Конкурс новой драматургии «Ремарка»

Прорыв или камень, кинутый в болото?

На вечере «Ремарка после «Ремарки» обсудили недавно прошедший первый конкурс новой драматургии.

 

«Литературный понедельник» клуба «Бегемот» вчера привлек людей, заинтересованных в развитии театра в Петрозаводске. Удивило, что не было представителей СТД Карелии, впрочем, не было их и на конкурсе.

 

По замыслу инициатора вечера «Ремарка после «Ремарки»драматурга Галины Акбулатовой,  пьеса которой «Послушайте, как кричат муравьи!» вошла в шорт-лист конкурса, героем встречи должен был стать драматург. О непростых отношениях режиссера и драматурга пьеса «Сироты казанские», фрагмент из которой прочитали Галина Акбулатова и главный режиссер Национального театра РК Андрей Дежонов. Кстати, познакомились они на «Ремарке».

 

Галина Акбулатова и Андрей Дежонов

Что-то похожее на дискуссию вчера получилось, хотя, как это обычно у нас бывает, каждый говорил о своем, наболевшем. Но рефлексия сразу после завершения конкурса в любом случае полезна.

Режиссер Татьяна Московкина и театральный обозреватель Борис Гущин

Ростислав Чентемиров (справа). Его пьеса «Козлиная пьеса» вошла  в шорт-лист конкурса

Юлия Генделева и Олег Липовецкий

Вот некоторые прозвучавшие мысли и суждения.

Андрей Дежонов: – Прервавшийся когда-то диалог режиссера и драматурга привел к тому, что хромает сочинение спектакля. На «Ремарке» была огромная проблема с пьесами, которые были бы понятны широкому зрителю. Элитарные пьесы хороши для малой сцены, а моя проблема – большая сцена. Недавно мы показывали в Калевале спектакль «Дело святое», он про жизнь простых людей, понятен всюду. Хотелось бы, чтобы драматурги приходили чаще в театр и общались  с режиссером. Мы сейчас разделены некой пропастью. Моя задача – перекинуть мост через эту пропасть.

 

Во время финала «Ремарки» председатель жюри Михаил Дурненков остановил вспыхнувшую было после публичной читки пьесы «Последний звонок» Вячеслава Киреева  дискуссию о нецензурной лексике, сказав, что эту тему уже давно обсудили. Возможно, в столицах споры затихли, но не в  Петрозаводске. Вот  и на вечере в «Бегемоте», как и в финале конкурса, об этом вновь заговорил писатель Дмитрий Новиков, вспомнив опять-таки «Последний звонок»:

 

– На «Ремарке» замечательная пьеса получила первое место. Второе отдали пьесе с примитивным текстом, в которой со сцены ругаются матом. И это считается актуальным искусством?

 

Дмитрий Новиков, упомянув актуальное искусство,  привел известную цитату из романа Пелевина «Числа»

Про обсценную лексику в современной драматургии высказались едва ли не все, кто брал слово. Саша Сухова, арт-директор «Бегемота», категорическая противница мата в театре, который, как она убеждена, должен поднимать человека, а не опускать до уровня улицы. Инициатор «Ремарки» режиссер Олег Липовецкий против того, чтобы табуированная лексика всё время звучала на сцене, но если пьеса о сегодняшней жизни, считает он, не использовать ее невозможно: «Для меня всё, что оправданно, на сцене может быть». Так же думает и Андрей Дежонов. По мнению лауреата «Ремарки» Максима Берштейна,  причина такого резкого неприятия «Последнего звонка» кроется в том, что на публичной читке мы слушали текст, а на спектакле режиссер с актерами нашли бы способ избежать отторжения зрителями ненормативной лексики.

 

Затронули вчера самые разные темы. Много говорили вообще о театре, о проектах как способе его развития, о взаимоотношениях с чиновниками, о судьбах актеров уникального театра «ГРИМ», о том, что в Питере создана гильдия драматургов, войти в которую пригласили и петрозаводчан. И вновь возвращались к «Ремарке». Как возник этот конкурс?  Вот что рассказал Олег Липовецкий:

– Почему эта идея? Потому что люди, молодые, талантливые, уезжают из Петрозаводска – нет  среды, их творчество не поддерживается, не развивается. Хочется вывести на поверхность людей, которые хотят творить. Ключевое слово «Ремарки» – забота. Думаю, авторы это почувствовали по конкурсу, по семинару. Человек всегда возвращается туда, где о нем заботятся.

 

Надежда Шабликова смотрела финал конкурс  в онлайне

Надежда Шабликова, режиссер театра БЭСТ Карельской педакадемии, обратила внимание местных драматургов на студенческие театры: «Вам нужно рассмотреть этот потенциал. Они свеженькие, любят театр, бесплатно вкладываются».

 

Театровед, член жюри «Ремарки» Юлия Генделева

Член жюри «Ремарки», театральный критик Юлия Генделева выделила две тенденции в конкурсных пьесах: интерес к истории нашей страны, особенно революционного и постреволюционного периода и тему времени, которая неожиданно оказалась актуальной, например, в пьесе Игоря Васильева «13 февраля, год восемнадцатый».

 

Юлия спросила Олега Липовецкого:

– На какой итог «Ремарки» вы рассчитывали?

 

Олег Липовецкий

Олег ответил, что интерес к конкурсу оказался выше за пределами Карелии, поздравления пришли от многих известных театральных деятелей. А в нашей республике многие «Ремарку» не заметили, прежде всего театральное сообщество.

 

– «Ремарка» – камень, кинутый в болото. Бульк-бульк – и снова ряской затянуло, – не скрывал он своего разочарования.

 

Юлия не согласилась:

– Можно говорить о безусловном профессиональном успехе этого конкурса. Достойное количество хороших пьес – 17 вошли в шорт-лист.

 

Однако Липовецкий не захотел ставить победную точку:

 

– Пока основной цели конкурс не достиг. Может быть, через три года…

 

Такая неудовлетворенность результатом объяснима, когда планку ставят максимально высоко. На мой взгляд, – а наш интернет-журнал один из учредителей «Ремарки» – конкурс вне всякого сомнения удался, что подтверждают тысячи просмотров на нашем сайте пьес, вошедших в шорт-лист. Поразил высокий организационный уровень, профессионализм во всем – это заслуга арт-директора конкурса Олега Липовецкого, Центра культурных иницатив. С такими партнерами можно работать!

 

Осенью мы начнем принимать пьесы на второй конкурс «Ремарка». Финал пройдет в Петрозаводске 31 марта – 1 апреля 2014 года. Следите за нашими анонсами!

 

Фото Ирины Ларионовой

 

  • галина

    Театральный вечер в «Бегемоте» в исполнении Бориса Акбулатова можно будет увидеть на выставке пастели в зале художественной школы 22 апреля.

  • Дима

    Цитата: «Литературный понедельник» клуба «Бегемот» вчера привлек людей, заинтересованных в развитии театра в Петрозаводске. Удивило, что не было представителей СТД Карелии, впрочем, не было их и на конкурсе».

    На заметку: Юлия Генделева и Борис Гущин — члены секции театральных критиков СТД Карелии;
    Олег Липовецкий почти месяц репетировал читку пьесы в Доме Актера СТД Карелии;
    и уж если обсуждать «развитие театра в Петрозаводске», то лучше это делать не в ночном клубе, а в СТД Карелии.
    С уважением
    Дима

  • Игорь

    Добрый день! Поздравляю с хорошо проведённым конкурсом. Это событие, как бы к нему не относились театральные критики. Я не очень люблю публичные выступления, но Вячеслав открыл серьёзную тему. Хотел бы тоже по ней высказаться.
    Чем мне понравился этот конкурс и его отличие от многих других, ныне существующих:
    Это конкурс для драматургов. Реальный большой театр. Великолепные артисты, даже на читках показывающие характеры героев. Жюри, которое является для драматурга профессиональным, то есть — опытный драматург, чьи пьесы поставленны в нескольких театрах, молодые режиссёры и даже главный режиссёр театра, что очень важно. То есть люди, от чьих мнений и решений МОЖЕТ зависеть постановка. Общение в этом круге для драматурга жизненно важно. Немного не хватает высказываний и оценок театральных критиков, а так всё замечательно. Победители же и финалисты Одного или Нескольких конкурсов — это всего лишь победители конкурсов. Я очень рад что в неформальной обстановке мог поговорить с Вячеславом Киреевым и Юрием Лукиным. Это хорошие разговоры. Полезные и приятные. ради таких знакомств и ездишь на конкурсы. Но судить меня и других конкурсантов лучше оставить людям СТАВИВШИМ спектакли. И тем, кто с ними плотно работает. Ведь наша цель — это сделать пьесу, на которую театр готов потратить немаленькие деньги и показать её зрителям. Это важно. Что бы конкурс был не только ради победы и… всё. Учиться необходимо у тех, кто уже доказал свою причастность к работе в театре. Это очень важно. так же хотелось, чтобы театральные критики смогли дать анализ пьес финалистов. Драматурги умеют читать между строк и применят эти замечания к своим собственным творениям.
    Этот конкурс оставил много положительных эмоций. Общение, которого не хватает людям, живущим в своём мире, за письменным столом.А слёзы, что катились по щекам Учительницы из пьесы Вячеслава, до сих пор перед глазами. Автору надо ЭТО видеть. Спасибо. Если возможно- не меняйте формат, кроме театральных критиков. Если Михаил по каким -то причинам не может присутствовать на следующей ремарке, пригласите, если это возможно такого же опытного драматурга. И не из Северо-Запада. Это правильно. Успехов вам. Спасибо)))
    Игорь Васильев

  • Вячеслав Киреев

    Я не согласен с Олегом, «Ремарка» — это не камень в болоте, это первый шаг и довольно успешный. Это огромное достижение.

    В следующем году, мне бы хотелось, чтобы финалисты «Ремарки» стали членами жюри конкурса, новые финалисты — в следующем и так далее, чтобы это стало правилом для всех последующих конкурсов. Чем больше оценок — тем точнее результат.

    Еще одно предложение — чтобы финалисты конкурса в обязательном порядке принимали участие в подготовке к читке своей пьесы, например, за день до финала. Это участие должно стать обязательным условием, чтобы драматурги имели возможность пообщаться с режиссером, с актерами, что-то обсудить, пояснить и т.п. Чтобы это стало частью драматургической лаборатории конкурса «Ремарка», чтобы успешный драматург творил не в отрыве от производства, а был вовлечен в него.

    Последнее, на мой взгляд важное и нужное дополнение. Авторы должны принимать участие в конкурсе под псевдонимами. Побеждать в конкурсе должны пьесы, а не авторы.

  • Вячеслав

    Здесь группа гильдии драматургов в Петербурге: http://vk.com/club36953444. Приглашают петрозаводских драматургов зарегистрироваться в этой группе.