Cтихотворная строка Пушкина невольно всплыла в памяти при знакомстве с программой Пятого Международного фестиваля искусств «Белые ночи Карелии». И реальность оправдала ожидания.
С первых шагов фестиваля, создателем которого был и остается художественный руководитель Карельской филармонии Виктор Горин, определилась его концепция: фестиваль это прежде всего праздник, дарящий радость открытий, а потому он должен быть ярким, запоминающимся как по представленным именам, так и по содержанию программ концертов. За пять лет Горин ни разу не изменил главной цели, каждый новый виток фестиваля становится для слушателей тем восклицательным знаком завершения концертного сезона, которого ждут, предвкушая сильные эмоциональные переживания.
Особым моментом фестиваля стал вечер открытия – 11 мая. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и его легендарный руководитель Владимир Спиваков не нуждаются в рекламе. Уже давно они стали символом Музыки во всем мире и априори обречены на успех. Оркестр не первый раз в нашем городе, но за прошедшие годы его состав практически полностью обновился, мы увидели новые и почти сплошь молодые лица. Молодежь с обожанием внимает Маэстро, артистически включаясь в предлагаемые творческие обстоятельства. В прозвучавшей программе яркой точкой стала «Прощальная» симфонии Й. Гайдна. В современной концертной практике ее превратили в некое завлекательное театрализованное действо, обусловленное концовкой произведения. Театральность сохранил и Спиваков, но более сложным стало содержание симфонии. «Прощальная» – один из самых драматичных опусов гениального австрийского мудреца. И Спиваков подчеркнул это своей трактовкой. К счастью, Маэстро не утратил молодого темперамента, склонности к изящной шутке. А его безупречный вкус всегда был явлением эталонным.
Приятно, что Спиваков остается верным своей первой специальности – солирующего скрипача. В данном случае вместе с концертмейстером оркестра Алексеем Лундиным он исполнил Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор И.С.Баха.
Масштаб творческой личности выдающегося музыканта проявляется и в его широкой общественной деятельности. Уже многие годы он возглавляет Международный благотворительный фонд, поддерживая юные дарования. Один из них – гобоист Сергей Гущин (Финоедов) принял участие в данном концерте, исполнив по программе «Вариации для гобоя с оркестром» Д. Россини и на бис виртуознейшую пьесу румынского композитора первой половины ХХ века Григораша Динику «Хора-стаккато». В его интерпретации стремительная «Хора» прозвучала еще быстрее. При интонационной чистоте, удивительной легкости звукоизвлечения, которого уже достиг совсем еще молодой музыкант, в нем можно предположить будущего преемника бывшего солиста «Виртуозов» Алексея Уткина.
Поистине исторического значения концерт состоялся 14 мая, главным событием которого стало исполнение «Четырнадцатой симфонии» Д. Шостаковича – произведения, требующего особого отношения к исполнению. Дело не только в том, что она – одно из сложнейших сочинений в истории музыки ХХ века для всех исполнителей, которых, кстати, должно быть совсем немного (меньше, чем участвовало в данном исполнении): небольшие струнная и ударная группы, два солиста-вокалиста (сопрано и бас) и дирижер, симфония по сути – камерная. Но в нее вложена такая авторская глубина, которая требует от каждого исполнителя абсолютного соответствия замыслу, иначе ничего не получится. И в этот вечер все звезды сошлись над музыкантами – симфония стала настоящим потрясением для всех присутствовавших в зале независимо от того, осознали они это или нет.
Главный «виновник» свершившегося акта – Маэстро Саулюс Сондецкис, вселивший в коллег необходимый творческий заряд. Выдающийся дирижер современности как библейский Моисей провел исполнителей через все профессиональные преграды, объединив их в совместном порыве. Все как один поняли и приняли призыв ведущего, отдав исполнению невероятные внутренние силы. Безупречным оказался выбор певцов – солистов Большого театра Маквалы Касрашвили и Владимира Маторина. С участием Касрашвили Сондецкис уже однажды исполнял эту симфонию по просьбе Святослава Рихтера в программе Декабрьских вечеров. Бас тогда был другой. Присоединение Маторина – счастливая удача. Лучшего исполнителя, соединившего прекрасный вокал и актерское мастерство, трудно желать.
Мастерски проявили себя и оркестранты. Каждая встреча с таким Музыкантом, как Сондецкис, для них праздник. Его богатейший опыт, которым он всегда щедро делится, тонкое понимание психологии музыканта и искреннее расположение к младшим коллегам, готовность помочь своими секретами исполнительства – все это делает встречи с ним неизменно желанными. А потому и результат таких встреч поистине бесценен. Это доказано всеми предшествующими приездами, нынешний же воспринимается как закономерная вершина сотрудничества.
Симфония трагична. Трагедийная линия – определяющая, в творчестве композитора. Да, он бывал и другим в своих творениях: и щедрым лириком, и жестким сатириком, и беспечным юмористом. Для творца это естественно. Замкнись он только на ужасах эпохи, он бы просто не выжил в том страшном времени, внутри которого ему выпала судьба существовать. Поэтому «Четырнадцатую» мы можем воспринимать как определенный итог размышлений великого человека и художника столетия о прожитом и пережитом, о том финале, который ожидает каждого смертного. Размышлять об этом и запечатлевать в звуках, красках, поэтических строках дано не всем, но лишь избранным, ведь музыка, как известно, обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, в этом ее сила.
В этот вечер в программу концерта была включена еще одна редко исполняемая симфония – № 49 «La passione» Й. Гайдна. Жанр «Пассионов», связанный с сюжетом Страстей Господних, вошел в музыкальную практику в эпоху средневековья как хоровой жанр. В наследии Гайдна пассионность присутствует в некоторых инструментальных циклах. Симфония замечательна, необычна многими особенностями, начиная с медленной первой части и патетического Менуэта и, главное, она образно родственна симфонии Шостаковича.
Следующий вечер фестиваля, 17 мая, был отдан камерному оркестру Петрозаводской консерватории Nord-West Studium во главе с художественным руководителем Эдуардом Зондерегером. Ежегодно оркестр радует нас интересными нестандартными программами, предлагая слушателям как старинную, так и современную музыку. В этот раз программа полностью была посвящена восемнадцатому веку, в ней соединились замечательные имена современников: Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха и Георга Телемана. Творчество каждого из них может служить музыкальной визитной карточкой эпохи. Их стилевая близость свидетельствует о том, что они внимательно вслушивались в интонационный мир эпохи и творчество друг друга. И все же каждый слышал мир по-своему.
Программа концерта была выстроена драматургически продуманно. Она эффектно начиналась и завершалась: своеобразной Интрадой прозвучал «Концерт для двух труб с оркестром» А. Вивальди, а «Концерт Г. Телемана для флейты, скрипки, клавесина и струнного оркестра» стал блестящим завершением вечера. Между ними расположились редко исполняемый «Бранденбургский концерт Баха № 6», который необычен отсутствием в камерном составе скрипок, и совсем неизвестная нам «Сюита для флейты, чембало и камерного оркестра» Телемана.
Активным участником разработки программы и исполнителем партии чембало стала бывшая выпускница Петрозаводской консерватории, ныне работающая в Высшей школе Йоэнсу Светлана Пустошная. Она нередко появляется на концертных площадках Финляндии и за ее пределами. В 2007 году была удостоена премии фонда «Suomen Saveltaide». С ее подачи в концерте выступил финский коллега Пекка Мустаниеми – флейтист, чембалист, дирижер. В данной программе он предстал в первом качестве.
Успешно выступили и все петрозаводские солисты: трубачи Руслан Девликамов и Александр Казарин, фанфары которых звучали не на современных, а на барочных инструментах, альтисты Денис Дорофеев и Александр Шугаев. Ярко звучала скрипка Динары Мансуровой, вызвавшей бурную реакцию слушателей. Примечательно, что этот концерт состоялся вскоре после выступления «Виртуозов Москвы», но интерес публики сохранился. У оркестра есть своя аудитория, искренне полюбившая его.
Концерт, который состоялся 25 мая, – явление во многих отношениях уникальное. Сцена филармонии соединила в этот вечер сразу пять солистов – замечательных представителей современной молодой исполнительской генерации России. В программе фестиваля они названы «Поколением звезд». В общем, это справедливо. Просто в современном эстрадном лексиконе это слово настолько обесценено, что использовать его по отношению к действительно имеющим право так именоваться как-то не хочется. Да и сами молодые музыканты не без юмора говорят об этом. Все они состоялись в своей профессии, спокойно и достойно представительствуют на мировом музыкальном олимпе.
Петрозаводчанам давно знакомо имя кларнетиста Игоря Федорова, неоднократно принимавшего участие в фестивалях Карелии. Тончайшая звуковая нюансировка, подчас балансирующая на грани абсолютной тишины, столь необходимая в исполнении произведений Клода Дебюсси, безграничный диапазон выразительных возможностей – все это он продемонстрировал в Первой рапсодии для кларнета с оркестром французского композитора. Совсем иной стилистики потребовала созданная в джазовой манере партитура композитора Александра Розенблата – Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» для кларнета, фортепиано и струнного оркестра. Можно не соглашаться с тем, что сделал с гениальной музыкой оперы современный композитор, но звучало это весьма эффектно.
Виолончелист Борис Андрианов завоевал наши сердца с первой встречи, которая состоялась некоторое время назад. Проникновенный, мягкий, красивый и богатый звук его инструмента просто не мог не тронуть до душевных глубин, особенно в омузыкаленной М. Брухом молитве «Kol Nidrei». Это впечатление не померкло даже после шумного и брызжущего аргентинскими эмоциями «Le Grand Tango» А. Пьяццоллы.
Впервые приняли участие в карельском фестивале три представительницы прекрасного пола: скрипачка Алена Баева и две пианистки – Катя Апекишева и Ксения Башмет. Неповторимым обаянием покорила слушателей Алена Баева. Она исполнила одно из самых популярных произведений скрипичной литературы – Интродукцию и Рондо каприччиозо К.Сен-Санса. Однако в ее трактовке знакомая в каждой ноте музыка приобрела новые качества – загадочность, грациозность и большую долю лиричности. Иные качества раскрылись в пианизме Кати Апекишевой. Она исполнила Концерт для левой руки Мориса Равеля – произведение трагической окраски, где преобладают мужественно-героические образы, хотя есть и чисто равелевская лирика. Напомню, что написан концерт по заказу однорукого австрийского пианиста Пауля Витгенштейна, потерявшего руку в первой мировой войне. При ограниченности исполнительских возможностей композитор создал поистине виртуознейшее сочинение, что с блеском показала Апекишева.
Насыщенная программа раздвинула привычные рамки – к двум отделениям добавилось третье. Но вряд ли кто-то из слушателей огорчился по этому поводу. Тем более, что в завершение прозвучал не часто исполняемый Концерт Л. Бетховена – для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Солирующий триумвират составили А. Баева, Б. Андрианов и Ксения Башмет, которая в этот вечер уже выступила с И.Федоровым в исполнении Фантазии Розенблата и раскрылась очень по-разному в столь несхожих сочинениях, но убедительно и в первом, и во втором случаях.
Провел всю необычную программу главный дирижер оркестра Мариус Стравинский. В этот вечер на сцене филармонии царила молодость и, кажется, солисты и дирижер остались друг другом довольны. Надолго сохранится в памяти слушателей этот концерт.
Программа фестиваля перевалила за середину. Но впереди еще много интересного, нас ждут и другие открытия.
«Лицей» № 6-7 2009