мы можем попробовать. Мы не обещаем, но мы будем очень стараться… помочь.
Влад. Есть идея. Может, мир без меня развалится не так быстро.
Скотинамен. Дружок, ты и так главный мудак в этой истории. Молчи.
Катерина. Молчи. Я знаю, что сказать.
Супермен. Две минуты. Внимательно слушаю.
Катерина медленно поднимается на ноги, все еще удивляясь тому, что они целы. Берет Влада за руки, приближается к Супермену и что-то шепчет ему на ухо.
Супермен. Но он и так с тобой. Тут, во Львове.
Свет внезапно выключается. Звук взрыва, прочие спекцэффекты – по желанию режиссера.
Сцена ІІ
Подсвечивая путь фонариками, Супермен и Скотинамен выходят на авансцену. После предыдущей сцены прошло не больше минуты.
Супермен. Нахуя?!
Скотинамен. Полегче, это моя реплика.
Супермен. Я сказал – две минуты, нахуя ты все сразу завалил?!
Скотинамен. Эффект.
Супермен. Какой еще эффект?!
Скотинамен. Неожиданности…
Пауза. Скотинамен играется с фонариком, пуская его луч по зрительному залу.
Супермен. Мы правда всех спасли?
Скотинамен. Не знаю. Но мы-то живы.
Супермен. Мы и не можем умереть. Теоретически.
Скотинамен. Странная была идея, вообще. Как и все твои идеи.
Супермен. Молчи.
Скотинамен. Сам молчи.
Супермен. Еще рот мне закрывать будешь?!
Скотинамен. Подожди. Я знаю, что тебя успокоит. (Пауза) Вот. Слушай… Запорожье – город в Украине, административный центр Запорожской области, расположенный на реке Днепр.
Супермен. Ага.
Скотинамен. Город, вместе с окрестными поселениями, составляет Запорожскую агломерацию. Население – 762 тысячи людей, площадь город 240 км².
Супермен. Ладно.
Супермен и Скотинамен медленно уходят вглубь сцены. Занавес опускается за ними, но голос Скотинамена еще некоторое время звучит.
Скотинамен. Является одним из наибольших административных, индустриальных и культурных центров юга Украины. Речной порт и важный транзитный железнодорожный узел.
Четвертый по величине индустриальный центр Украины с развитым машиностроением, черной и цветной металлургией, химической и строительной промышленностью…
ФИНАЛ
[1] Имеет ввиду поэму Т.Г. Шевченко «Катерина» — «Кохайтеся, чорнобривії, та не з москалями…»
[2] Нахуй іди (хуй тобі)
[3] Помилки у перекладі. Дуже сумно.