Симфонический концерт, прошедший в Большом зале Карельской государственной филармонии 5 декабря, оставил редкое ощущение радости от услышанного. Не потому, что звучавшая музыка не давала повода для размышлений, просто исполнение каждого произведения вызывало прежде всего положительные эмоции. Как известно, предела совершенству нет, но приближаться к нему можно и должно.
Программу составили произведения Альфреда Шнитке и Йозефа Гайдна.
Разделенные во времени двумя столетиями (дата рождения Гайдна – 1732 год, Шнитке – 1934-й), великие художники оказались в итоге близки друг другу глубиной постижения проблем мироздания и масштабностью их отражения в собственном творчестве. Можно возразить: во времена Гайдна мир был устроен совсем по-другому и не испытал тех ужасов, которые довелось познать человеку ХХ века. Но кто хоть чуть-чуть знает жизненный путь первого классика, согласится, что он был совсем не легким. А умирал великий музыкант под звуки артиллерийских залпов Наполеона, входившего в это время в Вену.
В первом отделении прозвучал Концерт для альта с оркестром Шнитке. Его исполнил солист нашего оркестра, совсем еще молодой, но уже заявивший о себе музыкант Денис Дорофеев. Его исполнительское становление проходило на наших глазах. Денис родился и вырос в Кондопоге, там учился в музыкальной школе, а затем – в музыкальном училище в Петрозаводске. Окончил консерваторию по классу доцента Т. С. Заозерной, у нее же учился в аспирантуре. В 2005 году он стал лауреатом VII международного конкурса камерных ансамблей имени М. В. Юдиной в Санкт-Петербурге.
Денис выступает с сольными и ансамблевыми программами в России и за рубежом. Он не раз выходил на сцену вместе со скрипачкой Дорой Шварцберг (мы помним их исполнение Двойного концерта для скрипки и альта Моцарта), виолончелистом Хорхе Боссо. Он успешно развивается как музыкант, каждый выход на сцену оказывается для него ступенькой лестницы, ведущей вверх. Его педагог, Татьяна Сергеевна Заозерная считает, что он обладает очень серьезным творческим потенциалом, достаточными амбициями и особенно в последние годы неуклонно движется вперед. Он успешно контактирует с оркестром, что дано далеко не каждому солисту.
Исполнение Альтового концерта Шнитке требует от музыканта творческой зрелости и определенной дерзновенности. Писалось произведение для Юрия Башмета, ему посвящено и им исполняется. Это не означает, разумеется, что больше никто не имеет права прикасаться к нему: созданная музыка должна звучать. Но каждый, кто приходит к решению играть произведение, невольно задает себе вопрос, готов ли он на это.
Исполнение Дениса Дорофеева позволяет нам ответить за него – готов. Слушатели выразили свое отношение к исполнению долгими аплодисментами. Альтист раскрыл и глубину понимания этого трагического опуса, и трепещущую красоту звучащей на грани земного и небесного партии альта, которая невольно становится персонифицированным олицетворением лирического героя произведения. Этому герою не хватает сил для того, чтобы сдержать натиск обрушившейся на него трагедии, он погибает. Это почти зримо показывает композитор истаивающими звуками партии альта. Но нравственная победа остается, безусловно, за ним.
Оркестровая партия многогранна, но именно она воплощает враждебное человеку начало. Осуществивший эту программу художественный руководитель и главный дирижер оркестра Мариус Стравинский умело провел свой коллектив сквозь сложные рифы авторского замысла. Исполнительский союз солиста и дирижера оказался весьма успешным.
Во втором отделении Шнитке и Гайдн сошлись в своеобразном поединке. Прозвучали весьма оригинальное сочинение Альфреда Гарриевича под немецким названием «(K)ein Sommernachtstraum» и Симфония № 90 Гайдна. Шнитке вошел в историю музыки не только как художник-трагик. Мы знаем его как создателя разной по содержанию музыки к множеству кинофильмов, театральным постановкам. И нередко обнаруживаем в ней незаурядное чувство юмора, склонность к мистификациям. Что касается Гайдна, то он, как известно, был большим юмористом в музыке, нередко озадачивая своих слушателей. Симфоническая пьеса Шнитке в буквальном переводе означает «Не сон в летнюю ночь», но буква «к» спрятана в скобки, благодаря чему возникает словесный каламбур: если «к» учитывать, то переводить буквально надо как отрицание – «не». Если же его отбросить, то остается так называемый неопределенный артикль, который переводить не нужно. Есть и второй подзаголовок – «Не по Шекспиру». Однако за названием «Сон в летнюю ночь» встает не только Шекспир, но и Мендельсон, создавший гениальную музыку к шекспировской комедии. Вообще пьеса соткана из множества тонких музыкальных аллюзий, поданных с необыкновенной изобретательностью, выдумкой, оркестровыми находками. И дирижер все это блестяще показал.
Симфония № 90 Гайдна – совершенно зрелое и замечательное произведение композитора, хотя она не входит в число его самых лучших последних, так называемых «Лондонских», симфоний. В ней юмористической находкой отмечен финал: автор дважды вводит слушателей в заблуждение лже-концовками. Доверчивые люди каждый раз начинают хлопать, дирижер доволен достигнутым эффектом и музыка продолжается… Когда же она кончается на самом деле, «запуганная» аудитория не сразу понимает, что теперь действительно все кончилось. В итоге довольны все – и исполнители, и слушатели. Гайдновские «штучки» всегда будоражат воображение при том, что им уже двести с лишним лет. Но истинные ценности, как известно, со временем своей привлекательности не утрачивают и продолжают доставлять меломанам радость.
На фото: альтист Денис Дорофеев