Конкурс новой драматургии «Ремарка»

Лотерея

Монопьеса

СЦЕНА ПЕРВАЯ

На сцену вбегает человек в радостном возбуждении.

Я выиграл в лотерею! Представляете? Я сам не поверил. Стал проверять – да, да, всё точно! До сих пор не верится. Ощущения странные – и радость, и какой-то щенячий восторг, и одновременно страх, что это какая-то ошибка, что это неправда. На секунду задумаешься: вдруг это сон, вдруг это всё мне приснилось?.. Закрываю глаза, открываю… Нет, не приснилось! Всё правда! Невероятно!.. (пауза) Многие знакомые участвовали раньше, а я никогда. Никогда до этого момента. Многие, наоборот, ни разу не участвовали и отговаривали. Знаете, есть такие типы, которые сами ничего не делают и других отговаривают? Мол, без шансов, только время тратить, ты не понимаешь, во что ты ввязываешься, как бы чего не вышло, и тому подобное. Ну, вы знаете… А мне времени-то не жалко, что бы я вместо этого делал? Все равно сидишь, варишься в собственном соку, почему бы не попытаться? Но я тоже сомневался. Честно скажу, как на духу: сомневался. И без лотерей всяких вроде неплохо живется. Чего мне не хватает? Всё есть! Мне многого и не надо было поначалу. Тем более шансов и правда мало: один из двухсот миллионов или что-то вроде того. Можете себе представить? Один из двухсот миллионов! Это как найти иголку в стоге сена. Или отстегнувшуюся сережку на дне озера. Или… даже не знаю что. В общем, я думал. Размышлял… И тут – как будто щелкнуло что-то в голове – я смогу! Иногда ты не понимаешь, откуда в тебе ни с того, ни с сего вдруг возникает страшная уверенность в своих силах. Еще минуту назад ты взвешивал все «за» и «против» или вообще не думал ни о чем таком, и вдруг тебе становится очевидно, что выбора уже нет, потому что он уже сделан. Кажется, что он сделан тобой, а на самом деле, наверное, судьба… Вот и здесь — не знаю, откуда мысль такая шальная явилась, но в какой-то момент я ясно себе сказал: а почему бы нет?  Чем я хуже других, собственно говоря, — тех, кто пытается? Да ничем! И я пошел туда. Потом побежал. Припустил со всех ног. И что же? Оказалось, что желающих поучаствовать гораздо больше, чем я себе представлял. Честно говоря, я вообще плохо представлял себе, что это за лотерея… Думал, шары будут выпадать, там, или заполнять что-то придется, числа угадывать… Ничего подобного! Всё было гораздо более странно. Сейчас расскажу. Так вот… Прибегаю, а там творится нечто невообразимое. Не люблю толчею, скажу вам честно, но там было просто столпотворение. Все пихаются, хаос полнейший… Думал, затопчут, честное слово. Под напором толпы затянуло куда-то, понесло в общем потоке… Бегу, не разбирая дороги. Пока бежал, народу вокруг поубавилось немного. Кто-то давно отстал, кто-то не туда побежал, кто-то от усталости на месте стоит, только всем мешает. Но самые резвые бегут. Вообще больше похоже на марафон, чем на лотерею. Только в марафоне побеждает тот, кто первым приходит к финишу, а нас целая толпа таких была. И вот что я вам скажу: еще в толпе я понял, что я победитель. Гнал от себя эту мысль, чтобы не сбиться с темпа, но в глубине души уже осознавал: я выиграл. Не могу это объяснить. Интуиция, что ли… Поэтому когда я вошел в эту клетку для победителей, я уже был готов к этому. Все пустые сомнения, откуда ни возьмись, возникли потом, а в тот момент я был абсолютно уверен в себе и чувствовал себя настоящим героем. Это ж надо! Такой куш еще никто никогда не срывал, по крайней мере в этих краях. Кстати, приз, как я понял, дадут не сразу, надо подождать, таковы правила. А я не тороплюсь! Мысли о том, что я выиграл, мне пока вполне достаточно. Вот отдохну немного и разберусь во всем. Времени полно… Время еще есть…

Затемнение.

 

СЦЕНА ВТОРАЯ

В последнее время я сильно изменился. Прошел какой-то месяц с тех пор, как я выиграл в лотерею, а кажется, что прошла целая вечность. Время течет так медленно… Оно и раньше текло медленно, но сейчас, когда я стал победителем, я стал обращать на это особое внимание. Приз пока не дают и даже не сообщают, каков он, но меня это как будто и не волнует. У меня чувство, что за этот месяц я стал совершенно другим. Не внешне, нет, хотя мне кажется, что и внешне тоже… Но главное – то, что происходит внутри. Я стал спокойнее, рассудительнее, перестал забивать себе голову пустяками. С одной стороны, мне кажется, что я просто взрослею, а с другой стороны, я как будто стал терять себя самого. Того, прежнего. Как будто я – не совсем я. Во всем виновата эта лотерея. Я часто задаю себе вопрос: может, не надо мне было в ней участвовать? Жил бы себе спокойно, как все остальные, и не рвался бы никуда. Живут же так сотни, тысячи – ничем не интересуются, ни к чему не стремятся… Я сейчас иногда думаю, что я тоже так мог бы. Зачем мне все это? Ощущение, что ты избранный? Да, это приятно. Но этого мало. Представьте себе, этого мало… Хочется чего-то большего. Когда живешь и ни к чему не стремишься, кажется, что ничего тебе и не нужно. Ни-че-го. А потом какой-то импульс, толчок, удача – и ты уже не понимаешь, как ты жил раньше. Достиг чего-то и уже хочется еще, еще, только бы не останавливаться, только бы не упустить… Не хотелось ничего, а теперь хочется всё. Никакой середины. Вы меня понимаете? Победа придает уверенности. Открываются новые горизонты. Ты еще не понимаешь своих перспектив, но они уже будоражат тебя, не дают покоя. И дело не в призе, хотя и в нем тоже. Неважно, что это за приз, главное – чувство, что ты можешь многое, что теперь-то тебе всё по плечу. Ты уже выиграл – и, выиграв, ты вырвался из прошлого с его трудностями, ошибками, сомнениями. Ты преодолел его – и теперь перед тобой только будущее, и оно в твоих руках… (пауза) Бывает, проходит несколько минут, и ты вдруг ощущаешь всё совсем иначе. Вроде бы никаких изменений вокруг, ничего не произошло, а ты мыслишь уже по-другому и никак не можешь воссоздать того недавнего чувства, которое казалось таким естественным. Ясно осознаешь, что от тебя на самом деле ничего не зависит, и не понимаешь, как еще пять минут назад тебе казалось, что весь мир лежит у тебя под ногами. Да, ты победитель, ну и что? Тебе просто повезло. Стечение обстоятельств. Даже если не просто повезло – да, ты пытаешься убедить себя в этом, но уже сам себе не веришь, — то что из этого? Это же не означает, что так будет и дальше. Ты понимаешь, что надо что-то делать, надо что-то делать… Но даже сама мысль о том, что надо что-то делать, напрягает тебя. Всё уже кажется бессмысленным, о чем ни подумаешь. Ты пытаешься понять, что же произошло, и не находишь ответа. Тогда ты просто начинаешь ждать. Ловить импульсы в пространстве. Иногда это помогает найти нужное ощущение. А иногда все происходит само собой. Снова какое-то мгновение, которое ты не можешь уловить, и снова все меняется… (пауза) Кто управляет нашими желаниями? Мы сами? Невозможно взять и захотеть что-либо. И при этом каждый из нас чего-то хочет… Как это происходит? (пауза) Сейчас я хочу только одного: узнать, что будет дальше. И я обязательно узнаю. Я во всем разберусь. Со временем…

Затемнение.

 

СЦЕНА ТРЕТЬЯ

Вас когда-нибудь посещало чувство необъяснимой тревоги? Когда нет никаких явных причин для беспокойства, а при этом вы чувствуете, что что-то не так. Какие-то смутные нехорошие предчувствия бродят в вашей голове, вспоминаются какие-то неприятности, вам кажется, что обязательно должно случиться что-то плохое… Бывало? Вот у меня сейчас так. Объяснить я это не могу. Спрашивается – чего мне сейчас беспокоиться? Всё хорошо – я сижу в камере, меня никто не трогает, я тоже никого не трогаю, масса свободного времени. В конце концов я победитель лотереи – о чем еще можно мечтать? И все равно от этого дурацкого ощущения, что что-то должно случиться, никак не избавиться… Разве я раньше не говорил про камеру? Странно… Это условие лотереи. Победитель помещается в просторную камеру, где он в течение какого-то времени ожидает своего выигрыша. Я не знал об этом правиле, но вообще-то я ничего не имею против. Мне здесь даже нравится. Довольно уютно. Мне вообще стало нравится одиночество, когда никто не лезет к тебе с дурацкими вопросами и советами и не мешает размышлять. Тем более что ощущение одиночества, по-моему, не зависит от того, находишься ли ты в толпе или сидишь где-то один. Я и раньше чувствовал себя самодостаточным, что ли, а теперь и подавно. Нет, я, конечно, понимаю, что невозможно полностью отрешиться от всех других, да это никому и не нужно, но отсутствие общества меня особо не беспокоит. Еще бы избавиться от этого чувства тревоги, которое иногда накатывает на тебя ни с того, ни с сего и отравляет твое сознание… Не пойму, что не так. Всё хорошо, спрашиваю я себя? Да, всё хорошо. Что-то вокруг не так? Да нет, всё так. Но ты боишься, что произойдет что-то плохое? Да, я боюсь… Вернее, нет, я не боюсь, потому что я не знаю, чего мне бояться. В этом весь и фокус. Кажется, я понял! Меня пугает неизвестность и невозможность предсказать будущее! Ни один из нас достоверно не знает, что будет с ним или с кем-либо другим через пять минут. Чаще всего мы просто об этом не задумываемся и не ощущаем шаткости существования. Если же вдруг это ощущение проникает в нас, нам потом очень трудно с ним расстаться. (пауза) Все-таки я очень сильно изменился. Раньше был готов бежать куда-то сломя голову, а теперь предпочитаю раздумья в теплой, комфортной обстановке… Думаю, что если бы сейчас мне сказали, мол, иди, поучаствуй в лотерее, я бы отказался. Впрочем, кто знает – возможно, я рассуждаю сейчас так, поскольку я уже участвовал и победил. Если бы не участвовал, может, был бы азарт, как тогда. Вообще такой шанс, конечно, выпадает один раз в жизни. Один из двухсот миллионов, уму непостижимо! Всё, к черту сомнения и тревоги, буду жить как победитель. Я же счастливчик, разве нет? Это ведь неспроста, это всё для чего-то нужно. Это не может быть простой случайностью. Случайностей не бывает, прошлое и настоящее происходит для того, чтобы было будущее. А что у меня в будущем? Вот о чем надо подумать. Вот чем я займусь в ближайшее время…

Затемнение.

 

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ

В прошлый раз я, кажется, говорил, что в жизни не бывает случайностей? Глупость и чепуха! Вся жизнь – череда случайностей. Я это понял и ответственно вам заявляю. Конечно, каждый из нас изо всех сил старается не верить в это. Еще бы – эта мысль разбивает логику нашего существования. Мы выстраиваем свою жизнь по определенным правилам, используя свой и чужой опыт. Мы знаем, что если мы будем правильно питаться, мы проживем долго. Мы знаем, что если мы будем упорны в достижении своих целей, мы их достигнем. Но посмотрите статистику: из тех, кто ведет здоровый образ жизни, довольно многие умирают, не достигнув старости. И наоборот, есть масса примеров, когда те, кто и не думает о своем здоровье, живут долго и счастливо. Талант и упорство не гарантируют достижение целей. Нет, кому-то, безусловно, удается добиться многого именно талантом и упорством. А другим удается достичь того же самого и без таланта, и без упорства. В жизни нет логики! Она управляется совсем по другим законам. Означает ли это, что мы не должны принимать во внимание правила и опыт? Нет, конечно. Более того, у нас нет другого выхода. Мы иначе просто не умеем. Мы строим свою жизнь по одним законам – тем, которые нам свойственны, а она функционирует по иным законам – законам случайности, которые мы не можем познать. (пауза) Принять эту мысль довольно тяжело. Зато когда принял, становится чуть легче. Перестаешь задавать себе вопросы вроде «Почему я так старался, а у меня ничего не вышло?» или «Я не прилагал никаких усилий, а у меня получилось, за что это мне?». Еще чаще такими вопросами задаются те, кто терпят мучения: «За что?». Ни за что. Просто так. (пауза) Вчера вдруг я подумал, а не уйти ли мне отсюда. Просто молча покинуть эту камеру, никому ничего не объясняя, и всё. Да, мне здесь комфортно, я здесь привык, меня с этим местом многое связывает, но что с того? Я подумал: я здесь нахожусь в ожидании приза, а зачем мне этот приз, я ведь всё уже себе доказал. Я даже сделал несколько шагов в сторону выхода, но потом остановился. Остановился, потому что вдруг явственно понял, что на этом все кончится. Что будет дальше, мне ясно. А если я останусь, то будет что-то, чего я не знаю. На самом деле это и есть главный жизненный стимул. Пока тебе интересно то, что будет дальше, пока ты надеешься на то, что ты еще не сказал своего последнего слова, ты живешь. Как только интерес пропадает, жизнь угасает. Я понял, что я не смогу уйти. И я остался. Я не знаю, что будет, когда я получу свой приз. Но я хочу это знать, поэтому я все еще здесь. И теперь я уверен, что останусь здесь столько, сколько потребуется. До самого конца.

Затемнение.

 

СЦЕНА ПЯТАЯ

Постоянно хочется есть. Странно – раньше я не замечал за собой такого аппетита. Кстати, тут хорошо кормят. Иногда буквально подумаешь о чем-то, и – раз, тебе это дают. В этом еще один плюс пребывания в этой камере. Вообще здесь мне очень комфортно, я уже говорил. Помимо чисто бытовых удобств, есть еще одна вещь, которую мне трудно объяснить даже самому себе. Я подсознательно ощущаю, что мне здесь рады. Несколько раз я ловил себя на мысли, что я как будто купаюсь в любви. (пауза) Ерунду говорю, да? Да, наверное, со стороны именно так и выглядит. Мол, посадили в камеру, а он еще радуется… Ничего не могу с собой поделать. Очень приятное чувство. Я задумался тут: а бывал ли я так же счастлив до того, как попал сюда? Нет, не бывал. Представляете? И когда я стал победителем, я тоже не испытывал ничего подобного тому, что я иногда испытываю сейчас. Я не говорю, что я здесь постоянно пребываю в эйфории, нет. Ощущение, что ты счастлив, всегда мимолетное. Но оно ко мне приходит – вдруг, из ниоткуда. Самое сложное – это даже не поймать его, нет… А раствориться в нем! В последнее время у меня стало получаться. И вот что я скажу: главное – ни о чем не думать! Некоторые начинают задумываться о своем счастье, пугаться своего состояния или, наоборот, бояться, что вслед за ним обязательно наступит что-то плохое, — и всё сразу рушится. Вообще никогда не думайте о плохом – это лучший рецепт для поддержания нормального состояния духа. Думаете вы о будущем хорошо или плохо, не имеет значения. Всё равно всё произойдет так, как произойдет. А вот то, что происходит здесь и сейчас, вы своими мыслями о плохом разрушаете. (пауза) Раньше временами мне казалось, что я пессимист, а теперь я точно знаю, что я оптимист. Нет, конечно, поводов для пессимизма я и сейчас вижу предостаточно, но я стараюсь не сосредотачиваться на этом. Простой пример: можно в один прекрасный момент решить, что приз будет совсем не таким, как ты ожидаешь. Или что его вообще нет. И что? Эта мысль отравит всё дальнейшее существование, а на приз никак не повлияет. Если он есть, конечно… (пауза) Интересно… Мне как-то не приходило в голову, что приза может и не быть… Зачем я тогда здесь? Стоп! Вот уже неправильный ход мыслей, о котором я как раз и говорил. Мне ведь сейчас, в данный момент, хорошо? Хорошо. И это самое важное! Нужно жить настоящим. Не прошлым, потому что оно прошло и его уже не изменить. И не будущим, потому что оно от нас почти не зависит. Прошлое и будущее не имеют значения. Наша жизнь происходит сейчас. Я живу сейчас. Меня кто-то любит сейчас. Я счастлив сейчас. Сейчас… Сейчас…

Затемнение.

 

СЦЕНА ШЕСТАЯ

Немного надоело ждать. Говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять. Пожалуй… Вообще положение странное: столько времени жду, а чего жду, не знаю. Иногда кажется, что ждать бессмысленно. Но и бежать при этом никуда неохота. Противоречивая я личность. Сам себя не пойму, и чем дальше, тем больше… (пауза) Вчера я вдруг обратил внимание, что камера моя в последнее время как будто уменьшилась в размерах. Как они это делают? А может, показалось… Нет, мне не тесно и по-прежнему уютно, но ощущение, что пространство вокруг меняется… Прислушался – услышал какие-то звуки, которых раньше не замечал. Или просто раньше не прислушивался? (пауза) Я решил воспринимать все происходящее со мной как испытание, которое не каждому дано пройти. На первом этапе отсеялось двести миллионов участников. Но это еще не триумф. Второй этап – самый важный. Ты уже ни с кем не соперничаешь, ты должен победить самого себя. Это непросто, но на этом этапе сдаваться просто глупо. Я в себя верю и не вижу причин, по которым я мог бы прекратить участие в этой игре. Это ведь игра, в которой надо проявить свои лучшие качества, я так это понимаю. Когда-то нужно было проявить волю, теперь – терпение. И то, и другое во мне есть… Я вообще не вижу ничего такого, что было бы мне не по силам. Вы скажете, завышенная самооценка? Я знаю… Лучше чуть завышенная, чем заниженная. Те, у кого заниженная самооценка, редко когда добиваются чего-либо. А уж тем, у кого самооценка завышена, они проигрывают почти всегда. Есть один секрет… Какая бы низкая ни была у вас самооценка, не показывайте этого. Можно думать о себе всё что угодно, но говорить о себе нужно чуть лучше, чем есть на самом деле. Я так и делаю, и, как видите, мне это помогает не только побеждать, но и верить в будущие победы. (пауза) Всё-таки я очень изменился с того момента, как выиграл в лотерею. И продолжаю меняться, я это чувствую… Это здорово, потому что только перемены развивают. Когда ничего в тебе не меняется, ты перестаешь чувствовать. И дальше уже не можешь ничего изменить сам. Со мной столько всего произошло за эти месяцы, что я совсем не боюсь новых перемен. Наоборот, мне становится только интереснее, что же будет дальше – завтра, послезавтра и особенно когда придет срок получать приз. Этот момент всё ближе и ближе. Не могу объяснить, почему я так уверен в этом… Но интуиция подсказывает мне, что больше половины игры уже позади. Надо начинать потихоньку готовиться к самому главному…

Затемнение.

 

СЦЕНА СЕДЬМАЯ

Всё-таки не пойму, как тут всё устроено. Странное помещение… Вчера уперся ногой в стену – оказалось, что она упругая. Раньше я этого почему-то не замечал… За стеной какие-то голоса. Что-то там происходит, а что – понять невозможно. Приз по-прежнему не дают, но меня не покидает ощущение, что ждать осталось не так уж и долго. Надо быть готовым в любой момент. (пауза) Я тут подумал, что мало получить приз, важно еще им правильно распорядиться. Это ведь тоже испытание… Кто-то от успеха теряет голову и пускается во все тяжкие, кто-то трясется над выигрышем, сдувает с него пылинки и перестает замечать что-либо вокруг, а кто-то вообще не знает, что ему теперь делать с этим призом. Я решил, что уж коли я победитель, надо будет своим выигрышем поделиться с другими. А что? Мне не жалко. Пусть радуются! Приятно ведь, когда всем вокруг хорошо! Нет, можно, конечно, потратить весь приз на себя. А смысл? Для этого ли устраивается лотерея? Вряд ли, хотя, конечно, кто знает… Несмотря на всю случайность выигрыша, наверное, все-таки в лотерее есть смысл только тогда, когда победитель не растрачивает свой приз впустую. Стать единственным счастливчиком из двухсот миллионов, получить приз и – остановиться на этом? Забиться в угол или, наоборот, начать демонстрировать всем свое превосходство? Лелеять свое «я»? Возможно, так кто-то и делает, но это точно не то, чего бы мне хотелось. И мне неважно, как поступают в моем случае все остальные. Никогда не хотел быть, как все, и сейчас не буду. Знаете, я всегда внимательно слушал, что говорят другие, но при этом всегда сам решал, как мне поступить. Думаю, что и в этот раз я сделаю так, как посчитаю нужным. (пауза) Мне тут пришла в голову одна мысль… После того, как я получу свой выигрыш, я тоже устрою лотерею. Не сразу, конечно, а когда буду морально готов. Для этого нужны желание, силы и чувство ответственности. Я только недавно понял, какую ответственность берут на себя те, кто устраивают такие лотереи. Возможно, не все из них до конца понимают свою ответственность, кто-то делает это ради развлечения, но в результате-то они – ни много ни мало – меняют мир. Каждый из нас – часть мира и как-то на него влияет, но только те, кто устраивают лотереи, создают победителей – тех избранных, кто наверняка способен что-то в этом мире изменить. Если даже я не тот, кто изменит мир, возможно, я смогу дать шанс на это другому победителю… Но это будет нескоро… Я еще поборюсь сам… Да, я еще поборюсь…

Затемнение.

 

СЦЕНА ВОСЬМАЯ

Скучно! Вы не представляете, как тут скучно. Ничего не происходит, а ведь я люблю разнообразие. А какое тут может быть разнообразие, в этой камере? Целыми днями только ем да сплю. За время своего сидения здесь поправился невероятно. Видел бы меня кто-то из моих старых знакомых, никогда бы не узнал… (пауза) А главное, поскольку нечего делать, ничего не остается другого, кроме как копаться в собственных мыслях. Копаешься, копаешься… Не самое веселое занятие… Вчера я снова попытался намекнуть, что хорошо бы с призом не затягивать. Постучал в стены камеры. И хотя никто не откликнулся, знаете, я вдруг почувствовал, что про меня не забыли, что всему свое время и что скоро всё закончится. Не могу объяснить, как я это понял… Внутренний голос, что ли… Вообще слушайте свой внутренний голос. Особенно когда решаете что-то предпринять. Или наоборот, когда решаете ничего не делать. Мы все привыкли доверять своему разуму, потому что движения разума нам понятны. Но если что-то кажется нам необъяснимым, то это не значит, что этого не существует. Мы просто мало что знаем. Вот я, например, ничего не знаю о призе, который я выиграл. Откуда же во мне такая уверенность, что это будет что-то не просто необычное, но и прекрасное? Что приз станет началом долгого и интересного пути? Что я не напрасно сижу здесь все это время, а набираюсь опыта, который мне пригодится? Ниоткуда! И я цепляюсь за это «ниоткуда», потому что чувствую, что это выше всех тех знаний, которые у меня есть и которые еще будут. Никакие знания не поддерживают так, как поддерживает вера, складывающаяся как будто бы из ничего. Мы не можем жить только разумом, мы ведь не машины. У нас есть душа. Душа может петь, а может плакать, и никакой разум не может на нее повлиять. Кем бы мы были, если бы у нас не было души? А? Ну кем? (пауза) Иногда мне кажется, что кто-то снаружи этой камеры слушает то, что я здесь делаю. В такие моменты я затихаю и стараюсь не шевелиться. Пусть думают, что я спокойно жду своего приза.

Затемнение.

СЦЕНА ДЕВЯТАЯ

Странное дело. Я перестал понимать, как я сюда попал. Вроде была ведь дверца, но я не могу ее найти. Камера стала совсем тесной. Куда ни повернусь, всюду упираюсь в стены. Долго я тут не протяну… Приз, приз, приз! Что это за лотерея такая, где завоеванный приз нужно ждать столько времени? Я больше не хочу ждать! Не нужен мне приз, хотя бы выпустите меня отсюда. Еще рано? А если потом будет уже поздно? (пауза) Я знаю, что иногда мы должны пройти испытание терпением, но как же это тяжело… Как медленно порою тянется время, когда мы чего-то очень ждем, и как быстро оно мчится, когда мы счастливы. Время вообще странная штука. Иногда кажется, что его придумали специально для расчетов, а на самом деле его не существует. А иногда наоборот – как будто чувствуешь время кожей, как будто оно проходит сквозь тебя словно тысячи мелких иголок. Кому-то, возможно, этот промежуток времени, что я жду приза, показался мигом, а для кого-то это долгий путь, гораздо более длинный, чем я могу себе представить. Не думать о времени, не замечать его – как этого добиться? Особенно когда его так много позади и оно висит над тобой своим грузом. Можно научиться не смотреть на часы, но как избавиться от ощущения времени? (пауза) Я просто не буду думать о том, сколько я здесь нахожусь. Всё равно это когда-нибудь закончится, и я не сомневаюсь, что уже скоро. Просто существовать, не задумываясь о том, сколько всего позади и сколько тебе еще осталось… Просто существовать…

Затемнение.

 

СЦЕНА ДЕСЯТАЯ

Ну, вот и всё. Пора! Дождался! Моему заточению пришел конец. Я ухожу за призом. Знаете, что я понял? Любой, абсолютно любой, конец является в то же время началом. Впереди – начало, и это здорово! (пауза) Немного грустно покидать эту камеру, я как-то уже привык здесь. Но дальше здесь находиться просто опасно, совсем нет свободного пространства, и что-то неведомое подталкивает меня к выходу. Немного страшно, что же будет там, дальше. Здесь всё так спокойно, так определённо, а там что же? Как я буду один, со своим призом? Что мне с ним делать? Надеюсь, мне помогут, хотя бы поначалу… (пауза) Когда я пройду сквозь эту узкую дверь, я потеряю весь свой опыт, который я накопил за время своего ожидания. Произойдет обнуление, но что-то я все-таки надеюсь сохранить. Не может же быть, чтобы всё, чего я достиг здесь, полностью пропало. Нет, что-то останется, я уверен. Что-то, что было во мне изначально, никуда не может деться. (пауза) Камера начинает сжиматься, а это значит, что мне пора на выход. Это страшно, но я и это пройду. Я ведь выиграл эту лотерею, значит, я должен через это пройти. (Разворачивается, чтобы уйти, затем вновь поворачивается к публике.) Вот еще что. Самое главное! Вы должны помнить, что вы все – каждый из вас – победители! Каждый из вас был на моем месте и получил свой приз. Дорожите им, цените его, делитесь им с другими. Ну, всё, а теперь я пошёл (медленно протискивается за кулисы; раздается крик младенца) …

Занавес.

 

  • Ю.Лугин

    Для меня монопьесы — высший пилотаж драматургии. Это то же как нужно написать, как сыграть и как найти сценическое решение, чтобы час-полтора держать зрителя в напряжении! Респект автору уже за то, что эта пьеса есть и она попала в шорт.
    Но… Для меня это не пьеса, а в лучшем случае экзерсис. Довольно быстро понял, чем все закончится и интересно стало лишь одно: как автор сохранит интригу и какими намеками-деталями замотивирует якобы неожиданный финал. То есть интерес не зрительский, а… другой. Ушлый зритель, знающий, чем все закончится, увидит изнанку, швы, где какие нитки торчат, и кого-нибудь в зале на скабрезный смех по любому пробьет. Не потому что зритель маргинальный, а потому что вытаскивать философский подтекст из скабрезного анекдота (в основа сюжета именно скабрезный анекдот) — уже смешно. Зритель, который останется в неведении до финала, вряд ли по ходу действия поймет, а что, собственно, и главное — зачем, ему со сцены показывают. Причем авторская глубина и философия будет раздражать именно недомолвками. Когда текст перед глазами, после финала можно пробежаться в обратном направлении и получить эстетическое удовольствие от неплохо проделанной работы, но по памяти пробежаться по услышанному вряд ли получится. И главное… Я, конечно, тот еще режиссер, но сценического решения для этой пьесы не вижу. Кроме двух, на мой взгляд, ненужных и не имеющих смысла. Это либо пьесу играть в полной темноте (в лучшем случае — на сцене проекционный экран, на котором «булькают» пятна Роршаха). Либо это будет комедия: герой — пухленький лысый толстячок… Что противоречит содержанию пьесы и обернется глумлением и ерничанием над авторским материалом, а зритель увидит запредельно пошлое действо, рядом с которым «Кривое зеркало» отдыхает.

  • Кластер

    По началу видно, что сделано по мотивам анекдота — сперматозоид выиграл гонку. Ни остроумия, ни креативности, ни особого замысла. Кроме задумки, позаимствованной из того же анекдота. Может, кого-то это прикалывает? Не меня.

  • Яна

    Понравилось! Конец эффектный. Размышления интересные. С удовольствием прочитала, читается легко.

  • Сергей

    Размышления эмбриона? Забавно. Правда, смысла особого не обнаружил.

  • Ольга

    Мне понравилось! Интересно, автор -женщина?